Цель: предназначена для оценки уровня развития нравственной направленности личности ребенка, проявляющейся во взаимодействии со сверстниками.
Инструкция: для проведения методики необходимы геометрическая мозаика и картинки с изображением предмета, состоящего из небольшого количества мозаичных фигур.
В исследовании участвуют два ребенка одного возраста. В пару не рекомендуется брать двух друзей. Лучше, если это будут дети малознакомые друг с другом, не поддерживающие постоянных отношений между собой. Взрослый говорит им: «Дети, сейчас мы с вами поиграем в мозаику. Из нее можно составлять разные узоры. Давайте, мы по этой картинке сложим узор.
«Попробуйте!».
Детям предлагается картинка-образец. Они осваивают игру. После того, как взрослый видит, что дети достаточно уверенно манипулируют фигурками, предлагает им следующую картинку: «А теперь я каждому дам фигурки, и вы вместе составите вот этот рисунок».
Акцент делается на слове «вместе». Детям дается ровно столько фигурок, сколько их необходимо для составления предъявленной картинки; фигурки делятся между детьми поровну.
|
|
Для проведения исследования обычно достаточно двух-трех картинок (не считая тренировочной картинки-образца).
Во время выполнения задания детьми задача взрослого лишь фиксировать в протоколе поведение детей.
Обработка результатов:
При анализе протоколов выделяют признаки, которые объединяют в 4 комплексных параметра (симптомокомплекса):
1. Отрицательная нравственная направленность личности:
- Забирает (берет) фигурки партнера (от 0 до 2 баллов в зависимости от степени выраженности данного признака).
- На забирание у себя фигурок реагирует негативно (от 0 до 2 баллов).
- Пытается регулировать поведение партнера, оценивая его действия (реплики типа: «Давай, делай!», «Ты что, совсем?») (от 0 до 2 баллов).
- Использует в речи личные местоимения типа «я», «мне» (0 – 1 балл).
- Не понимает слова «вместе», стремясь выполнить задание, используя только свои фигурки (0 – 2 балла).
- Работает один (0 – 1 балл).
2. Положительная нравственная направленность личности:
- Помогает партнеру, советует (0 – 2 балла).
- Отдает свои фигурки, передвигает их на центральную часть стола или ближе к партнеру, работает на стороне партнера (0 – 2 балла).
- Использует в речи личные местоимения множественного числа типа «нас», «мы» (0 – 1 балл).
- Сразу понимает слово «вместе» и пытается наладить сотрудничество (0 – 2 балл).
- Работает вместе с партером (0 – 1 балл).
3.Общительность, контактность ребенка:
- Речь, обращенная к партнеру (1 балл начисляется за каждую реплику, но не более 5 баллов).
- Речь, обращенная к взрослому (1 балл начисляется за каждую реплику, но не более 5 баллов).
- Реагирует действием на советы партнера (0 – 2 балла).
4. Заинтересованность в предложенной деятельности:
|
|
- Строит сам или вместе с партнером, то есть активно выполняет задание (0 – 2 балла).
- Следит за работой партнера (0 – 2 балла).
Баллы суммируются по каждому симптомокомплексу.
Методика «Что такое хорошо и что такое плохо» (4 класс)
Цель: диагностика сформированности нравственных представлений.
Инструкция:
Учащихся просят привести примеры:
- принципиального поступка;
- зла, сделанного тебе другими;
- доброго дела, свидетелем которого ты был;
- справедливого поступка твоего знакомого;
- безвольного поступка;
- проявления безответственности и др.
Обработка результатов:
Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-балльной шкале:
1 балл – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;
2 балла – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;
3 балла – если сформировано полное и четкое представление.
Возможно также проведение структурированной беседы на тему, например, справедливости. Детям читают рассказ о справедливом или несправедливом поступке и обсуждают его. Ребенку задают следующие вопросы: «Как называется такой поступок?», «О каком справедливом поступке ты можешь рассказать сам?» и т. д.
Методика «Что мы ценим в людях» (3-4 классы)
Цель: методика предназначена для выявления нравственных ориентаций ребенка.
Инструкция: ребенку предлагается мысленно выбрать двух своих знакомых: один из них хороший человек, на которого ребенок хотел бы быть похожим, другой – плохой. После чего просят его назвать те их качества, которые ему нравятся в них и которые не нравятся, и привести по три примера поступков на эти качества. Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения.
Ребенок должен дать моральную оценку поступкам, что позволит выявить ero отношение к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) – на безнравственный.
Обработка результатов:
Для обработки результатов можно воспользоваться следующей ориентировочной шкалой:
0 баллов – ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношение к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки (они не соответствуют тем качествам, которые он называет), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремится или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.
2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам еще недостаточно устойчивое.
3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.