Учение Аристотеля о добродетелях. Теория общественного договора. Учение о моральном долге И.Канта

В истории античной этики важное место принадлежит Аристотелю (384 — 322 гг. д.н.э.). Он первым сформулировал ряд важных проблем этики и придал ей черты науки. Важной заслугой Аристотеля также является то, что он разработал уче- ние о добродетелях, которое имеет непреходящее значение для развития медицинской этики. Понятие «добродетель» в настоящее время служит обобщенной характеристикой положительных моральных качеств личности. Иначе говоря, «добродетельный человек» — это примерно то же, что и «моральный человек». Аристотель искал объяснение нравственных понятий не в отвлеченных идеях, а в действительной жизни: в стремлении людей к счастью и в разуме человека. В этих исканиях, учил он, вырабатываются главные добродетели: мужество, благоразумие, щедрость, великолепие, величавость, честолюбие, ровность, дружелюбие, правдивость, любезность. Аристотель учил, что назначение человека заключается вовсе не в слепом следовании страстям. Для человека губительны как избыток, так и недостаток страстей. Избыток и недостаток страстей присущи порочности, а не этическим добродетелям. Следовательно, этическая добродетель — это середина между страстями порочного свойства. Его учение расходится в понимании нравственного с учением Платона, поскольку ищет основу нравственности не вне мира, а в обстоятельствах и характеристиках человеческих действий. Аристотель разделил добродетели человека на два больших класса:

 – этические, относящиеся к характеру и темпераменту;

– дианоэтические, относящиеся к разуму, которому он отводил огромную роль в выработке нравственности и сдерживании страстей.

Первой теорией, выдержанной в деонтологическом ключе, стала этика И. Канта. В противоположность английским философам-утилитаристам Кант стремился открыть основные законы нравственности путем отвлеченного мышления. Он пришел к убеждению, что в основе нравственности лежит сознание долга, которое не вытекает ни из соображений пользы, ни из чувства симпатии, а представляет свойство человеческого разума. В центре этической концепции И. Канта (1734 — 1804 гг.) находится идея долженствования, которая оправдывает сущность нравственности.

Кант выдвигает соответственно три максимы:

1 Поступай согласно всеобщим законам;

2 В своих поступках исходи из того что человек является высшей ценностью, не используй как средство;

3 Все поступки ориентируй на общее благо. Любое действие, стимулированное не долгом, а иными мотивами (целеустремленностью, пользой, интересом), Кант рассматривал как внеморальное, не обладающее нравственной ценностью

 Категорический императив, по Канту, является внеэмпирическим, так как он не возникает в результате обобщения человеческого поведения (Он касается того, что должно быть, а не того, что есть), и априорным (И подлец знает, что его поведение не является нравственным).

Этические учения в русской философии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: