Рождение СССР – это хорошо или плохо?

 

    Честно говоря, мой дорогой друг, ты уже слегка достал меня этими, по своей сути, примитивными вопросами. Ты как Лукашенко, впервые взявший в руки орфографический словарь. Хватит уже тупить. Что значит «хорошо» и что значит «плохо»? В исторической коннотации таких категорий не может быть априори!

Прошу прощения. Это ведь мой собственный вопрос… Я сам становлюсь, как Лукашенко. Помните его выступление в одном из рабочих коллективов, когда он сказал, что во всех своих бедах виноват сам белорусский народ?

И попробуй тут с ним поспорить. Вы выбрали – вы и расхлебывайте. Однако, если отбросить юмор в сторону, сам по себе вопрос насущный и здесь я попробую высказать свою точку зрения. И хотя я пообещаю быть нейтральным, на практике это вряд ли получится.

    Для начала давай, мой друг, на всякий случай уточним, что значит понятие «успешное государство» и как вообще можно стать таковым? Может быть для этого нужна сильная армия, которую боятся все враги нас окружающие? Или тут, в первую очередь, нужна развитая экономика? А может стоит задуматься о продовольственной безопасности и сделать акцент на сельское хозяйство? Или все-таки нужно отдать должное времени и развивать инновационные технологии, концентрируясь на той же IT отрасли?

    Да. Всё это так! И не так, одновременно. Я попытаюсь объяснить тебе аллегорически. Когда ты начинаешь строить свой собственный дом, ты начинаешь не с коробки и уж точно не с крыши. Если, конечно, на дворе не девяностые. В таком случае, лучше все-таки начать с хорошей «крыши».

    А если серьезно, то абстрагируясь от всяких там калькуляций, архитектурно-дизайнерских и проектно-сметных аспектов, ты начинаешь строить свой дом с фундамента. Именно от надежности фундамента зависят все остальные составляющие элементы, начиная от окон и заканчивая камином.

    Так вот, роль фундамента в государстве выполняет одна единственная отрасль, без должного развития которой никакая страна не достигнет уровня «успешной». Именно эта сфера является магистральным направлением, с которого необходимо начинать любые кардинальные государственные реформы.

Именно это направление должно быть в абсолютном и неоспоримом приоритете у руководителя, если он хочет из маленькой отсталой деревни сделать высокотехнологичный Сингапур. И именно эта сфера, к огромному сожалению, является белорусской ахиллесовой пятой. Как ни странно.

    Почему странно? Да потому, что наш колхозный дурачок, в теории, как раз-таки является представителем этой самой отрасли, по крайне мере, по первому диплому так точно. Как ты уже (надеюсь) догадался, я говорю про образование.

    Чем выше средний уровень грамотности населения, чем больше процентов от ВВП кумулируется в образовательной (смежных) отраслях, тем богаче, крепче и сильнее будет это самое государство!!

Образование – это, по своей сути, тот матричный кластер, который дает жизнь всему остальному. Будет образование – будут хорошие управленцы и финансисты, что обусловит уже экспоненциальное экономическое развитие.

Будут профессиональные и образованные офицеры – армия станет современной и боеспособной. Будут использоваться высокие технологии в сельском хозяйстве – глядишь и коровы в Беларуси перестанут массово дохнуть от голода. Будет образование – будет и все остальное!

    И вот здесь, прости уж за скромность, мои мысли полностью коррелируют с видением ситуации Лениным и Троцким, которые начали одну из самых масштабных и одну из самых великих реформ в пост имперской России (СССР).

    Конечно, всё пошло-поехало с типично большевистским размахом и ряд инноваций, с точки зрения современного подхода, выглядит, мягко говоря, не совсем адекватно. Начиная от тотального уничтожения всех частных школ и заканчивая насильственным обучением письму даже престарелых крестьян в самых отдаленных уголках большой Родины.

    Да и присвоение Крупской (жена Ленина) ученой степени доктора педагогических наук выглядит, на мой взгляд, немного «странно». Почему? Да потому, что именно эта мадам была одним из двигателей таких образовательных инноваций, как то же сожжение всей неугодной литературы, начиная от церковных книг (Библия, Коран, Тора) и заканчивая широким спектром русских классиков.

    Однако священнослужители, писатели, поэты, композиторы и художники были не самые одиозные составляющие в длинном списке неугодных. Апогеем тупости стало признание контрреволюционными элементами…

Внимание! Не падай, мой друг, со стула. Куклы! Детские куклы были признаны: «Элементами, отражающими мещанскую и мелкобуржуазную суть, поскольку игрушки должны иметь политическую направленность в воспитании нового поколения женщин в социалистическом обществе» …

    Однако в целом, абстрагируясь от вышесказанного, реформа образования была успешной и буквально за несколько лет той же грамоте были обучены миллионы человек. Самым большим и самым важным достижением было, бесспорно, создание национальной всеобщей системы бесплатного базового образования. И это, уже не говоря о возможности учиться на своем родном языке.

Да, да, мой друг. В той же Беларуси было, например, сразу четыре государственных языка: русский, белорусский, польский и идиш, что было просто невероятно. Особенно, после полного запрета белорусского языка на территории всей Российской империи.

Можно как угодно проклинать революцию саму по себе, но нельзя отрицать того факта, что монархический режим тянул страну назад. Можно как угодно восхищаться всякими там Демидовскими и Путиловскими заводами, но нельзя отрицать ужасного положения рабочих на тех же заводах. Можно бравировать тем, что империя кормила половину Европы (поставляя зерно), но нельзя отрицать, что свои же крестьяне жили в полной нищете.

Для справки отмечу, что средняя продолжительность жизни в Российской империи едва переваливала за тридцать лет! И это при том, что в соседней Швеции, к примеру, был крепкий полтинник. Ты только сравни – 30 и 50!

    В системе образования было тоже самое. «Золотая молодежь» (дворяне и помещики) получала хорошее и качественное образование и, зачастую, гораздо лучше разговаривала на французском, нежели на русском (особенно до 1812), но основная часть страны, как ни крути, была заведомо лишена привилегии учиться.

    И именно эта, пилотная по своей сути и новаторская по содержанию, реформа лично у меня вызывает просто безграничное восхищение и уважение. Аспекты тупости, идеологии и всякие там массовые изъятия (конфискации) церковного имущества я, в силу многих причин, оставлю без комментария.

    Почему я вообще так зациклился на образовательной реформе? Да, очень просто. Дело в том, мой друг, что я – автодидакт (самоучка). И не смотря на разные корки и дипломы, пылящиеся глубоко в шкафу, практически весь мой багаж знаний получен без помощи белорусской и слегка архаичной по своей сути системы образования.

    Я самостоятельно учил мировую экономическую историю. Я с удовольствием посещал различные тренинги, курсы, семинары и всё, что было мной освоено, так или иначе лежало в плоскости некой самоактуализации (развития личностных возможностей).

Начиная от «слепой печати» на компьютере и заканчивая «вертикальным чтением» с параллельным увеличением качества усвоения проработанного материала. Начиная от бухгалтерских курсов, да тренингов по холодным продажам и заканчивая повышением квалификации в БГЭУ (внешнеэкономическая деятельность), а также освоением таких далеких и непонятных для белорусских бизнесменов иностранных МВА кейсов…

    Честно говоря, мне иногда кажется, что я бы отдал свою левую почку за то, чтобы в своё время иметь возможность учиться в самом лучшем ВУЗе мира (в своей категории), а именно в Массачусетском технологическом университете, что, к сожалению, уже невозможно. Даже в теории. Даже, если эта мразь и не переедет меня танковой гусеницей на площади. Годы уже не те…

    И именно поэтому я просто не могу пройти мимо такого великого по своему замыслу намерения большевиков – сделать страну образованной. Что из этого всего получилось, ты скоро узнаешь, а пока я хочу отметить ещё один очень важный момент.

Причем этот момент настолько важный, что я, пожалуй, выделю его отдельной вставкой, ибо без этого аспекта невозможно даже поверхностное понимание причин, приведших к появлению СССР.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: