Билет 24: Феминистская критика патриархатной социальной системы

Феминизм – социально – политическое и идейное течение, направленное на борьбу с различными формами дискриминации и угнетения женщин, женскую эмансипацию.

С точки зрения феминизма, угнетение женщин идет от патриархата (господства мужчин над женщинами), то есть угнетение идет от мужчин. Но, мужчина не выбирает кем ему родиться – он уже родился мужчиной – это влечет за собой соответствующее отношение мужчин к феминизму.

Предметом гендерных исследований становятся существующие в данном обществе представления о различиях между мужчинами и женщинами, а точнее — представления об особенностях мужчин и женщин, их отличительных чертах. Эти представления получили обозначение «маскулинности» и «феминности».

Феминизм возник в XVIII веке. Особенно активизировался с конца 1960-х годов.

Дж. С. Милль одним из первых выдвинул концепцию «полного равенства» полов. Для Милля «равенство» означало юридическое равенство, исключающее какие-либо внешние препятствия на пути человека к реализации собственных интересов. По его имению, в современном обществе судьба человека должна определяться только его личными способностями, а не полом. То, что женщины остаются обреченными на бесправие самим фактом своего рождения, он принимал как пережиток эпохи феодализма. Милль считал, что господство мужчины над женщиной не является «естественным». Он утверждал, что «природа» как мужчины, так и женщины нам неизвестна. Милль стал идейным вдохновителем суфражизма — движения за уравнение юридических прав и в первую очередь за право женщин избирать и быть избранными в законодательные органы. Он считал, что женщины должны получить право на «свободную конкуренцию» с мужчинами во всех областях человеческой деятельности, но вполне осознавал, насколько трудным может стать для женщины совмещение общественной жизни с семейными обязанностями. Поэтому Милль полагал, что пользоваться предоставленными правами будут только незамужние женщины или вдовы.

Ф. Энгельс связал неравноправие полов с частной собственностью на средства производства. В работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Энгельс утверждал, что до появления частной собственности люди жили не в парном, а в групповом браке. В этот период женщины господствовали в доме, а родство устанавливалось только по материнской линии. С переходом людей от собирательства к скотоводству и появлением права собственности первобытный коммунизм разлагается и богатство сосредоточивается в руках немногих людей (преимущественно мужчин). Для того чтобы передать собственность по наследству, отец должен точно знать своих детей. Поэтому происходит переход к строгому единобрачию для женщин (но не для мужчин) — «всемирно-историческое поражение женского пола». Энгельс напрямую связывает неравноправие полов с классовым неравенством, считая угнетение женщины мужчиной первой формой классового угнетения. Муж в семье представляет буржуазию, жена — пролетариат.

Другие представители «мужского лагеря» феминизма: Фурье (считал, что прогресс общества зависит от эмансипации женщины, а регресс – от ее закрепощения); Бебель (связывал освобождение женщины с переходом к социализму).

История феминизма:

Первая волна феминизма (конец 19 – начало 20 века) – движение суфражисток – борьба за законодательные изменения: избирательное право, право на образование, право на собственность, право на самостоятельное перемещение в пространстве. В этот период борьба идет за политические права, за включенность прав женской половины населения в Конституцию. Адамс и Пэнхерст – возглавляли движения.

Вторая волна феминизма (середина 20 века) – борьба за неравнозначность социальной и культурной организации мужского и женского опыта: сущность женщины состояла в том, что она домохозяйка, её вытесняли в приватную сферу – это приводило к тому, что нарушалось психическое здоровье женщин.

Третья волна феминизма (90-е годы 20 века) – фем – активизм (преимущественно занимался вопросами, как пересекаются между собой способы угнетения женщин). Исследования многообразия дискриминации женщин, исследование дискурсивных норм и практик.

Социальная феминистская теория, которая активно развивается во второй половине XX века, внесла большой вклад в критическое изучение социальной структуры, социального порядка и асимметрии в распределении власти, используя гендерный подход. Данная теория тесно связана с таким социальным движением как феминизм, главным объектом реконструкции которого является патриархальное устройство общества.

Социальная феминистская критика направлена не только на «социально-экономическую несправедливость», проявляющуюся в политико-экономической структуре общества, что является главным объектом критики Франкфуртской школы (Фромм, Маркузе, Хабермас). Критика направлена также на несправедливость «культурного типа», которая проявляется в том, что в символико-культурной сфере женское обесценивается, тривиализируется, стигматизируется и вытесняется на маргинальные позиции.

Можно выделить несколько основных направлений в развитии феминистской мысли:

Либеральный феминизм: его сторонники увидели проблему не в отсутствии прав, а в инертности женщин, их неумении пользоваться тем, что уже дано законом или может быть осуществлено в легитимном порядке.

- Не отрицает необходимости существующих социальных и политических институтов;

- Интеграция женщин в уже существующую систему;

- Феминизм «равных прав».

Радикальный феминизм: патриархат в их концепции – автономная социальная и историческая сила. Как и неравенство полов, он уничтожим, если женщины захватят в свои руки все средства воспроизводства человека, все репродуктивные права и, главное, воспитание. Государство для радикальных феминисток – инструмент контроля прежде всего за женской сексуальностью, мужчины – социальная группа, вынуждающая женскую сексуальность к постоянному обслуживанию своих нужд и желаний.

- Патриархат как универсальная система угнетения женщин;

- Сепаратизм (стремление к отделению и обособлению);

- Противоречивые (как эссенциалистские, так и конструктивистские) трактовки гендера;

- Стремление к радикальному изменению общества;

- Акцент на различных культурно инкорпорированных практиках дискриминации;

- Стремление изменить как формальные, так и неформальные гендерные нормативы.

Интерсекциональный феминизм: это исследование пересечения различных форм или систем угнетения, доминирования или дискриминации.

- не существует универсального женского опыта угнетения;

- существует множество форм угнетения: расизм, эйблиз, эйджизм;

- женщины разных групп угнетены в разной степени.

Либеральный и социалистический (марксистский) феминизм имеют наибольшую политическую окраску, отстаивая политические, экономические и репродуктивные права женщин. Либеральное направление (Уолстонкрафт, Милль) фокусируются на государственных механизмах поддержания патриархата и его реформировании, тогда как социалистическое (Митчел), — на капиталистической форме экономики и ее полной трансформации.

Культурный феминизм (Фрейжер) «базируется на попытке построить посреди патриархального общества альтернативные женские институты, пространства свободы, чьи институты и ценности рассматриваются как противоположные патриархальным». К патриархальным ценностям он относит: милитаризм, доминирование, насилие, соперничество и другие. Целью построения своего культурного автономного пространства культурный феминизм объявляет поиск женской идентичности, путей и практик женских ценностей (отсутствие конкурентности, ненасилие, кооперация, поддержка, защита и «мультимерность» человеческого опыта), «ведущих к новой женской идентичности и женской культуре, которая могла бы побудить к культурной трансформации общества в целом».

Эссенциалистское направление феминизма (Ортнер, Дэйл) предлагает реконструирование женской идентичности на базе биологических и культурных особенностей женщин, которая репрессируется и в корне отличается от идентичности налагаемой на женщину в патриархальном мире. В отличие от либерального и социалистического направления, эссенциалистское направление подчеркивает разницу между полами и провозглашает биологическое, моральное и культурное превосходство женской формы существования. По мнению некоторых представителей данного направления, такие явления как социальная иерархия, расизм, милитаризм, насилие и разрушение экологического фонда являются признаками патриархальной организации общества, реорганизация которого во многом поможет в разрешении данных проблем.

Лесбийское направление (Рич, Виттиг) является наиболее радикальным внутри феминистского направления и объектом реконструкции выбирает «принудительную гетеросексуальность» как политический институт, позволяющий контролировать женщин внутри и вне семьи. Представители данного направления проводят исторический анализ различных форм и видов мужской власти над женщинами в разных культурах, включая «отрицание женской сексуальности», «сексуальное насилие», «эксплуатацию и контроль репродуктивных способностей», «физический контроль тела женщины» (через паранджу, пояс невинности, бинтование ступней, удаление клитора и т.п.), «использование (женщин) как объектов в мужских трансакциях», «сексуальное рабство», «стигматизацию одиноких, незамужних женщин». Представители данного направления главной задачей видят реконструкцию института гетеросексуальности как «преступного» и «деструктивного» по отношению к женщинам и обретение женщинами автономии.

Все направления феминизма так или иначе касаются реконструкции гендерных взаимоотношений, которые пронизывают все сферы социальной жизни, выявляя их асимметрию и предлагают взамен эгалитарную модель. Политически, данное движение является продолжением движения за права человека.

Критическая феминистская мысль, идеи которой легли в основу феминистского движения, способствует изменению положения личности по отношению к социальной реальности. Попытка реконструкции начинается с сопротивления личности принять нормы и правила, выдвигаемые социальной средой, которые вступают в конфликт с ее индивидуальными ценностями.

Желание личности быть вовлеченной в процесс создания общественного устройства мотивировано активной позицией по отношению к социальной реальности, связанной с защитой своих интересов и удовлетворением потребностей. Удержание от рычагов управления женщин, является одной из существенных характеристик патриархального устройства общества. Удержание от социального знания патриархальной элитой часто было связано с тем, что знание может также означать контроль, власть, привилегию и доминирование. Стоящие у истоков создания институтов общества субъекты склонны конструировать их так, чтобы они удовлетворяли именно их интересы. Отсюда понятна природа женского движения как желание «перетряхнуть» устои патриархального мира, где институты созданы, прежде всего, с учетом интересов мужчин.

Так или иначе, патриархальная структура общества претерпевает трансформацию. Данные изменения наиболее заметны в развитых западных странах, где феминистами являются как женщины, так и мужчины. Совершенно естественно, что данные изменения встречают бурное сопротивление, в развивающихся странах с традиционным укладом жизни, особенно со стороны мужчин.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: