Таблица - 1 Ключ-дешифратор к методике диагностики эмпатии И. М. Юсупова

  ШКАЛА  
Название № утверждения
1 Эмпатия с родителями 10, 13, 16
2 Эмпатия с животными 19, 22, 25
3 Эмпатия со стариками 2, 5, 3
4 Эмпатия с детьми 26, 29, 32
5 Эмпатия с героями художественных произведений 9, 12, 15
6 Эмпатия с незнакомыми или малознакомыми людьми 21, 24, 27
  УРОВЕНЬ ЭМПАТИИ  
Уровень Кол-во баллов по шкалам Кол-во баллов в целом
Очень высокий 15 82-90
Высокий 13-14 63-81
Средний 5-12 37-62
Низкий 2-4 12-36
Очень низкий 0-1 5-11

 

Методика В. В. Бойко «Диагностика уровня эмпатии» (приложение 5) позволяла определить выраженность различных каналов в структуре эмпатии: рационального, эмоционального, интуитивного, а также установок, способствующих или препятствующих эмпатии, проникающей способности в эмпатии и идентификации.

Рациональный канал эмпатии представляет направленность внимания, восприятия и мышления субъекта, выражающего эмпатию, на состояние, проблемы и поведение другого человека, спонтанный интерес к нему. При развитом рациональном канале эмпатии партнер привлекает внимание своей бытийностью, что позволяет выражающему эмпатию непредвзято выявлять его сущность не опираясь на логику и поиск мотивации интереса к другому.

Эмоциональный канал эмпатии фиксирует способность субъекта эмпатии эмоционально резонировать с окружающими – сопереживать, соучаствовать.

Интуитивный канал эмпатии свидетельствует о способности респондента видеть поведение партнеров, действовать в условиях дефицита исходной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании. Интуиция менее зависит от осмысленного восприятия партнеров, а не от оценочных стереотипов.

Установки, способствующие или препятствующие эмпатии, облегчают или затрудняют действие всех эмпатических каналов. Эмпатия становится менее эффективной, если человек не проявляет любопытство к другой личности. Подобное поведение резко ограничивает диапазон эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия. Различные каналы эмпатии действуют активнее и надежнее, если нет препятствий со стороны установок личности.

Проникающая способность в эмпатии - это важное коммуникативное свойство человека, которое позволяет создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности.

Идентификация – это умение понять другого на основе сопереживаний, умение поставить себя на место партнера. В основе идентификации лежит легкость, подвижность и гибкость эмоций, способность к подражанию.

Опросник состоял из 36 суждений, позволяющих не только выявить особенности проявления эмпатических способностей, но и прогнозировать их возможное развитие.

Исследование проводилось в форме теста, состоящего из 36 закрытых суждений, с которыми следовало либо согласиться, либо нет. Оценки по каждой шкале варьировались от 0 до 6 баллов, обозначая значимость конкретного параметра.

Подсчитывалось число ответов, соответствующих «ключу» каждой шкалы (каждый совпавший ответ, с учетом знака, оценивается одним баллом), а затем определялась их общая сумма.

Рациональный канал эмпатии: +1, +7, – 13, +19, +25, – 31.

Эмоциональный канал эмпатии: – 2, +8, – 14, +20, – 26, +32.

Интуитивный канал эмпатии: – 3, +9, +15, +21, +27, – 33.

Установки, способствующие эмпатии: +4, – 10, – 16, – 22, – 28, – 34.

Проникающая способность в эмпатии: +5, – 11, – 17, – 23, – 29, – 35.

Идентификация в эмпатии: +6, +12, +18, – 24, +30, – 36.

Они выполняют вспомогательную роль в интерпретации основного показателя – уровня эмпатии.

Суммарный показатель мог изменяться в пределах от 0 до 36 баллов:

30 баллов и выше – очень высокий уровень эмпатии;

29-22 – средний;

21-15 – заниженный;

менее 14 баллов – очень низкий.

 

Особенности настойчивости у курсантов

Рассматривая настойчивость как универсальную характеристику всех типов активности в рамках концепции многомерно-функциональной модели организации свойств личности А. И. Крупнова, мы исследовали гармонические (способствующие развитию и проявлению настойчивости) и агармонические (затрудняющие реализацию и формирование этого свойства) переменные содержательно-смысловых (целевых, мотивационных, когнитивных, продуктивных) и инструментально-стилевых (динамических, эмоциональных, регуляторных, рефлексивно-оценочных) составляющих этого свойства у курсантов.

С помощью t-критерия Стьюдента были выявлены соотношения гармонических и агармонических переменных внутри различных компонентов настойчивости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: