Теоретические основы изучения произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка» в школе

Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 г. в Москве. Его отец, отставной майор Сергей Львович Пушкин, принадлежал к старому, некогда богатому, дворянскому роду, а мать была внучкой «Арапа Петра Великого» (позднее – русского генерала Ганнибала). Отец и мать, полностью погруженные в светскую жизнь, уделяли мало внимания своим детям. Их воспитанием занимались иностранные гувернеры, о которых у А. С. Пушкина остались не самые приятные воспоминания. В детские годы его лучшим другом была няня Арина Родионовна, неграмотная крепостная крестьянка, именно она привила своими песнями и сказками маленькому Саше любовь к народной поэзии. [12]

Подлинный реализм, огромное идейное богатство, народность, высокая человечность и совершенная художественная форма – А.С. Пушкин внес неоценимый вклад в развитие литературы.

Творчество Пушкина проложило дорогу многим русским писателям: Лермонтову, Гоголю, Тургеневу, Толстому, Чехову и другим. Его работы повлияли на русскую культуру так, что она стала ведущим голосом, к которому прислушивался весь культурный мир. «Нет сомнения, – справедливо говорил И.С. Тургенев, – что он (Пушкин) создал наш поэтический, наш литературный язык и что нам и нашим потомкам остается только идти по пути, проложенному его гением». [13]

Основные мотивы поэзии А.С. Пушкина: тема любви, тема поэтического творчества и тема смысла жизни, главная в философской лирике. Поэта волнуют проблемы смерти и бессмертия, преемственности поколений, вечного и преходящего, проблемы памяти и забвения. Лирика любви и дружбы пленяет своей искренностью, нежностью, чувством глубокого сопереживания.

Историческая тема прошла через все творчество А.С.Пушкина и раскрывается им в основном в плане трех проблем – проблемы самодержавия, исторической личности и народа, причем эти вопросы связаны у Пушкина в одно целое: постановка одного неизбежно затрагивает и два других. [20]

Тема крестьянского восстания играла в творчестве Пушкина особую роль. Она стала важной для него с 1830-х годов. Летом 1833 года он добивается разрешения на длительную поездку по местам восстания. Это путешествие длилось 4 месяца. И осенью 1833 года Пушкин возвращается в столицу с «Историей Пугачева». Этот труд был первым научным исследованием «русского бунта», исследованием смелым, необычным для того времени. Поэт не боялся говорить в нем осмысленную им правду. Но Пушкин задумал создать еще одно произведение, посвященное событиям пугачевского восстания. [11]

В 1836 году Пушкин заканчивает работу над «Капитанской дочкой». В этом произведении представлены в их трагическом противостоянии и неразрешимости – народ и власть, государство и личность, роль личности и народа в истории.

Жанр этого произведения Пушкин определял как исторический роман. Во всяком романе, как правило, двигателем событий становится любовный сюжет. В «Капитанской дочке» не любовь, а народная борьба выполняет эту функцию. В этом проглядывается жанровая новизна.

Несмотря на небольшой объем, «Капитанская дочка» - роман широкого тематического охвата. В нем нашли яркое отражение жизнь народа, его восстание, образы крестьян и казаков, помещичий быт, губернское общество и жизнь затерянной в степях крепости, личность Пугачева и двор Екатерины II. В романе выведены лица, представляющие разные слои русского общества, раскрывающие нравы и быт того времени. «Капитанская дочка» дает широкую историческую картину, охватывающую русскую действительность эпохи пугачевского восстания. Проблематика «Капитанской дочки» необычайно остра и разнообразна.

Положение и требования народа, взаимоотношения помещиков и крестьянства и проблемы государственной внутренней политики, крепостное право и морально-бытовые стороны жизни дворянства – таковы основные вопросы, поднятые Пушкиным в повести. Важнейшим из них является вопрос об историко-политическом смысле и значении крестьянского восстания. Пушкин стремится раскрыть и показать всю совокупность явлений, связанных с восстанием крестьянства. Широкое распространение движения, его причины, истоки и начало восстания, его ход, социальный и национальный состав участников движения, рядовая масса восставший и ее вожди, расправа с помещиками и отношение восставших к мирным жителям, психология крестьянских масс, политика дворянской монархии и дворянская расправа с крестьянством - все это отражено в романе. [7]

Многие страницы «Капитанской дочки» трудно понять без подробного общественно-исторического, бытового, лексического и литературоведческого комментария. Так или иначе, произведения исторического звучания всегда современны и социально заострены. За протекшие полтора столетия «Капитанская дочка» стала неотъемлемой частью русской культуры. Вспомним дату, поставленную Пушкиным в заключение «издательского» послесловия — 19 октября 1836 года. Известно, что 19 октября — день лицейской годовщины — был особым днем в календаре Пушкина. Это был день размышлений о собственной судьбе, о судьбе своих сверстников и о судьбах России. «Капитанская дочка» оказалась своеобразным завещанием А.С. Пушкина. Открывая читателю всю свою выстраданную правду о русском народе и русском бунте, писатель призывал задуматься над коренными вопросами развития России и судьбы русского народа. [16]

 «Капитанская дочка» Пушкина – не только одно из наиболее совершенных и глубоких произведений, написанное русским классиком, но и первое сложное произведение в школьной программе. Данное произведение традиционно находит отражение в школьных программах по литературе в средних классах.

Изучение повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» с применением технологии РКМЧП


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: