Допустимо ли получение неофициальной платы (в % от всех опрошенных)
Северный Кавказ | Россия | |
Никогда, ни при каких обстоятельствах | 44 | 71 |
Если чиновник, служащий идет на это ради интересов своей семьи | 24 | 2 |
Если плата не столь велика | 13 | 5 |
Если это не угрожает жизни, безопасности других людей | 6 | 8 |
Затрудняюсь ответить | 13 | 14 |
И в кавказских республиках, и в российских регионах разные сферы деятельности коррумпированы не в одинаковой степени. В них действуют разные правила и оборачиваются разные объемы средств. Судить об этих различиях можно по средней величине «вознаграждения», выплачиваемой в разных сферах. В целом размеры «вознаграждения», принятые на Кавказе, значительно превышают размеры «вознаграждения», принятые в российских регионах (за исключением, очевидно, Москвы).
Взяткоемкость различных сфер деятельности
Доля тех, кто сталкивался с ситуацией необходимости ” неофициального ” платежа (в % от всех опрошенных) | Доля тех, кто относится к явлению ” неофициальных ” платежей отрицательно (в % от всех опрошенных)
| Доля тех, кому пришлось платить ” неофициальные ” платежи (в % от тех, кто сталкивался с ситуацией «неофициальных» платежей) | Средний размер ” неофициального ” платежа (в рублях) | |||||||
Северный Кавказ | Россия | Северный Кавказ | Россия | Северный Кавказ | Россия | Северный Кавказ | Россия | |||
Медицина и здоровье | 36 | 8 | 22 | 57 | 77 | 23 | 3400 | 4800 | ||
Дошкольные учреждения | 25 | 5 | 36 | 62 | 37 | 15 | 900 | 550 | ||
Школа, средние специальные заведения | 34 | 8 | 37 | 64 | 37 | 17 | 2200 | 750 | ||
ВУЗ | 49 | 13 | 37 | 63 | 54 | 17 | 30 000 | 10 000 | ||
Пенсии | 24 | 2 | 51 | 71 | 21 | 13 | 650 | 250 | ||
Социальные льготы | 27 | 3 | 43 | 71 | 25 | 13 | 650 | 350 | ||
Призыв на военную службу | 29 | 9 | 43 | 62 | 13 | 14 | 13 600 | 12 100 |
Доля тех, кто сталкивался с ситуацией необходимости ” неофициального ” платежа (в % от всех опрошенных) | Доля тех, кто относится к явлению ” неофициальных ” платежей отрицательно (в % от всех опрошенных) | Доля тех, кому пришлось платить ” неофициальные ” платежи (в % от тех, кто сталкивался с ситуацией «неофициальных» платежей) | Средний размер ” неофициального ” платежа (в рублях) | |||||
Северный Кавказ | Россия | Северный Кавказ | Россия | Северный Кавказ | Россия | Северный Кавказ | Россия | |
Приобретение земельного участка | 27 | 3 | 43 | 69 | 10 | 15 | 4000 | 3000 |
Получение жилплощади | 36 | 7 | 35 | 67 | 14 | 16 | 6500 | 4000 |
Услуги по ремонту и эксплуатации жилья | 43 | 9 | 37 | 65 | 34 | 19 | 1800 | 1500 |
Устройство на работу | 37 | 9 | 39 | 63 | 30 | 14 | 31 000 | 12 500 |
Получение лицензии, регистрация собственного бизнеса | 24 | 10 | 34 | 64 | 9 | 17 | 700 | 1700 |
Урегулирование ситуации с налоговой инспекцией | 22 | 6 | 34 | 64 | 11 | 16 | 5200 | 1200 |
Получение регистрации по месту жительства | 19 | 12 | 43 | 69 | 20 | 15 | 1300 | 500 |
Получение помощи и защиты в милиции | 14 | 2 | 48 | 70 | 11 | 15 | 450 | 400 |
Получение помощи в суде | 15 | 6 | 47 | 67 | 16 | 16 | 7500 | 2000 |
Урегулирование ситуации с ГАИ/ГИБДД | 42 | 14 | 36 | 66 | 30 | 22 | 1000 | 700 |
4. Мнения респондентов о направлениях борьбы с коррупцией
|
|
Хотя жителям северо-кавказских республик свойственен достаточно высокий, по сравнению с российскими регионами уровень жизни, и коррупционные отношения являются для них более привычными и менее морально осуждаемыми, это не означает, что ситуация в республиках устраивает их жителей.
Коррупционная атмосфера создает скрытую социальную напряженность, которая проявляется в результатах опроса. Доля недовольных положением дел в регионе среди кавказских респондентов по сравнению с «российскими» заметно боле высока: 76% против 65%.
Оценка состояния дел в регионе (в % от всех опрошенных)
Северный Кавказ | Россия | |
Безусловно доволен | 1 | 2 |
Скорее доволен | 17 | 27 |
Скорее не доволен | 39 | 32 |
Безусловно не доволен | 37 | 32 |
Затрудняюсь ответить | 6 | 7 |
Мнения кавказских и «российских» респондентов о том, какие меры необходимо принять, чтобы искоренить систему неофициальных платежей, не имеют кардинальных отличий. На первом месте в обоих случаях стоят силовые меры, связанные с ужесточением наказания: среди «кавказцев» 53%, среди «россиян» несколько выше – 63%. На втором месте у «россиян» находится требование соблюдения равенства всех граждан перед законом – 51% (у «кавказцев 38%). Вместе с тем обращает на себя внимание, что требование создания общественных организаций, контролирующих органы власти, у «кавказцев» выражено сильнее, чем у «россиян» 22% против 17%.
Меры по борьбе с коррупцией (в % от всех опрошенных)
Северный Кавказ | Россия | |
Соблюдать равенство всех граждан перед законом | 38 | 51 |
Усилить уголовную ответственность, ужесточить наказания за вымогательство взяток | 53 | 63 |
Законодательно ограничить полномочия чиновников | 21 | 25 |
Законодательно ограничить полномочия проверяющих органов | 16 | 13 |
Обеспечить открытость действий исполнительной власти | 24 | 23 |
Создать общественные организации, контролирующие действия исполнительной власти | 22 | 17 |
Усовершенствовать налоговое законодательство | 21 | 19 |
Ввести официальное вознаграждение налоговых инспекторов, автоинспекторов | 9 | 15 |
Полностью поменять республиканское (региональное) правительство | 5 | 5 |
Ужесточить наказания, если чиновник занимается бизнесом | 8 | 18 |
Полностью поменять власть, назначить на руководящие посты честных людей | 11 | 12 |
Укрепить президентскую власть, дать больше полномочий Президенту | 11 | 7 |
Изменить политический строй, ввести диктатуру | 10 | 6 |
Принять экономические меры, повысить заработную плату | 39 | 35 |
Начать общенациональную кампанию по борьбе с этим явлением | 11 | 14 |
Бороться с этим явлением бесполезно | 19 | 17 |
Затрудняюсь ответить | 4 | 5 |
Требование ужесточения наказания преобладало также и в фокус-группах, как северо-кавказских, так и среднероссийских, а также в высказываниях представителей северо-кавказской элиты.
· «Вот в Турции, вообще в странах Востока, за воровство руку отрубают. А в России кому-нибудь отрубили за воровство когда-нибудь? Вот безнаказанность и явилась причиной появления вообще коррупции как таковой. Значит, боязнь перед наказанием жесточайшая. Только так ее можно прекратить как-то» (мужчина, 43 года, образование среднее, г.Владикавказ)
· «Надо, что бы сверху мы поменяли руководство. Вот жесткая рука. Жесткая рука. Может, конечно, всю ее не искоренишь, но до минимума свести за счет жесткой руки одного человека… Потому что если властный один человек будет, то он сможет до минимума свести» (мужчина, 37 лет, образование высшее, г.Владикавказ)
· «Милиция и медицина, вот там бы за коррупцию давал бы пожизненный срок» (мужчина, 30 лет, образование высшее, г.Владикавказ)
|
|
· «Надо ужесточить закон или прозрачно судить тех, которые взятки берут. Чтобы народно судить, чтобы люди знали, кто что берет. И отвечать по закону» (мужчина, 40 лет, образование высшее, г.Адыгейск).
· «Проворовался – значит, этот человек должен сидеть наравне с тем же бедным колхозником, вот тот же министр. И когда они это хотя бы для примера сделать несколько таких вот, практику такую судебную применить, я думаю, что, по крайней мере, можно уменьшить такую коррупцию. Искоренить вряд ли получится» (мужчина, 45 лет, образование высшее, г.Адыгейск)
· «Может я немного не так скажу, но, мы выбираем депутатов, так скажем, из народа, для того, чтобы они улучшали нам жизнь. Но они издают такие законы, за которые их самих надо судить» (мужчина, 33 года, образование высшее, г.Пермь)
· «Ужесточить закон вплоть до конфискации имущества» (мужчина, 43 года, образование среднее, г.Пермь)
· «Необходимо ввести карательные меры. Надо всех сажать, на всех уровнях, избавиться можно только каленым железом, ввести диктатуру. Надо дать президенту России все полномочия. Правильная инициатива Путина назначать глав регионов, это будет способствовать борьбе с коррупцией» (эксперт, Республика Северная Осетия-Алания)
· Необходимо принять законы, ужесточить их, сделать прозрачным бюджет. Нужна сильная власть» (эксперт, Республика Северная Осетия-Алания)
Участники фокус-групп высказывали также мысль, что повышение экономического благосостояния может служить способом преодоления коррупции.
· «Стимулировать активность граждан. Материальная заинтересованность должна быть, чтобы люди были активными и принимали участие в самоуправлении». «Через свободу можно стимулировать, т.е. надо, чтобы везде рыночные условия работали. Может поднять зарплату чиновникам, чтоб они меньше воровали» (мужчина, 32 года, образование высшее, г.Владикавказ).
· «Я считаю, что эта проблема напрямую зависит от благосостояния трудящихся. В первую очередь зарплату надо повышать им» (мужчина, 44 года, образование высшее, г.Владикавказ)
|
|
· «Нужно брать опыт европейских стран по заданию рыночных отношений, что будет способствовать уменьшению коррупции. В европейских странах коррупция ведь минимальна, за счет рыночных отношений» (мужчина, 38 лет, образование высшее, г.Адыгейск)
· «Постепенно, когда у всех жизнь станет другой, новой, все само снизится до нужных пределов, просто станет непрестижно, не нужно воровать, брать взятки. Не бывает все сразу, сейчас нужно начинать менять, но плоды-то потом будут, когда почву подготовим»(мужчина, 43 года, образование среднее специальное, г.Пермь)
· «Если будет стабильная обстановка, будет уже легче, потому что все постоянно, ничто не возможно запланировать, допустим, ту же покупку квартиры. Нормальная, молодая семья она могла бы запланировать ее и через 5 лет, хотя бы накопительную какую-то ситуацию, а ей легче отдать взятку и купить сейчас эту квартиру. Потому что нет стабильности, те деньги, которые, как они думают, копят, на самом деле они обесцениваются. Я считаю, что нестабильная обстановка еще больше порождает коррумпированность» (мужчина, 30 лет, образование среднее, г.Пермь)
ГЛАВНЫЕ ВЫВОДЫ
Благосостояние жителей северо-кавказских республик заметно выше, чем благосостояние жителей российских регионов.
Эта тенденция проявляет себя как в субъективных, так и в объективных показателях. В субъективных показателях жители кавказских республик имеют более высокие показатели адаптации, оптимизма и потребительского статуса. С объективной точки зрения «кавказцы» имеют более качественное жилье, более высокую обеспеченность бытовой техникой (особенно современной) и автомобилями, более высокие денежные доходы.
Наименование показателя | Северный Кавказ | Россия |
Доля приспособившихся к сегодняшней жизни, % | 61 | 56 |
Доля верящих в улучшение своего положения, % | 31 | 21 |
Доля материально обеспеченных (хватает на еду и одежду), % | 58 | 27 |
Доля имеющих автомобили, % | 30 | 19 |
Средняя площадь домовладения, кв. м. | 54,1 | 41,2 |
Средний совокупный доход семьи в месяц, руб. | 8150 | 4200 |
Средний душевой доход в месяц, руб. | 1987 | 1615 |
Жители северо-кавказских республик более экономически активны по сравнению с жителями российских регионов.
Среди них больше людей, имеющих дополнительный (по отношению к основному месту работы) заработок, больше тех, кто называет себя предпринимателями. Основными видами экономической активности, в которых «кавказцы» ведут себя активнее «россиян», являются: торговля, частный бизнес, частный извоз, сетевой маркетинг. Более высока среди «кавказцев» и активность в получении взяток, которая для «россиян» не является распространенным источником дохода.
Вместе с тем, среди «россиян» более распространена сфера занятости, обозначаемая как «служащий».
Наименование показателя | Северный Кавказ | Россия |
Доля имеющих дополнительный заработок, % | 29 | 13 |
Доля предпринимателей, % | 9 | 2 |
Доля занятых торговлей, % | 24 | 13 |
Доля занятых частным бизнесом, % | 22 | 13 |
Доля занятых частным извозом, % | 16 | 10 |
Доля занятых сетевым маркетингом, % | 9 | 5 |
Доля имеющих доходы от взяток, % | 12 | 0,2 |
Доля служащих, % | 13 | 17 |
Коррупционные отношения в северо-кавказских республиках развиты значительно сильнее, чем в российских регионах.
О необходимости периодически или часто давать неофициальную плату чиновникам сообщают 72% кавказских респондентов и 24% респондентов российских областей. На протяжении последнего года лично столкнулись с необходимостью давать неофициальную плату 92% кавказских респондентов и 52% респондентов из российских областей. Из числа тех, кто столкнулся с необходимостью дать неофициальную плату, 89% «кавказцев» и 45% «россиян» пошли на то, чтобы ее заплатить. В пересчете на всех опрошенных это составит соответственно 82% и 23% – такова степень вовлеченности населения в коррупционные процессы на Кавказе и в Российских регионах. Моральное осуждение взяточничества в российских регионах значительно выше, чем в кавказских республиках. На абсолютную недопустимость получения госслужащими дополнительной платы указывают 71% жителей российских регионов и 44% жителей Кавказа.
И в кавказских республиках, и в российских регионах разные сферы деятельности коррумпированы не в одинаковой степени.
В них действуют разные правила и оборачиваются разные объемы средств. Судить об этих различиях можно по средней величине «вознаграждения», выплачиваемой в разных сферах. В целом размеры «вознаграждения», принятые на Кавказе, значительно превышают размеры «вознаграждения», принятые в российских регионах (за исключением, вероятно, Москвы).
Суммы взяток для Кавказа и России (в рублях за год)
Наименование показателя | Северный Кавказ | Россия |
Устройство на работу | 31 000 | 12 500 |
ВУЗ | 30 000 | 10 000 |
Призыв на военную службу | 13 600 | 12 100 |
Получение помощи в суде | 7500 | 2000 |
Получение жилплощади | 6500 | 4000 |
Урегулирование ситуации с налоговой инспекцией | 5200 | 1200 |
Приобретение земельного участка | 4000 | 3000 |
Медицина и здоровье | 3400 | 4800 |
Школа, средние специальные заведения | 2200 | 750 |
Услуги по ремонту и эксплуатации жилья | 1800 | 1500 |
Получение регистрации по месту жительства | 1300 | 500 |
Урегулирование ситуации с ГАИ/ГИБДД | 1000 | 700 |
Дошкольные учреждения | 900 | 550 |
Получение лицензии, регистрация собственного бизнеса | 700 | 1700 |
Назначение пенсий | 650 | 250 |
Социальные льготы | 650 | 350 |
Получение помощи и защиты в милиции | 450 | 400 |
Хотя жителям северо-кавказских республик свойственен достаточно высокий уровень жизни, а коррупционные отношения являются для них более привычными, это не означает, что ситуация в республиках устраивает их жителей.
Коррупционная атмосфера создает скрытую социальную напряженность. Доля недовольных положением дел в регионе среди кавказских респондентов по сравнению с «российскими» заметно более высока: 76% против 65%.
Мнения кавказских и «российских» респондентов о том, какие меры необходимо принять, чтобы искоренить систему неофициальных платежей, не имеют кардинальных отличий.
На первом месте в обоих случаях стоят силовые меры, связанные с ужесточением наказания: среди «кавказцев» 53%, среди «россиян» несколько выше – 63%. На втором месте у «россиян» находится требование соблюдения равенства всех граждан перед законом – 51% (у «кавказцев» 38%). Обращает на себя внимание, что требование создания общественных организаций, контролирующих органы власти, у «кавказцев» выражено сильнее, чем у «россиян»: 22% против 17%.
6. Отношение населения К «трудным» СЦЕНАРИЯМ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ФОКУС-ГРУПП) 2006 г. ОГЛАВЛЕНИЕ
ОПИСАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ (ВОПРОСЫ) 2
ГЛАВНЫЕ ВЫВОДЫ 6
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 8
1. Общая реакция на трудные проблемы. 8
2. Энергетическая проблема, природный газ. 11
3. Проблема пенсий. 13
4. Стимулирование рождаемости. 14
5. Бюджетная автономия городов. 15
6. Миграция. 16
7. Проблемы обороны. 17
8. Международная интеграция. 17
9. Снижение смертности населения. 18
10. Резюмирующее обсуждение. 20