Рисунок 1 Выраженность переменных настойчивости

В содержательно-смысловом блоке настойчивости преобладали личностно-значимые цели, эгоцентричность. При реализации настойчивости курсанты руководствовались личностными целями, желаниями найти хорошую и интересную работу, обрести самостоятельность и независимость, достичь материального благополучия, проявить свои возможности и способности, развить у себя упорство и волю, быть более требовательными к самим себе.

В инструментально-стилевом блоке преобладали энергичность и интернальность. Курсанты проявляли настойчивость различными способами, в разных ситуациях, готовы самостоятельно добиваться поставленной цели и нести ответственность за свои неудачи. Ее проявление сопровождалось положительными эмоциями, удовольствием от удачно достигнутой цели. Все это способствовало развитию настойчивости, поощряло его проявление и создавало положительный образ настойчивого человека.

Далее рассмотрим взаимосвязи между переменными настойчивости.

В структуре настойчивости была обнаружена 31 значимая корреляция. Из них наибольшее количество корреляций с другими переменными имела аэргичность (9 корреляций), среднее количество имели личностные трудности (6 корреляций), социоцентричность (5 корреляций), экстернальность (5 корреляций), операциональные трудности (5 корреляций), астеничность (4 корреляции), низкое количество имели общественно-значимые и личностно-значимые цели (3 корреляции), субъектность (3 корреляции), предметность (2 корреляции), эгоцентризм (2 корреляции), осмысленность (1 корреляция), стеничность (1 корреляция), интернальность (1 корреляция).

В установочно-целевом компоненте наиболее выраженные положительные корреляции обнаружились между общественно и личностно значимыми целями (0,542). Следовательно, чем выше у студентов выражены общественно значимые цели, тем выше и цели личностные. Обнаружена положительная связь между общественно-значимыми целями и характеристикой мотивационного компонента - социоцентричностью (0,465) т. е. чем выше у курсантов была выражена социально-общественная направленность, тем выше их общественные цели.

В мотивационном компоненте настойчивости социоцентричность имеет положительные связи с эгоцентричностью (0,406), т. е. чем выше у курсантов выражены социальные мотивы, тем выше и личные мотивы проявления настойчивости. Кроме того, обнаруживается положительная связь социоцентричности с характеристикой когнитивного компонента - осведомленностью (0,426). Это означает, что курсанты имеют четкое представление о понятии настойчивости и понимают необходимость развития данного качества.

В когнитивном компоненте настойчивости обнаружена положительная связь осмысленности с характеристикой мотивационного блока - эгоцентричностью (0,392). Осведомленность коррелирует с характеристиками мотивационного блока - социоцентричностью (0,426), динамического блока - аэргичностью (0,439), регуляторного компонента - экстернальностью (0,541). Следовательно, можно заключить, что у студентов мотивация настойчивости повышалась при углублении представлений о ней и уменьшалась при появлении негативных эмоций вследствие возникновения трудностей и неудач, при которых курсанты перекладывали ответственность на других.

В продуктивном компоненте были обнаружены положительные корреляции между предметностью и субъектностью (0,569), а также характеристикой мотивационного компонента - социоцентричностью (0,355). Кроме того, субъектность положительно связана с такой характеристикой установочно-целевого компонента как личностно-значимые цели (0,85) и характеристикой динамического компонента - энергичностью (0,391). Эти данные показывают, что уровень продуктивности настойчивости курсантов зависел от целей и мотивов, на которые она была направлена, а также от степени активности.

Данные компоненты образуют мотивационно-смысловой блок. Связи в данном блоке показаны на рисунке 2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: