Билет 18. Социально-философский анализ проблемы социального неравенства

Проблема неравенства людей была актуальна на всех этапах развития общества. И в наши дни, анализируя опыт предыдущих поколений, мы можем как никогда подробно разобраться в данном вопросе.

Первым упоминанием неравенства в философской среде является утопический проект Платона о идеальном государстве. Платон утверждал, что все люди неравны по природе, ибо та дала людям разные способности, преимущества и недостатки. В его идеальном государстве люди неравны по классам, но равны внутри них. И это вполне логично, ведь должности в такой государстве распределяются согласно умениям и делается это для максимальной пользы для общего блага.

Ученик Платона — Аристотель тоже считал неравенство нормальной вещью. По его словам в трактате «Политика» наличие рабов и свободных граждан есть натуральный порядок вещей, задуманный самой природой. Тем не менее, он предостерегает от поляризации 2 классов — бедных и богатых. Он считает, что необходимо соблюдать баланс, оставляя между рабами и их господами относительно свободных граждан.

Кроме древних греков, о неравенстве (с положительной стороны) писал Цицерон.

Христианство стало переломным моментом в истории человечества. Важнейший постулат христианства — равенство всех людей. Изначально этот принцип предполагал реальное равенство, взаимопомощь и сострадание. Но в дальнейшем оказалось, что король не совсем уж и равен крестьянину, а ремесленник никогда вровень не встанет с Папой Римским.

Философы эпохи просвещения очень активно писали о неравенстве. В частности можно выделить Ж.Ж. Руссо, который различил «два вида неравенства: одно, которое я называю естественным или физическим, потому что оно установлено природою и состоит в различии возраста, здоровья, телесных сил и умственных или душевных качеств; другое, которое можно назвать неравенством условным или политическим, потому что оно зависит от некоторого рода соглашения и потому что оно устанавливается или, по меньшей мере, утверждается с согласия людей. Это последнее заключается в различных привилегиях, которыми некоторые пользуются за счёт других: как то, что они более богаты, более почитаемы, более могущественны, чем другие, или даже заставляют их себе подчиняться». В итоге, по мнению Руссо, рождённые неравными могут стать равными по договору между собой. Короче: хочешь равенства — работай. После

Руссо эту тему подхватили такие деятели как Сен-Симон, Прудон и др. Кстати эти двое были социалистом и анархистом соответственно.

Следовательно, эта тема оказала ключевое влияние на учения в целом.

В дальнейшем секуляризация привела к светскому и демократическому пониманию равенства людей. В наше время происходит движение в сторону всеобщего равенства, как бы ни говорили феминистки, леваки и члены ЛГБТ сообщества.

Неравенство бывает нескольких видов (в зависимости от условий или критериев)

-классовое

-расовое

-возрастное

-половое

-доходов

-возможностей

Важно отметить, что многие виды неравенства могут пересекаться и дополнять друг друга. Например неравенство доходов напрямую зависит от классового, расового, возрастного и полового неравенств (в зависимости от конкретных случаев). Та же история с неравенством возможностей.

Очень насущным вопросом остаётся вопрос уравнивания всех людей. С одной стороны это кажется справедливым и правильным. Но с другой стороны многие из видов уравнивания просто невозможны. А без этих видов уравнивания мы не можем в полной мере говорить о всеобщем равенстве. Например, коммунистическая идея равенства всех людей была раздавлена историей. Многие коммунистические режимы либо быстро разваливались (как снаружи, так и изнутри) либо переходили на рельсы старых систем (капиталистических). Таким образом было доказано, что человечество не способно в момент выровнять все аспекты жизни всех людей. Существует однако позиция, что к равенству возможно прийти путём длительных преобразований и интеграции внутри данной системы (умеренный акселерационизм).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: