Цель: изучение характера эмпатии: эгоцентрическая, гуманистическая
Инструкция: исследование проводится индивидуально. Ребенку говорят: "Я расскажу тебе рассказы, а ты, послушав их, ответишь на вопросы". Если испытуемым является девочка, то в рассказах фигурировать должна девочка.
Рассказы:
1. Мальчик мечтал завести собаку. Однажды знакомые привели свою собаку и попросили поухаживать за ней, пока они будут в отъезде. Мальчик очень привязался к собаке, полюбил ее. Он ее кормил, водил гулять, ухаживал за ней. Но собака очень тосковала по своим хозяевам, очень ждала их возвращения. Через некоторое время знакомые вернулись и сказали, что мальчик сам должен решить - вернуть собаку или оставить ее себе.
Как поступит мальчик? Почему?
2. Мальчик нашел на улице котенка и принес его домой. Бабушка сказала, что котенок может быть больным и выкинула его на улицу. Мальчик очень рассердился и накричал на бабушку. Вечером бабушка сказала: "Ну что ж, придется мне уезжать домой, хотя мне там и одиноко".
|
|
Как поступит мальчик? Почему?
3. Вася разбил окно. Он испугался, что его накажут и сказал воспитателю, что окно разбил Андрей. Ребята в детском саду об этом узнали и перестали с Васей разговаривать, не брали его в игры. Андрей подумал: "Простить мне Васю или нет?".
Как поступит Андрей? Почему?
Обработка результатов: если ребенок решает ситуацию в пользу другого (собаки, бабушки, Васи), то это указывает на гуманистический характер эмпатии; решение ребенком ситуации в свою пользу - об эгоцентрическом характере эмпатии.
Методики, предназначенные для оценки деятельности педагога
Методика оценки качества педагогической деятельности
Цель: мониторинга профессионализма учителя, выделения направлений и форм его индивидуальной методической работы; определения соответствия профессиональному стандарту педагога.
Инструкция: Предлагается компетентностный подход.
При компетентностном подходе усиливается внимание педагога к диагностике единства когнитивного, эмоционального и волевого аспектов деятельности по достижению целей субъекта. Теоретическая и практическая готовность педагога к выполнению профессиональных функций – две составляющие компетентности. Таким образом, компетентность характеризует и деятельность, и самого педагога, т.е. интегрирует его профессиональные и личностные качества.
В зависимости от контекста решаемых исследовательских задач в современной педагогической науке понятие «профессиональная компетентность педагога» рассматривается по-разному. В отечественной педагогике принято понимать компетентность как характеристику работника (специалиста), а компетенцию как характеристику рабочего места (должности, позиции). Компетенция – это заданное требование к образовательной подготовке обучаемого, характеристика его профессиональной роли; компетентность – это мера соответствия заданному требованию, степень освоения компетенции, личностная характеристика человека.
|
|
Таким образом, диагностируется компетентность, а система компетенций является нормативной моделью для диагностики.
Объектом диагностической деятельности выступают педагогические явления, к которым относятся взаимодействие участников образовательного процесса, совместная деятельность, поведение и отношения субъектов в процессе педагогического взаимодействия, а также индивидуально-личностные свойства субъектов и закономерности их становления.
Субъектами диагностики являются: педагог (самооценка), профессиональные сообщества (метод.объединения, кафедры, творческие коллективы и др.), администрация ОУ, родительская общественность, ученики.
В качестве средства выявления уровня сформированности профессиональных компетентностей педагога выберем критериально ориентированные тесты.
При таком тестировании критерием служит наличие или отсутствие проверяемых знаний.
Критерии оценки качества педагогической деятельности – признаки сформированности профессиональных компетентностей, готовности к профессиональной деятельности.
Критерий – признак, на основе которого производится оценка, определение или классификация чего-либо, мерило оценки. В диагностике критерием является переменная величина, принимающая разные значения для различных случаев или для различных моментов времени в рамках одного случая. Критерии дают возможность судить о состоянии объекта диагностики.
Количество критериев равно шести. По каждому критерию – десять показателей. В этом случает объект и предмет диагностики отображаются наиболее полно. Результаты оцениваются по отношению ко всей сумме тестовых задач, а не по порядковому месту испытуемого в выборке и не по отношению этих результатов к статистической норме.
Обработка результатов:
Балльная оценка по показателям уровня сформированности профессиональных компетентностей:
-0 баллов – отсутствие показателя;
-1 балл – низкий уровень;
-2 балла – средний уровень;
-3 балла – высокий уровень.
Формула подсчета количественной отметки качества педагогической деятельности
Компетентность = Сумма баллов по показателям х 100% =
(по каждому критерию) 30
Качество педагогической деятельности = сумма баллов по показателям х 100% =
180
Качество педагогической деятельности | Уровень | Статус | Стимулирование |
90-100% | Высокий (творческий) уровень | Учитель, работающий творчески | Прибавление % к зарплате, представление к наградам, участию в конкурсах, получению грантов и др. |
70-90% | Средний (продвинутый) уровень | Учитель с установившимся стилем работы | Прибавление % к зарплате. |
50-70% | Обязательный (низкий) уровень. | Учитель, требующий усиленного внимания администрации | Допуск до работы |
Недостаточный уровень | Нет допуска до работы |