Методика «Неоконченные рассказы» (Т.П.Гаврилова)

Цель: изучение характера эмпатии: эгоцентрическая, гуманистическая

Инструкция: исследование проводится индивидуально. Ребенку говорят: "Я расскажу тебе рассказы, а ты, послушав их, ответишь на вопросы". Если испытуемым является девочка, то в рассказах фигурировать должна девочка.

Рассказы:

1. Мальчик мечтал завести собаку. Однажды знакомые привели свою собаку и попросили поухаживать за ней, пока они будут в отъезде. Мальчик очень привязался к собаке, полюбил ее. Он ее кормил, водил гулять, ухаживал за ней. Но собака очень тосковала по своим хозяевам, очень ждала их возвращения. Через некоторое время знакомые вернулись и сказали, что мальчик сам должен решить - вернуть собаку или оставить ее себе.

Как поступит мальчик? Почему?

2. Мальчик нашел на улице котенка и принес его домой. Бабушка сказала, что котенок может быть больным и выкинула его на улицу. Мальчик очень рассердился и накричал на бабушку. Вечером бабушка сказала: "Ну что ж, придется мне уезжать домой, хотя мне там и одиноко".

Как поступит мальчик? Почему?

3. Вася разбил окно. Он испугался, что его накажут и сказал воспитателю, что окно разбил Андрей. Ребята в детском саду об этом узнали и перестали с Васей разговаривать, не брали его в игры. Андрей подумал: "Простить мне Васю или нет?".

Как поступит Андрей? Почему?

Обработка результатов: если ребенок решает ситуацию в пользу другого (собаки, бабушки, Васи), то это указывает на гуманистический характер эмпатии; решение ребенком ситуации в свою пользу - об эгоцентрическом характере эмпатии.

 

Методики, предназначенные для оценки деятельности педагога

 

Методика оценки качества педагогической деятельности

Цель: мониторинга профессионализма учителя, выделения направлений и форм его индивидуальной методической работы; определения соответствия профессиональному стандарту педагога.

Инструкция: Предлагается компетентностный подход.

При компетентностном подходе усиливается внимание педагога к диагностике единства когнитивного, эмоционального и волевого аспектов деятельности по достижению целей субъекта. Теоретическая и практическая готовность педагога к выполнению профессиональных функций – две составляющие компетентности. Таким образом, компетентность характеризует и деятельность, и самого педагога, т.е. интегрирует его профессиональные и личностные качества.

В зависимости от контекста решаемых исследовательских задач в современной педагогической науке понятие «профессиональная компетентность педагога» рассматривается по-разному. В отечественной педагогике принято понимать компетентность как характеристику работника (специалиста), а компетенцию как характеристику рабочего места (должности, позиции). Компетенция – это заданное требование к образовательной подготовке обучаемого, характеристика его профессиональной роли; компетентность – это мера соответствия заданному требованию, степень освоения компетенции, личностная характеристика человека.

Таким образом, диагностируется компетентность, а система компетенций является нормативной моделью для диагностики.

Объектом диагностической деятельности выступают педагогические явления, к которым относятся взаимодействие участников образовательного процесса, совместная деятельность, поведение и отношения субъектов в процессе педагогического взаимодействия, а также индивидуально-личностные свойства субъектов и закономерности их становления.

Субъектами диагностики являются: педагог (самооценка), профессиональные сообщества (метод.объединения, кафедры, творческие коллективы и др.), администрация ОУ, родительская общественность, ученики.

В качестве средства выявления уровня сформированности профессиональных компетентностей педагога выберем критериально ориентированные тесты.

При таком тестировании критерием служит наличие или отсутствие проверяемых знаний.

Критерии оценки качества педагогической деятельности – признаки сформированности профессиональных компетентностей, готовности к профессиональной деятельности.

Критерий – признак, на основе которого производится оценка, определение или классификация чего-либо, мерило оценки. В диагностике критерием является переменная величина, принимающая разные значения для различных случаев или для различных моментов времени в рамках одного случая. Критерии дают возможность судить о состоянии объекта диагностики.

Количество критериев равно шести. По каждому критерию – десять показателей. В этом случает объект и предмет диагностики отображаются наиболее полно. Результаты оцениваются по отношению ко всей сумме тестовых задач, а не по порядковому месту испытуемого в выборке и не по отношению этих результатов к статистической норме.

Обработка результатов:

Балльная оценка по показателям уровня сформированности профессиональных компетентностей:

-0 баллов – отсутствие показателя;

-1 балл – низкий уровень;

-2 балла – средний уровень;

-3 балла – высокий уровень.

Формула подсчета количественной отметки качества педагогической деятельности

Компетентность = Сумма баллов по показателям х 100% =

(по каждому критерию) 30

Качество педагогической деятельности = сумма баллов по показателям х 100% =

180

Качество педагогической деятельности Уровень Статус Стимулирование
90-100% Высокий (творческий) уровень Учитель, работающий творчески Прибавление % к зарплате, представление к наградам, участию в конкурсах, получению грантов и др.
70-90% Средний (продвинутый) уровень Учитель с установившимся стилем работы Прибавление % к зарплате.
50-70% Обязательный (низкий) уровень. Учитель, требующий усиленного внимания администрации Допуск до работы
  Недостаточный уровень   Нет допуска до работы

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: