Характеристики | Методики | Особенности | Настойчивые | Эмпатийные | Уровень значимости различий |
Настойчивость | Опросник И.П. Ильина и Е. П. Фещенко | Настойчивость | 56,72 | 9,17 | 0,002 |
| Бланковый тест А.И. Крупнова | Общественно- значимые цели | 32,41 | 38,16 | 0,000 |
| Личностно-значимые цели | 39,52 | 30,96 | 0,436 | |
Социоцентричность | 33,16 | 39,31 | 0,048 | ||
Эгоцентричность | 39,47 | 32,26 | 0,857 | ||
Осмысленность | 37,38 | 36,96 | 0,386 | ||
Осведомленность | 31,21 | 28,16 | 0,000 | ||
Предметность | 35,3 | 28,22 | 0,75 | ||
Субъектность | 38,75 | 34,54 | 0,107 | ||
Энергичность | 39,83 | 31,74 | 0,000 | ||
Аэргичность | 35,66 | 26,7 | 0,000 | ||
Стеничность | 37,02 | 35,77 | 0,332 | ||
Астеничность | 34,22 | 33,18 | 0,003 | ||
Интернальность | 39,04 | 35,68 | 0,805 | ||
Экстернальность | 33,69 | 28,14 | 0,000 | ||
Операциональные Трудности | 30,87 | 26,78 | 0,000 | ||
Личностные трудности | 32,15 | 26,6 | 0,001 |
Для “Настойчивых” были характерны целеустремленность, готовность довести дело до конца, мотивированные личными интересами и побуждениями, желание добиться всего самим, высокая продуктивность. При активном проявлении настойчивости эти курсанты испытывали положительные эмоции, а негативные эмоции - при столкновении с какими-либо внутренними проблемами. Они осознавали настойчивость как конкретное волевое свойство личности и имели четкое представление о ней.
|
|
“Эмпатийные” проявляли настойчивость при наличии общественно-значимых целей, при этом испытывали положительные эмоции и были активны в действиях, желая добиться поставленной цели, в особенности коллективной. Столкновение как с внешними, так и с внутренними трудностями вызывало у них негативные эмоции, они довольно остро переживали неудачи, быстро переключались на другое и с легкостью отказывались от дел,в успехе которых не были уверены. При этом, они готовы нести ответственность за свои неудачи. Настойчивость они оценивают как необходимое волевое свойство и понимают важность его дальнейшего развития.
Таблица 6 - Сравнение особенностей эмпатии 2-х выделенных групп курсантов
Характеристики | Методики | Особенности | Настойчивые | Эмпатийные | Уровень значимости различий |
Эмпатия | Методика Юсупова | Общий уровень эмпатии | 17,25 | 62,16 | 0,005 |
|
| Родители | 10,06 | 14,3 | 0,000 |
Животные | 7,45 | 12,96 | 0,000 | ||
Старики | 7,19 | 17,36 | 0,000 | ||
Дети | 9,3 | 10,83 | 0,015 | ||
Литературные герои | 5,61 | 7,18 | 0,02 | ||
Незнакомцы | 5,36 | 12,7 | 0,243 | ||
Методика Бойко | Рациональность | 3,97 | 4,37 | 0,000 | |
| Эмоциональность | 3 | 5,2 | 0,000 | |
Интуитивный канал | 3,32 | 5,16 | 0,000 | ||
Установки | 4,02 | 3,9 | 0,515 | ||
Проникающая способность | 3,17 | 4,52 | 0,000 | ||
Идентификация | 3,53 | 4,9 | 0,05 |
Для “Настойчивых” характерны низкая заинтересованность в проблемах других людей и спокойное отношение к ним, способность к сопереживанию. Кроме того, данная группа характеризуется низкой способностью действовать в условиях дефицита информации о своем собеседнике, партнера они воспринимают, опираясь на логику, а не эмоции.Также характерен высокий уровень сопереживания родителям, средний - к старикам, животным и детям, низкий - к литературным героям и незнакомцам.
|
|
“Эмпатийным” прежде всего были свойственны эмоциональная отзывчивость, чувствительность к проблемам окружающих, непринужденность в общении и способность легко находить контакт с окружающими; сильная эмоциональная отзывчивость по отношению к родителям, животным, старикам, детям и незнакомым людям; повышенное внимание к эмоциональному состоянию собеседника и непредвзятое отношению к нему, сильный эмоциональный отклик, высоко развитая способность прогнозировать дальнейшее поведение собеседника и эффективное взаимодействие с ним даже в случае дефицита необходимой информации.