Билет 23: Гендерная теория и квир-теория о гендерной системе общества

Гендер (англ. gender, от лат. genus «род») — спектр характеристик, относящихся к маскулинности и фемининности. В зависимости от контекста, под такими характеристиками могут подразумеваться социальные структуры или гендерная идентичность.

В некоторых случаях понятие «гендер» ошибочно используется как синоним понятия «пол». В действительности, разграничение гендера и пола является фундаментальным, так как множественные различия между женщиной и мужчиной имеют небиологические по своей природе причины. Понятие гендера затрагивает психические, культурные и социальные различия, а понятие пола — только физические (телесные) различия.

Понятие «гендер» получило распространение благодаря развитию феминистской теории и гендерных исследований. Оно опирается на теорию социального конструктивизма, ряд представителей которой ставят под сомнение природное происхождение различий между людьми и объясняет их социальными процессами.

Одним из таких направлений выступает гендерный феминизм. Прежде всего, следует обратить внимание на то, что термин «гендер» в теории феминизма призван полностью исключить из лексикона слово «пол». Необходимость обозначенного преобразования объясняется сторонниками гендерного феминизма тем, что в соответствии с принципами классической биологии женщины и мужчины достаточно сильно отличаются друг от друга. Однако подобный тезис противоречит идеологии феминизма – его сторонники утверждают, что в действительности, мужчины и женщины равны между собой во всем, и ничем не отличаются друг от друга. Поэтому в стремлении продемонстрировать обоснованность такого подхода традиционный термин «пол» был заменен в теории гендерного феминизма на новый термин «гендер», представляющий собой не биологическую, а социальную характеристику человека.

Сторонники концепции гендерного феминизма утверждают, что существующая дифференциация по половому признаку обусловлена только тем, что в условиях сложившейся социальной организации мальчик вырастает мужчиной, потому что его воспитывали как мужчину, внушали соответствующие стереотипы поведения и мышления, и т.д., и наоборот. Однако гендер (или социальный пол), по мнению сторонников теории гендерного феминизма может не соответствовать биологическому полу, поскольку перед ним формируются иные задачи – человек должен выполнять социальные роли не руководствуясь навязанными стереотипами биологического поведения, а исходя из осознания собственного гендера. Таким образом, исходя из приведенной характеристики понятие гендерного феминизма может быть сформулировано следующим образом: гендерный феминизм – это сформированная в рамках феминистской доктрины совокупность реализуемых на практике теоретических взглядов и идей, утверждающих необходимость отказа в современных условиях от классической половой дифференциации и переходу к понятию социального пола – гендера.

*Маскулизм - идеология и общественно-политическое движение, целью которого является устранение сексизма в отношении мужчин и уравнение их в правах с женщинами.

Окунемся в рассуждения. Именно с половым признаком (биологическим аспектом) мы связываем социальные ожидания, социальное поведение. И это воспринимается нами как само собой разумеющееся. То есть это нативистское отношение - философско-психологическая концепция, согласно которой человеку присущи независимые от опыта врождённые идеи.

Биологический половой признак создается из 6 компонентов (количество хромосом, гормональный фон, первичные половые органы, вторичные половые органы, размер мозга (черепа), размер тела). Сами эти компоненты вариативны. (Например, каким уровнем тестостерона должен обладать человек, чтобы считаться мужчиной?). Более того, некоторые люди имеют три икс хромосомы, у некоторых наружные органы выглядят как женские, а другие компоненты как у мужчины. Способ репродуктивности также не абсолютен, в природе очень много способов репродукции. Это и есть многообразие промежуточных форм. То есть биология не абсолютна, поэтому исходить из биологического к социальному нельзя.

Тогда на основании чего мы можем разделять гендерность людей? Половой деморфизм есть: мужчины выше, мощнее, сильнее – но это только описание усредненного человека. Ведь женщина может быть мощнее и плотнее мужчины. Это говорит об эволюционном сглаживании полового деморфизма.

Различие в мозге у мужчин и женщин:

- нейропластичность;

- индивидуальные различия и межполовые различия;

- разные пути решения задач;

- разница в размерах мозга и строении, связанное с различиями тела.

Однако, все эти признаки относительны!!!

Обратимся к поведенческим характеристикам: мужчины более агрессивны, это объясняется большим уровнем тестостерона, однако, эта связь не абсолютна. Мужчина мыслит более логично. Женщина, наоборот, больше полагается на интуицию. Негативным следствием различий в процессе мышления являются у мужчин излишняя прямолинейность, а у женщин – склонность к проявлению эмоций. Мужчины менее подвержены влиянию окружения. Истинно мужскими качествами во все времена считались воля и решительность. Женщины склонны прислушиваться к мнению окружающих и склонны колебаться при принятии решений. Характер женщин часто бывает изменчив под воздействием различных факторов. При этом они более ответственны и дисциплинированы.

Разные теории рассматривали процесс появления и закрепления признаков психологического пола с разных сторон:

1) Разработка представления о гендерной идентичности женщин и о нарциссизме принадлежит Фрейду. В своей работе "Женственность" он изобразил женщин завидующими мужской анатомии (имеющими так называемый комплекс кастрации). Они также должны были быть пассивными, зависимыми, подчиненными, склонными к мазохизму - именно этот набор, по мнению Фрейда, являлся "фемининным". Мужчины изображались иначе: активными, стремящимися к власти и к контролю над миром, склонными к садизму. Всякое отклонение от этих эталонов считалось проявлением нездоровой гендерной идентичности. Идеи Фрейда получили свое дальнейшее развитие в современной психоаналитической теории и практике (X. Когут, О. Кернберг).

2) С позиций психоанализа рассматривает проявление феномена нарциссизма у мужчин и женщин - норвежский психотерапевт Я. Йорстад. Он разделяет явления нормального нарциссизма, отражающего универсальную потребность человека в любви и поддержке, и патологического. Признаками последнего являются явно выраженные эгоцентризм, тревога (малейшая фрустрационная ситуация вызывает гнев). Патологический нарциссизм формируется из-за нарушения условий развития. У мальчиков это происходит, если они являются предметом поклонения своих матерей; воспитываются в семье. У девочек - если отец не любит дочь, не предоставляет ей свободы, а мать не заботится о ней и не защищает ее. Мужчины более склонны к нарциссической грандиозности (причины этого автор видит как в их анатомии, и в стремлении чрезмерно преувеличивать свой достиженческий имидж), у женщин же проявляются пассивные формы нарциссической тревоги: неуверенность в себе, сомнения при принятии решений, отсутствие толерантности к критике сверху и снизу, поэтому они предпочитают быть в тени и часто отказываются от роли лидера.

3) В рамках когнитивизма известны 3 концепции:

    1) "информационной обработки человека" Д. Гамильтона;

    2) "теория схемы" С. Тейлора и Дж. Крокера;

    3) теория гендерной схемы С. Бэм.

         Все они перекликаются друг с другом. Человек стремится упорядочить свое знание об окружающем мире и прибегает при этом к схемам. При обработке социальной информации используется три типа схем: личностные, ситуационные и ролевые. Последние могут быть связаны с полом (гендерная роль) или с должностью, позицией в группе (к примеру, лидерская роль). Схема позволяет быстро опознать социальный стимул и предсказать его поведение. Так рождаются стереотипы о том, как должны вести себя мужчины и женщины (гендерные стереотипы). Из всей окружающей информации мальчики выбирают то, что относится к "мужскому", а девочки - к "женскому", т.е. пользуются гендерными схемами. В итоге они усваивают стереотипные формы поведения для мужчин и женщин. Встречаются ситуации, когда индивид ведет себя "не по схеме" (т.е. отклоняется от гендерного стереотипа), но такие случаи неприятны, и человек стремится устранить рассогласование между прогнозируемым по стереотипу и реальным поведением другого человека. Делает он это с помощью следующих приемов:

1) каузальная атрибуция (к примеру, достижение успеха объясняется удачей, а не способностями);

2) игнорирование рассогласования (оно просто не замечается);

3) ролевое выравнивание (поведение индивида подгоняют к ролевому стереотипу, к примеру, интерпретируя его поступки по-своему);

4) навешивание девиантного ярлыка (к примеру, женщину, делающую карьеру, называют "синим чулком", мягкого женатого мужчину - "подкаблучником");

5) вытеснение из группы (женщинам-менеджерам, к примеру, дают меньше информации, слишком короткие сроки для выполнения задания; мужчин не приглашают выпить пива, на футбол).

Теория гендерной схемы Сандры Бэм пытается совместить когнитивизм с теорией социального научения. Ее основные положения заключаются в следующем. "Гендерная схема" - это когнитивная структура, сеть ассоциаций, которая организует восприятие индивида и руководит им. Дети кодируют и организуют информацию, в том числе и информацию о себе, по дихотомической схеме "маскулинность-фемининность". Сюда включаются данные об анатомии мужчин и женщин, их участии в рождении детей, их профессиях и разделении занятий (в том числе и по дому), их личностных характеристиках и поведении. Эта дихотомия "мужское-женское" - самая важная из всех классификаций людей, которые существуют в человеческом обществе. Усвоив, что означает эта дихотомия, ребенок сортирует всю информацию по двум категориям. Следующий шаг - ребенок делает обобщение: какие атрибуты составляют "женское", а какие - "мужское". Формируется соответствующий гендерный стереотип - что могут делать и как себя вести мальчики и что и как - девочки. Тот, кто ведет себя согласно стереотипу, обладает гендерной типичностью - типичный мальчик или типичная девочка.

Далее, к поведенческим различиям можно отнести и наши инстинкты: - это неосознанные реакции организма на внешние раздражители.

Мы приходим к выводу, что помимо биологических гендерных различий, мы имеем и различия, которые регулируются социальным институтом: наши жесты, речь, распределение власти и так далее. То есть институционализация гендерных различий. Постоянно образующиеся габитусы прикручиваются к биологическим различиям.

Неравнозначное положение женщин и мужчин в социуме можно объяснить через репродуктивную способность (женщины более уязвимы). Мужчина завоевывает репродуктивный ресурс женщины, и нам кажется, что это априорно. То есть это функциональное и жесткое разделение людей. Женщина рассматривается как носитель ресурса, а не как индивид, в свою очередь, мужчина как завоеватель ресурса.

 Важными элементами современного гендерного порядка являются:

• труд — организация домашней работы, ухода за детьми и оплачиваемой работы;

• власть — выражена в ассоциации маскулинности с авторитетом и проявляется во властных структурах государства и бизнеса, институтах насилия, включая межличностное, механизмах регуляции сексуальности и борьбы за внутреннюю власть;

• катексис — образцы эмоциональных отношений мужчин и женщин;

• символизм — символические структуры, используемые в коммуникации, часто являющиеся значимой стороной гендерной практики.

Биологические гендерные различия являются временными, однако общество приписывает их как постоянные (например, эмоциональность).

Гендерные различия прямо противопоставлены: если у женщины одно, то у мужчины резко противоположное.

               (влияет)

Репродукция → Политика и Семейное и брачное поведение → Занятость и Повседневная жизнь.

Мы все проходим через гендерную социализацию. Люди под давлением стереотипов начинают вести себя соответствующим образом: то есть, если говорят, что девушка должна быть хорошей хозяйкой, то она начинает ей быть.

Сферы, в которых сильно проявляется гендерность:

1) Сфера разделения труда:

• Существует продуктивная и репродуктивная области труда – кто-то должен заниматься репродуктивной, кто-то продуктивной.

*Репродуктивная область – то, что производит человек своими руками, но результата это не даёт (например, кулинария);

Продуктивная область – то, что производит человек, но оно более долговечно.

Данное разделение труда и приводит к гендерным различиям в этой сфере – если женщина хозяйка, пусть и занимается постоянно репродуктивной деятельностью, продуктивная ей не нужна. А значимым в обществе является именно продуктивный труд.

• «Стеклянный потолок или эскалатор» - гендерные различия, которые формально не закреплены, но в реале они есть (например, женщину могут не брать на работу из-за возраста – идёт постоянное вытеснение женщины из сферы продуктивного труда).

• Международное разделение труда.

• Табу, ограничения, поощряемая деятельность в сфере продуктивного труда для мужчин и женщин вариативны.

2) Репродуктивная и сексуальная сферы:

• Женщины находятся в ситуации существенного репродуктивного давления (проблема репродуктивных прав).

* Беременность, роды, репродуктивное здоровье и т.д. включены в сеть социальных отношений и женщины, ее сексуального партнера (ов), детей, родственников, соседей, врачей, специалистов по планированию семьи, производителей, работодателей, церковь и государство. В условиях гендерного неравенства все эти отношения оказываются обусловленными дифференциацией людей по признаку пола, или гендерной иерархией. Отношения гендерной иерархии образуют систему патриархатного гендерного контроля над репродуктивным подведением и воспроизводством.

• Сексуальное поведение крайне культурно и исторически изменчиво.

• Проблема сексуального насилия: вопрос сексуального согласия трансформировался не раз. Сексуальные стереотипы закрепляют, что мужчина агрессор, а женщина жертва.

• Проблема вовлеченности мужчин в репродуктивную деятельность.

Культурный андроцентризм:

Андроцентризм (от др.-греч. мужчина + остриё, средоточие) — глубинная культурная традиция, сводящая общечеловеческую субъективность к единой мужской норме, репрезентируемой как универсальная объективность, в то время как иные субъективности, и прежде всего женская, репрезентируются как собственно субъективности, как отклонение от нормы, как маргиналия. Таким образом, андроцентризм — это не просто взгляд на мир с мужской точки зрения, а выдача мужских нормативных представлений и жизненных моделей за единые универсальные социальные нормы и жизненные модели.

• Мужское воспринимается как общечеловеческое и нормативное; женское воспринимается как несерьезное и недостойное.

• Мужской опыт транслируется через господствующий дискурс.

Пол – это сложное переплетение культурного, социального и биологического. Говорить о приоритете одного мы не можем.

Квир-теория:

Квир-теория (странный, чудной, сумасшедший) — критическая социологическая теория о природе гендера, получившая распространение в конце XX века. Её сторонники полагают, что гендер и сексуальная ориентация индивида не только и не столько предопределяются его биологическим полом, сколько социокультурным окружением и условиями личного воспитания. Главная цель теории квира — найти объектив или инструмент для деконструкции существующих монолитных идеалов социальных норм и таксономий, а также выяснить, как эти нормы возникли и почему.

Основные положения:

- отказ от жесткой привязки гендерной роли к биологическим особенностям;

- отказ от признания устойчивых гендерных идентичностей;

- исследование различных форм инаковости;

- исследование разнообразных сексуальных идентичностей.

Материализм и киберфеминизм (Харавей, Брайдотти):

Киберфеминизм — направление в философской мысли современного феминистского сообщества, связанное с изучением киберпространства, интернета и информационных технологий. Для киберфеминизма характерно представление о киберпространстве и интернете как о зонах, свободных от таких, по мнению феминисток, социальных конструктов, как гендерные и половые различия. Киберфеминизм рассматривает технологии в качестве инструментов для ликвидации понятий пола и гендера, а также для совершенствования человеческих возможностей в духе постгуманизма.

Основные положения:

• Материальную основу (в том числе гендера) нельзя воспринимать как пассивный субстрат, который оформляется социумом и культурой;

• Бинарное разделение «материального» и «идеального» является основой как натурализма, так и конструктивизма;

• Любой феномен, связанный с гендерной дифференциацией – это многофакторная структура;

• Возможно реконфигурирование отношений вокруг гендера;

• Постгендерный мир (существование гендерных ролей, социальной стратификации, а также когнитивных и физических различий в целом оказывает негативное влияние на жизнь отдельных людей. Необходимо устранение гендера).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: