Люди должны сами рассчитывать и платить налоги 6 страница

· Коррупция выражается прежде всего в присвоении конкретным товарам более льготных таможенных кодов. Это осуществляется через официальных таможенных брокеров, а нелегальные платежи входят в легальную брокерскую комиссию.

· Крупные участники внешнеэкономической деятельности могут выстаивать доверительные отношения с конкретными таможенными постами, чтобы обеспечить максимально «дружественный» режим таможенного оформления. При наличии взаимно доверительных отношений находятся способы относительно безопасного «поощрения» сотрудников дружественного поста.

9.2. Теневые схемы, основанные на вовлечении

высоких административных уровней

Искоренение низовой коррупции не равнозначно искоренению коррупционных схем, основанных на вовлечении в них более высоких административных уровней. По мнению предпринимателей, на этих уровнях осуществляются гораздо более масштабные теневые операции, чем на низовом уровне. В результате произошло разделение легального и теневого секторов. С точки зрения количества предприятий теневой сектор значительно уменьшился, однако неясно, привело ли это к сокращению теневых товарных и денежных потоков. Теневой сектор хорошо законспирирован и «прикрыт» силовыми ведомствами.

· Суть дела в том, что от этого кормятся государственные организации. Вот они и прикрывают все эти фирмы-однодневки, я с этим сталкивался неоднократно.

· Это часть теневого бизнеса. Люди на этом зарабатывают большие деньги. Как правило, всё находится под контролем ФСБ или МВД. Чужих там, «бродящих артистов» не бывает. Бизнес под крышей государственных правоохранительных органов. Да, такие есть схемы.

· Правильно организованную структуру для таких услуг невозможно взять привычными методами. Если туда прийти, увидишь, что там люди сидят, работают, белую зарплату получают. Но занимаются они соответствующими направлениями нелегального бизнеса.

Кампании по усилению контроля за экономической деятельностью и раньше приводили к разделению легального и нелегального секторов по описанной выше схеме. Для иллюстрации разделения легального и нелегального секторов может быть приведен отрывок из интервью с бывшим директором магазина «Овощи-фрукты» от 1986 года.

· Вопрос: Рассказывают, что “живые” деньги у работников плодоовощной торговли могут появляться за счет того, что часть товаров перебрасывают для продажи на колхозный рынок. Сталкивались Вы с этим? Ответ: Так делают, но это очень опасно. Бывает, что перебрасывают на рынок помидоры, орехи, другой дефицитный товар. Но за это сразу – тюрьма. Поэтому так поступают очень редко. Такие случаи описывают в газетах, но это случаи особые. На практике такого почти нет. Контроль очень усилился. Вопрос: До 1982 года такие вещи были больше распространены? Ответ: Больше, намного больше. Было время, когда в торговлю устраивались “по блату”, за это взятки давали. Вопрос: но кто-то все-таки совершает подобные операции? Ответ: у контролирующих органов есть «свои» магазины, там такие операции проворачивают. Но таких точек мало, и они хорошо запрятаны. (Источник: http://sbelan.ru/index.php/ru/intervyu/134-intervyu-s-direktorom-magazina-frukty-ovoshchi-1986-god).

По мнению сегодняшних предпринимателей, занимающимся внешнеэкономической деятельностью, существование теневого сектора им хорошо видно, и это морально разлагает их самих и все общество.

· Если бы я хотел что-то сделать для страны, я, по крайней мере, не допускал бы вокруг себя таких сомнительных сделок, где не поймёшь, какие деньги задействованы и куда они реально пошли. Как это понять – за государственные деньги что-то приватизировать? Это не приватизация. Если власть себе позволяет такое, то мы, глядя на них, тоже пытаемся что-то для себя замутить. Так что я предложил бы власти начать с себя.

9.3. О существовании «черных таможен»

Среди предпринимателей распространено мнение, что наряду с обычными существуют и так называемые «черные таможни», где грузы пропускают без проверки и оформления. Документы на грузы оформляются задним числом. Такие сведения предприниматели сообщают «не под запись», в детали этой деятельности они не посвящены (или не хотят говорить). Трудно сказать, являются такие сведения соответствующими действительности, или это легенды, сформировавшиеся в предпринимательской среде.

· Есть легальные таможни, которые работают и даже взяток не берут. А неподалеку в границе дыра, через которую свободно идет грузовой транспорт. Никакого оформления. Ясно, что за такими «таможнями» кто-то стоит.

Косвенно эти сведения подтверждаются тем, что данные о грузопотоках российской таможни и таможен других государств сильно расходятся (или расходились прежде).

Косвенным подтверждением может служить также факт, что количество импортной обуви, которое продается в розничных магазинах, на 25% больше, чем это следует из российской таможенной статистики (это данные российского союза обувщиков на 2016 г.). Правда, по данным из того же источника, 5 – 6 лет назад эта цифра доходила до 60%, т.е. улучшение ситуации налицо. Тем не менее, 25% – это большая цифра, вопрос об источниках происхождения таких объемов нелегального товара остается открытым.

Косвенные данные такого рода целесообразно проверить и обновить.

Примеры из прошлого исследования (2005 г.)

· Коррумпированность российской таможни и пограничной службы проявляется в том, что из России в Китай они пропускает без пошлин и без регистрации большие объемы сырьевых ресурсов (круглый лес и другие), а также и запрещенные к вывозу биоресурсы дальневосточного леса.

· Вы, наверное, слышали о существовании расхождении данных китайской и российской таможенных статистик. Откуда они берутся, что является причиной этого расхождения, совершенно понятно. Как только грузопоток достигает нашей границы, начинается увод части этого грузопотока в нелегальные схемы. Отчасти это связано с тем, что наши таможенные органы нередко сами провоцируют на такой вот способ ведения дел

На основе вышесказанного можно сделать вывод о существовании трех уровней коррупции на таможне.

1. Низовая коррупция, основанная на сложности таможенного законодательства и нечеткости содержащихся в нем формулировок. Это позволяет работникам таможни за вознаграждение присваивать товарам более льготные таможенные коды, формально не нарушая законов.

2. Коррупция среднего уровня, основанная на присвоении заведомо неправильных кодов (возможно, с подменой наименования товара) крупным партиям грузов, проходящих через таможню.

3. Коррупция верхнего уровня, связанная с существованием «черных таможен».

Если описанные выше теневые схемы действительно существуют, они ставят в неравное положение предприятия малого и среднего бизнеса. При проведении грузов через таможню малые и средние предприятия скорее переплачивают, чем недоплачивают. А крупные структуры, могущие пользоваться «серыми» и «черными» схемами, получают значительные ценовые преференции, создавая дискриминационные условия для малого и среднего бизнеса.

9.4. К вопросу о динамике объемов коррупционных схем

Вопрос об объемах и динамике коррупционных схем сложен для изучения, особенно если речь идет о коррупции среднего и верхнего уровня. Но и в отношении низовой коррупции мнения экспертов расходятся.

По мнению респондентов-предпринимателей, доля коррупционных схем на низовом уровне в таможне заметно уменьшилась. У некоторых экспертов это утверждение вызывает сомнения. Цифровую оценку доли ди динамики коррупционных схем в рамках данного исследования дать невозможно. Тем не менее, с нашей точки зрения, мнение о значительном снижении доли коррупционных схем на низовом уровне соответствует действительности. однако, с нашей точки зрения, оно соответствует действительности. Основания для принятия такой точки зрения состоят в следующем.

1. Выше уже говорилось о том, что по данным Российского союза обувщиков доля импортной обуви, не прошедшей таможенного оформления, за последние 5 – 6 лет снизалась в розничной торговле с 60% до 25%. Поскольку это данные независимого источника, поэтому их можно считать достоверными. С одной стороны, эти данные можно оценивать, как несомненный успех в борьбе с теневым импортом. С другой стороны, возникает вопрос: не является ли этот результат следствием борьбы с низовой коррупцией, тогда как оставшиеся 25% – это неснижаемый результат «верхушечной» коррупции? Это важный вопрос, однако без привлечения следственных органов ответить на его трудно.

2. В высказываниях респондентов прозвучало много жалоб на то, что таможня оказывает незаконное давление на импортеров с целью завышения таможенной стоимости товара. При этом, как уже было отмечено выше, если таможня кому-то занизила таможенную стоимость, то кому-то она должна ее еще сильнее завысить. Однако для завышения есть свои пределы. Если таможня перегнет палку, в результате она может получить рост числа жалоб, проверок и судебных разбирательств. Поэтому таможня использует этот механизм лишь в определенных пределах и старается им не злоупотреблять. Власть, понимающая, как работает этот механизм, может использовать его в своих целях для борьбы с низовой коррупцией. Если волевым порядком повысить плановую величину таможенных сборов, то у таможенников будет два выхода: либо увеличить давление на бизнес в сторону увеличения платежей, либо уменьшить количество грузов, пропускаемых по заниженной стоимости. Учитывая, что давление в сторону повышения стоимости достигло предела и дальнейшее повышение небезопасно для таможенников, им остается только уменьшить долю грузов, пропускаемых по коррупционным схемам по заниженной стоимости. У такого способа действий есть много недостатков, но для снижения низовой коррупции он может быть эффективным. Разумеется, сказанное выше вытекает из материалов интервью лишь косвенно, но в качестве гипотезы эта реконструкция выглядит правдоподобной. Для ее уточнения целесообразно подробно изучить, как осуществляется процесс планирования финансовых показателей деятельности таможни.

3. К сказанному следует добавить, что, судя по словам респондентов, количество проверок таможни со стороны самых разных инстанций заметно возросло. Неправильно думать, что таким способом нельзя добиться существенных результатов. Если вспомнить исторические прецеденты, то Андропов методом усиления контроля практически полностью пресек низовую коррупцию в советской торговле. Правда, в результате этой кампании на многих магазинах появились таблички: «Требуются материально ответственные работники».

Выводы

1. Главными причинами, создающими высокие таможенные барьеры для легального внешнеторгового бизнеса, являются:

· сложность таможенного законодательства (включая подзаконные акты) и возможность неоднозначной трактовки его формулировок. По свидетельству предпринимателей освоение таможенных «правил игры» требует многолетнего практического опыта. Чрезмерная сложность и нечеткость законодательства повышают издержки бизнеса и создают почву для злоупотреблений на низовом уровне;

· директивное планирование величины таможенных сборов, доведение контрольных цифр до каждого таможенного поста. Такая практика вынуждает таможенников оказывать незаконное давление на импортеров с целью завышения таможенной стоимости груза;

· длительность и трудоемкость таможенных процедур, очереди на таможне. Этот аспект может показаться частностью, но его отмечают многие респонденты. Предприниматель вынужден либо сам тратить значительное время на проведение груза через таможню, либо нанимать для этого специальных людей, что повышает затраты на ведение бизнеса.

2. В последние годы государственный контроль за таможенными операциями заметно усилился. Можно говорить о том, что в искоренении низовой коррупции на таможне достигнуты значительные успехи. Вместе с тем, создается впечатление, что этот контроль уже достиг рационального предела или близок к нему. Дальнейшее улучшение работы таможни видится в кардинальном упрощении таможенного законодательства и всех таможенных процедур.

3. Искоренение низовой коррупции не приводит к искоренению коррупции и иных незаконных схем, в которых задействованы высокие административные уровни. Во всяком случае таково мнение опрошенных предпринимателей. Результатом является разделение бизнеса на легальный и теневой. Если масштабы контрабанды действительно велики, это ставит легальный бизнес в неравное положение. Как следствие, это ухудшает предпринимательский климат.

4. Таможня относится к числу ведомств, активно внедряющих цифровые технологии. Этот процесс еще не завершен, но предприниматели считают, что он уже принес ощутимую пользу. Среди главных полезных эффектов: снижение трудоемкости оформления документации, повышение прозрачности работы таможни, уменьшение числа спорных ситуаций. Внедрение цифровых технологий может отчасти компенсировать недостатки таможенного законодательства, хотя и не отменяет необходимости институциональных изменений в этой области.

5. Многие таможенные процедуры упростились бы, если бы российская таможня более активно взаимодействовала с таможнями других стран. В настоящее время, по словам предпринимателей, такое взаимодействие практически отсутствует.

Разумеется, данный вопрос не может быть решен путем прямого взаимодействия российских и зарубежных таможенных постов. Нужны межгосударственные соглашения о взаимном признании таможенных документов и, вероятно, об унификации таможенных правил. Это большая и сложная работа, но ее необходимо начинать.

В идеале, как считают предприниматели, между таможнями должен быть налажен прямой обмен информацией в электронной форме. Помимо упрощения многих процедур это позволит пресечь многие незаконные таможенные операции. Прозрачность работы таможни возрастет, а затраты, связанные с контролем за деятельностью российской таможни, могут быть сокращены.

6. По мнению осведомленного предпринимателя, вывод денежных средств за рубеж с использованием фирм-однодневок актуален только для предприятий, работающих с государственными средствами. Для предприятий, не работающих с госсредствами, эта операция лишена смысла. Данная информация требует проверки, но, если она подтвердится, это придаст проблеме однодневок специфический ракурс. Повышение эффективности использования государственных средств может сделать проблему «однодневок» менее актуальной.

7. На малом и среднем бизнесе очень сильно сказались такие аспекты сегодняшней экономической ситуации, как падение курса рубля и высокая его волатильность; санкции, контрсанкции и политические риски у зарубежных партнеров; падение внутреннего покупательского спроса. По этим причинам ушли с рынка многие малые предприятия, тогда как большие в основном выстояли, хотя и не без трудностей. В этом нет вины таможни, но таковы стартовые условия для реформ на сегодняшний день.

Вместе с тем, опрошенные предприниматели считают, что на внешнеторговом рынке у малых и средних предприятий есть свои ниши. Сегодня они сузились, но по мере восстановления экономики вновь расширятся.

8. Малый и средний бизнес намного сильнее ощущает на себе таможенные барьеры, чем крупный. Особенно это касается стартапов малого бизнеса, связанных с внешнеторговой деятельностью. Основные барьеры для малого и среднего бизнеса состоят в следующем:

· малые предприниматели, желающие выйти на внешнеторговый рынок, не обладают нужной квалификацией и опытом. Сложность таможенных процедур является для них одним из главных барьеров;

· малые и средние предприниматели боятся рисков, связанных с таможней. Как отмечают опрошенные, проблемы на таможне возникают внезапно, и это один из самых неприятных моментов, связанных с работой таможни;

· крупные предприятия имеют в своем штате профессиональных юристов и декларантов, которые обходятся им сравнительно недорого. Малые предприниматели не могут себе этого позволить. Поэтому они либо обращаются к брокерам, что обходится намного дороже, либо работают с таможней сами, неся издержки как от своих ошибок, так и от больших затрат сил и времени;

· крупные предприятия, оперирующие большими грузопотоками, помогают таможне выполнить план по перечислению денежных средств в бюджет. Одновременно они обладают достаточными ресурсами, чтобы спорить с таможней (вплоть до обращения в суд, хотя это бывает редко). Поэтому таможня относится к ним более «уважительно», чем к малым и средним предприятиям. Представителям крупных предприятий легче выстроить отношения с таможней на постоянной основе;

· в сегодняшних условиях малые и средние предприятия не имеют доступа к теневым таможенным схемам разной степени легальности (исключения могут составлять подставные фирмы, создаваемые крупными структурами). Крупные предприятия, имеющие доступ к теневым схемам, получают ценовые преференции и могут позволить себе демпинговать, вытесняя с рынка малых конкурентов.

Предложения

1. К ардинальное упрощение и формализация таможенного права. Для этого необходимо определиться с концепцией функционального назначения таможни. Сегодня таможенное законодательство формируется исходя из соображений наполнения госбюджета, протекционистких мер и политических (в том числе геополитических) соображений. Все эти соображения могут иметь право на существование, однако велики и создаваемые ими издержки. Во-первых, наложение друг на друга названных соображений создает сложную и запутанную правовую ситуацию, создаваемую множеством решений, принимаемых ad hoc разными центрами влияния. Во-вторых, сложность и запутанность законодательных правил открывает путь лоббистским влияниям, обслуживающим частные группы интересов и еще больше запутывающим таможенное законодательство. В третьих, запутанная правовая ситуация создает недопустимый простор для истолкований и злоупотреблений на низовом уровне. В четвертых, сложность таможенных процедур создает барьер для выхода предприятий на внешние рынки. Особенно это касается малых предприятий, для которых этот барьер часто оказывается непреодолимым.

Конкретные меры, необходимые для упрощения и формализации таможенного законодательства, зависят от экономической и политической идеологии, которая будет положена в их основу. Если это либеральная идеология, то адекватной представляется формулировка, записанная в программе Либертарианской партии России: «Существование таможни противоречит принципу свободной торговли. Поэтому мы будем постепенно снижать и отменять все таможенные пошлины, по мере сокращения бюджетных расходов. Впоследствии мы полностью упраздним Федеральную таможенную службу России». Данное предложение не является экстремистским, в него заложен принцип постепенности. Выпадающие функции контроля могут быть переданы пограничному контролю, а выпадающие доходы компенсированы через НДПИ.

Если по политическим причинам принятие данного предложения невозможно даже в качестве отдаленной цели, необходимо искать компромиссное предложение, находящееся в промежутке между сегодняшней ситуацией и радикальным либеральным решением. Однако формулирование такого предложения выходит за рамки компетенции автора данного отчета.

2. Ускорение процесса внедрения цифровых технологий. Этот процесс на таможне реально происходит и уже сейчас приносит зримые положительные результаты. Тем не менее, он пока еще далек от завершения. Сохраняется значительный объем бумажной архаики.

Очевидно, что существуют планы по дальнейшему внедрению цифровых технологий. Среди проектируемых мер – массовое внедрение чипирования продукции по аналогии с тем, как это сделано с шубами. Последняя мера может снизить количество контрафакта и контрабанды.

Внедрение цифровых технологий может в какой-то мере компенсировать недостатки таможенного законодательства за счет снижения трудоемкости процедур и вынужденной их формализации. Некоторые респонденты считают, что внедрение цифровых технологий само по себе снижает коррупцию. Возможно, что по политическим причинам будет сделана ставка именно на такой технократический вариант.

Возникает ощущение, что прогресс в области внедрения цифровых технологий действительно является значительным шагом вперед по сравнению с прошлыми состояниями, но вместе с тем отстает от быстро развивающихся технологических возможностей. Если ориентироваться на слова А.Л.Кудрина о том, что «мы не можем рассматривать предложения по улучшению работы в исполнительной или законодательной власти месяцами, годами. Процесс должен сжаться до месяцев, недель, часов», то изменения действительно должны проводиться намного быстрее. Необходимо изучить возможность внедрения на таможне наиболее передовых технологий, аналогичных тем, которые внедряет Сбербанке Герман Греф (большие базы данных, искусственный интеллект и т.д.).

3. Организация взаимодействия с таможнями других стран. В качестве первоочередной меры может быть принято одностороннее решение о доверии к документам, оформленным таможнями других стран. Если есть опасения, что таможни других стран могут сообщать в документах неверную информацию, данный вопрос следует проанализировать. Одновременно следует инициировать межгосударственные переговоры о взаимном признании таможенных документов, а также об установлении прямой электронной связи между таможнями и оперативном обмене информацией.

4. Целесообразно изучить вопрос о возможности создания упрощенного таможенного режима для малых партий грузов и малых предприятий (по аналогии с упрощенной системой налогообложения).

5. Директивные финансовые планы, устанавливаемые для таможенных постов, целесообразно заменить прогнозными (индикативными).

6. Частной, но актуальной задачей является ликвидация очередей и иных причин длительного оформления таможенных документов. Необходимо проанализировать типичную структуру необоснованных затрат времени на таможне и принять меры по их сокращению.

Выводы

1. Во многих областях управления и человеческой деятельности вообще существуют латентные регулирующие механизмы, сильно отличающиеся от нормативных и не всегда осознаваемые участниками процесса (или осознаваемые не всеми). Изучение этих механизмов позволяет правильно определить коридор возможностей для реформирования объекта при различных постановках задач и их граничных условий.

2. Указанные управленческие механизмы эффективно достигают поставленных перед ними целей. Применительно к таможне это максимизация величины таможенных сборов при одновременном сокращении коррупции. Разумеется, это утверждение справедливо лишь при заданных граничных условиях.

Описанный механизм являются саморегулирующимся. В краткосрочном периоде он действует в соответствии с теорией регуляторов, т.е. колеблются вокруг оптимальной точки в пределах определенного диапазона. В среднесрочном периоде регулятивные механизмы обеспечивают оптимальную величину планируемых показателей (в данном случае величины таможенных сборов). Приступы волюнтаризма, возникающие в любой управленческой структуре, выводят систему за пределы допустимого диапазона колебаний, однако быстро нарастающие негативные последствия возвращают ее обратно. Оптимизировать эту систему невозможно, т.к. она уже находится в оптимальном состоянии.

3. Для того, чтобы ответить на вопрос, как следует реформировать те или иные сферы и механизмы, необходимо понять, чем нас не устраивают существующие механизмы, подобные описанным выше. От ответа на этот вопрос зависит дальнейшая стратегия действия или бездействия.

4. Целью реформы таможни может стать максимизация трех следующих переменных:

o максимизация финансовых сборов,

o снижение таможенных барьеров для бизнеса,

o ликвидация беззакония, установление правового порядка.

При постановке задачи необходимо определить ранги приоритетов указанных целей.

5. В отчете о деятельности таможни было сказано, что современное российское таможенное законодательство формируется в результате интерференции (наложения друг на друга) следующих воздействий: протекционистских мер, фискальных мер, политических санкций и лоббистских влияний. Следствием является сложность, неоднозначность и непредсказуемая изменчивость законодательства. В результате фискальная функция, возможно, выполняется удовлетворительно, однако таможенные барьеры для бизнеса остаются высокими, и правовая ситуация является крайне неудовлетворительной.

6. Для снижения таможенных барьеров необходимо в первую очередь отказаться от политических и протекционистских функций таможни. Лоббистские влияния в этом случае ослабнут сами собой. Отказ от политических и протекционистских функций позволит резко упростить таможенное законодательство и минимизировать происходящие в нем изменения. Правоприменительная практика постепенно устранит неоднозначность трактовок правовых актов, если те будут оставаться относительно стабильными.

7. Если таможенная деятельность будет освобождена от указанных функций, станут возможными следующие варианты реформирования, которые расположены по степени убывания радикализма:

· полный отказ от таможенного регулирования (наиболее радикальный вариант);

· взимание таможенных сборов по одному простому и легко определяемому показателю, например, по весу брутто или весо-габаритным параметрам. Во избежание дискриминации грузов с большими весо-габаритными показателями установить нелинейную шкалу.

· кардинальное сокращение числа таможенных кодов или товарных позиций, объединяемых группами кодов, закрепление их в законе на длительный период затрудненной системой внесения изменений. Вариант: поскольку российские таможенные коды в основном соответствуют международным, установить величину таможенных сборов по укрупненным товарным позициям.

Последний вариант в меньшей мере устраняет негативные проявления существующего механизма, но он может стать политически приемлемым по крайней мере в плане постановки цели.

8. Если государственная власть не сочтет возможным отказаться от протекционистских и политических мер воздействия на таможенное законодательство, остается уповать на действующий механизм, который уже принес определенные положительные результаты: сокращение коррупции и, предположительно, увеличение таможенных сборов (по сравнению с тем периодом, когда коррупция на таможне была широко распространена). Недовольством предпринимателей в существующей ситуации можно пренебречь. Остается лишь проблема высоких таможенных барьеров, которая возвращает проделанный анализ на исходные рубежи.

4. О РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОВЕРОК ПРЕДПРИЯТИЙ
(по результатам интервью)

Для изучения вопроса о том, в какой мере проверки предприятий различными контролирующими структурами выполняют возложенные на них функции, было запланировано проведение 10 глубоких интервью с руководителями предприятий, прошедших проверку.

Однако при проведении этой работы интервьюеры столкнулись с массовыми отказами потенциальных респондентов обсуждать данную тему. Соглашался на проведение интервью примерно лишь каждый пятый или шестой потенциальный респондент. Характерна позиция одного из респондентов, бизнес которого связан с коневодством: «Про проверку со стороны пожарного надзора я говорить не буду. Про проверку со стороны ветеринарной инспекции, если хотите, могу рассказать». В итоге удалось провести 8 интервью с руководителями и собственниками предприятий, на которых проводились административные проверки.

При этом часть интервью, которые все же удалось провести, оказалась «беспроблемной», т.е. респонденты не сообщали о возникновении каких-либо проблем при проведении проверок. Трудно сказать, скрывали эти респонденты какую-то часть информации или они соглашались на проведение интервью именно потому, что лично у них существенных проблем не возникало. Однако очень большая доля респондентов, отказавшихся отвечать, свидетельствует о том, что проблемы в этой области существуют, и притом очень серьезные.

Обобщая опыт проведения интервью с респондентами, согласившимися говорить о проблемах, связанных с проверками, можно выделить следующие аспекты.

1. Полномочия проверяющих органов очень широки и зачастую выходят за пределы разумной достаточности. По общему мнению респондентов, проверяющие лица при желании могут выдвинуть предприятию очень большое число требований.

· Я думаю, что если бы захотели, то нашли бы чего-нибудь. Я вот так себе это в голове позиционирую. У нас же как? Хочешь – не хочешь, но чего-нибудь придумают.

· Я прокрутил в голове сценарий и понял, что если придут, копнут, то что-нибудь найдут.

· Проверяющие, если захотят, могут выставить небольшое число требований, а могут выкатить и очень большой список. Это уже от отношений зависит.

2. Количество и состав требований, предъявляемых проверяющим лицом (лицами) часто определяется субъективно. Проверяющие лица могут по собственному произволу включить или не включить определенную часть требований в итоговый документ (акт по результатам проверки).

· Есть у них такое, что все, что не разрешено – все запрещено, и соответственно, они руководствовались этим правилом, и я так понимаю, докопались до всего, и до вентиляции тоже.

· Но мне почему-то кажется, что результаты проверок больше на субъективном мнении инспекторов проверяющих основаны.

· То есть они не объясняют почему, они приходят и говорят: «Вот есть нарушение такое-то». Если бы они приходили и объясняли, или с ними приходил бы какой-то человек, или можно было записаться на консультацию, чтобы уже подробно все рассказали.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: