Этика и философия всеединства. В.С. Соловьев

Владимир Сергеевич Соловьев, который поставил перед собой задачу формирования идеализма нового типа (синтетического, практического, гуманизированного), стремился обосновывать концепцию абсолютного синтеза, основным принципом которого является «полная свобода составных частей в совершенном единстве целого», как возможность созидания «цельного знания» (соединения веры, творчества, интуиции). Главная часть теософии В.С. Соловьева – этика и ее понимание философом как полного начала в синтезе нравственности с человеком (субъективная этика) и с обществом (объективная этика). Основную роль в этическом исследовании, по определению В.С. Соловьева, играет нравственная деятельность, которая должна быть исследована как с внутренней, так и с внешней стороны.В своем философском труде «Оправдание добра» Соловьев выдвинул идеи о трех основаниях морали, а именно о том, что ее составляющие: стыд, благоговение, жалость, о значении совести и любви в нравственной деятельности, о главных принципах морали (богопочитание, аскетизм, альтруизм). Основной темой этики он считал вопрос о смысле и цели жизни человека.

2 Проблема свободы и обоснование этических проблем. Н. А. Бердяев Ярким представителем второго направления идеалистической ветви русской философии был Николай Александрович Бердяев. Мыслитель прошел сложный путь осмысления предмета этического знания, высказывая немало интересных идей. Так, в частности, он писал, что предметом этики можно считать антитезу должного и сущего; доказывал противостояние «философии трагедии», способной увидеть суть морали и «философии обыденности», лишь скользящей по поверхности человеческого бытия. Философ выделял также подлинную и неподлинную нравственность. В более поздних работах Н.А. Бердяев противопоставлял моральное социальному, утверждал индивидуальные нравственные ценности и отрицал мораль как что-то общезначимое, общеобязательное. В дальнейшем Л. Шестов это отрицание в своих работах довел до крайней степени. Он не признавал все общезначимые ценности (мораль, общение, свободу, разум), считая, что «всем можно пожертвовать, чтобы найти Бога». В этой «философии абсурда» находится, без всякого сомнения, скрытый смысл, который предстоит еще понять. Ключевой проблемой в учении Н.А. Бердяева, так же, как у В.С. Соловьева, была проблема смысла жизни.

3 Этика непротивления злу Л.Н. Толстого.
Л.Н. Толстой усматривает ошибку политических учений в том, что все они построены на насилии. Это проявляется в желании одних людей, считающих для себя выгодным существующий государственный порядок, при помощи насилия его удержать и сохранить, другие же, напротив, при помощи революционного насилия, стремятся разрушить существующее социальное устройство и установить на его место другое, по их мнению, лучшее. Для исправления подобного положения Л.Н. Толстой считает необходимым обратиться к отношениям любви, сострадания, милосердия, воздаяния добром за зло, с древности считавшихся основой нравственности.

4 Натуралистическая теория этики. Натуралистическая теория этики изложена гуманистом, ученым и революционером П.А. Кропоткиным (1842 —1921) в большом труде «Этика» и обоснована им в книгах: «Взаимная помощь как закон природы и фактор эволюции», «Взаимная помощь среди животных и людей как двигатель прогресса» (90-е гг. XIX в.). П.А. Кропоткин создал достаточно обоснованную, подкрепленную фактами концепцию универсальной нравственности на основе явления взаимопомощи, хорошо известной в животном мире из работ Ч. Дарвина и других ученых-эволюционистов. Как и конкурентная взаимная борьба, взаимопомощь имеет природные основания (примеры совместной охоты, защиты стада вожаком, другие кооперативные действия). В человеческом обществе именно взаимопомощь облагораживает индивида, способствует прогрессу, служит благоприятной почвой для развертывания свободы. Дарвин, иллюстрируя необходимый в эволюции для выживания вида принцип взаимопомощи, использовал результаты конкретных наблюдений, полученные другими натуралистами, антропологами, историками и экономистами, изучавшими животный мир и общество в течение столетий. Сам Дарвин наблюдал за природными явлениями во время экспедиции в Сибирь в начале 60-х гг. XIX в., в которой участвовал как натуралист. Для нас натуралистическая теория весьма привлекательна, так как объясняет явления, аналогичные биоэтическим.


А Швейцер: принципы этики «благоговения перед жизнью».

Несомненный интерес среди этических концепций представляет теория, выдвинутая Альбертом Швейцером. В ее основе лежит принцип «благоговения перед жизнью», требующий сохранения и совершенствования жизни в любой ее форме, облегчение страданий всех живущих.

Благоговение перед жизнью распространяется не только на природные, но и на духовные явления. При этом А. Швейцер подчеркивает недопустимость различия между высшей и низшей, более ценной и менее ценной жизнью. Он указывает, что «для истинно нравственного человека всякая жизнь священна, даже та, которая с нашей человеческой точки зрения кажется нижестоящей».

Основополагающие идеи теории благоговения перед жизнью солидаризируются с этикой ненасилия в том, что пресечение распространения зла должно осуществляться ненасильственными способами. А.Швейцер выделяет два главных способа преодоления зла:

– самоотречение, которое, по его мнению, не обесценивает личность

человека, а помогает освободиться от эгоизма и предвзятости в оценке

других;

– прощение, выступающее формой пренебрежения злом, исключения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: