Методика обучения литературе

“Капитанская дочка” А.С. Пушкина — одно из первых по–настоящему сложных произведений школьной программы. Восьмиклассникам предстоит трудная работа, кроме того, у учеников восьмого класса ещё нет достаточного опыта анализа больших по объёму произведений литературы, не выработаны умения и навыки написания сочинения по такому сложному литературному материалу. Все эти задачи учитель должен решить в процессе работы над “Капитанской дочкой”.

Этому произведению нужно уделить много времени. Особое внимание хотелось бы уделить следующей методической рекомендации:

Первый урок по творчеству писателя традиционно посвящается биографии. Можно начать цикл уроков, посвящённых творчеству А.С. Пушкина, с продолжения разговора об исторической теме в литературе, начатого в сентябре. Учитель, рассказывая об обращении Пушкина в 30–е годы к теме истории, предлагает ученикам вспомнить известные им пушкинские исторические произведения. Год назад, семиклассниками, ребята знакомились с фрагментами драмы “Борис Годунов”, поэмой “Медный Всадник”, ещё раньше — с описанием боя из поэмы “Полтава”. Чем особенно интересует поэта историческая тема? Мы вспоминаем о проблеме власти и “маленького человека”, о роли личности в исторических событиях, об ответственности государственного лица перед историей и современниками, о законе и милосердии.

Ко второму уроку ученики получают задание: перечитать I главу повести и ответить на вопросы:

1. Смысл эпиграфа.

2. Семья Гринёвых. Найдите в тексте слова, которые можно назвать девизом этой семьи.

3. Можно ли назвать Петрушу продолжателем семейных традиций?

4. Петруша и Савельич.

5. Найдите в тексте примеры иронии.

Готовясь дома по данным вопросам, восьмиклассники должны учиться работать с закладками, находить нужные цитаты, делая карандашные пометки на полях. Этому учитель обязательно должен уделять внимание на каждом уроке, так как без этого умения впоследствии, в старшей школе, ребятам будет трудно работать с большими по объёму произведениями.

Вывод урока: “Капитанская дочка” — не только повествование о событиях русской истории, но и история взросления души, сохраняющей честь и достоинство при любых, даже самых страшных обстоятельствах.

Задание к третьему уроку по второй главе:

1. Как и почему Гринёв попал в буран?

2. Почему вожатому удалось вывезти кибитку из беды?

3. Что читатель узнаёт о вожатом во второй главе? Есть ли противоречия в его облике? Составьте его внешний и “внутренний” портрет.

4. Переведите разговор вожатого и хозяина постоялого двора.

5. Попробуйте объяснить сон Петруши.

Мальчишество Гринёва, его неумение, но желание быть взрослым отмечают восьмиклассники, работая с первым заданием. Интересно спросить у ребят, чем отличается взрослый от ребёнка. Из разнообразия ответов “собираем” портрет взрослого человека.

Ответ на последний вопрос станет выводом всего урока. Трактуя сон Петруши, приходим к следующему. Отныне жизнь юного Гринёва переменится, а возможно, и перевернётся. Теперь уже не только родители будут его покровителями и духовными руководителями, но и страшный “мужик с чёрной бородою”, который, размахивая топором и наполняя всё вокруг кровью и смертью, почему–то “ласково кликает” нашего героя.

Четвёртый урок будет посвящён третьей главе — “Крепость”. Домашнее задание к нему:

1. Опишите Белогорскую крепость.

2. Кто, по–вашему, является в ней настоящим комендантом и почему?

3. Сравните Василису Егоровну и Машу.

4. Какое впечатление произвели на Гринёва капитан Миронов и Швабрин?

Вывод урока. Гринёв, попавший на службу в захолустный гарнизон, находит себе единственного товарища — Швабрина. Все же остальные вызывают лишь если не насмешку, то иронию. Это первые впечатления, посмотрим, что будет дальше.

Задание к пятому уроку по четвёртой главе:

1. Расскажите о ссоре Гринёва и Швабрина. В чём истинная её причина?

2. Сравните Швабрина с другими обитателями крепости. За что его не любят?

3. Почему после примирения поединок всё–таки состоялся?

Начиная с этой главы школьники получают задание составить сравнительную цитатную характеристику Гринёва и Швабрина по плану: а) дуэль, б) отношение к обоим в Белогорской крепости, в) пугачёвщина, г) взаимоотношения с Пугачёвым, д) отношение друг к другу. Цитаты подбираются постепенно, по мере прочтения повести, и к концу работы становятся материалом для написания сочинения на одну из предложенных тем.

На шестом уроке предстоит работа с пятой главой. Домашнее задание к ней:

1. Смысл эпиграфов.

2. Опровергает ли поведение Марьи Ивановны мнение, которое высказал о ней Швабрин?

3. Почему отец Гринёва отказал сыну в благословении?

4. Свяжите эпиграф к повести с пятой главой.

Мы вновь уделяем пристальное внимание эпиграфу. Обратим внимание восьмиклассников, что эпиграфы взяты не из авторских литературных произведений, а из фольклора. Почему?

Разговор о чести часто возникает на этом уроке. Итак, все персонажи, честно исполняя свой долг, понимают его каждый по–своему.

Задание к седьмому уроку по главе шестой — “Пугачёвщина”:

1. Смысл названия главы.

2. Сразу ли понимают обитатели крепости, насколько велика опасность?

3. Какой художественный приём использует автор, рассказывая о военном совете и его подготовке?

4. Что нового мы узнаём о характере супругов Мироновых?

5. О чём думает Гринёв накануне приступа? Как это его характеризует?

Мы впервые уделяем пристальное внимание заглавию. Что значит слово “пугачёвщина”?

Здесь меняется тон повествования. А первую половину главы рассказчик с грустной иронией рисует подготовку крепости к нашествию, смешные манёвры коменданта по удалению жены с военного совета, да и сам военный совет. Но когда рассказчик становится серьёзным, читатель начинает замечать в этих нелепых милых людях совсем не смешные черты. История взросления души подошла к своей кульминации.

Глава седьмая рассматривается на восьмом уроке. К нему восьмиклассники получают всего один вопрос, требующий, однако, объёмного ответа: Как связан эпиграф к повести с событиями, происходящими в главе? По чести или нет поступают здесь все персонажи?

Вновь проблема чести. Иронии больше нет, на смену ей приходит героический пафос.

Приходим к выводу, что есть лишь один герой, выкупивший свою жизнь ценой бесчестия: “…увидел я среди мятежных старшин Швабрина, обстриженного в кружок и в казацком кафтане”.

Задание к д евятому уроку по восьмой главе повести:

1. Какие противоречивые мысли о дальнейшем пути овладевали Гринёвым?

2. Объясните символический смысл песни, которую поёт Пугачёв со своими сподвижниками.

3. Почему Гринёв, говоря с Пугачёвым, не боится его?

4. Почему Пугачёв так милостив к Гринёву?

Можно предложить ученикам самостоятельно сравнить образ Пугачёва из “Капитанской дочки” с тем Пугачёвым, который предстаёт перед читателем на страницах “Истории Пугачёва”, и составить свои выводы и наблюдения. В качестве учебного пособия для этой работы берём очень удачную рабочую тетрадь Н.Кулагиной.

Следующий десятый урок посвящён девятой главе повести. Работаем по плану:

1. Что указывает на нецарское происхождение Пугачёва?

2. Чем вы объясните поступок Савельича?

3. Как развиваются отношения Гринёва и Швабрина?

На этом уроке продолжается работа по подбору материала к сравнительной характеристике Гринёва и Швабрина.

Домашнее задание к одиннадцатому уроку по десятой главе:

1. Сравните Оренбургскую крепость с Белогорской.

2. Чем объясняется обилие архаизмов и книжной лексики в речи оренбургских военных?

3. Ошибался ли Андрей Карлович, запретив Гринёву вернуться?

Покидая милую Гринёву и читателю Белогорскую крепость, мы с рассказчиком снова в дороге. Но как изменились и путешественник, и дорожные впечатления! Теперь ему встречаются колодники с лицами, “обезображенными щипцами”, в воздухе витает тревога. Как и в главе “Крепость”, рассказчик, прежде всего, уделяет внимание самому укреплённому поселению. Очевиден контраст: вокруг каменных стен Оренбурга вырыт ров, у ворот стоят часовые, кипит работа по подготовке к обороне. Какие выводы может сделать наш герой из увиденной картины? Какие надежды могут вспыхнуть в нём?

Следующий двенадцатый урок посвящён главам «Мятежная слобода» и «Сирота». Задание к одиннадцатой главе:

1. Смысл эпиграфа к главе.

2. Сравните отношение к Гринёву Пугачёва и его “генералов”.

3. В чём смысл жизни Пугачёва? Ответьте словами повести.

Аллегорический смысл эпиграфа (кстати, стилизованного Пушкиным под Сумарокова) ясен. Кто скрывается под маской льва, очевидно. Но почему именно “лев”? Во–первых, он царь зверей. Во–вторых, грозен. В–третьих, непредсказуем. Ласковый хищник обманчив, заманит, приласкает, а потом поди и съест. Пушкин постоянно с помощью эпиграфов указывает на опасность, создаёт напряжение, усиливает тревогу.

На этом же уроке работаем над двенадцатой главой по плану:

1. Какую роль играет Марья Ивановна во взаимоотношениях Гринёва и Швабрина?

2. Что помогло Гринёву в очередной раз избежать смерти?

В главе “Сирота” конфликт между Гринёвым и Швабриным доходит до высшей точки развития и разрешается с помощью «ласкового льва».  Развязка почти сказочная: зло побеждено, впереди свадьба счастливых героев.

В конце урока заканчиваем работу над сравнительной характеристикой героев, конфликт между которыми достиг развязки.

На тринадцатом уроке мы заканчиваем работу над текстом повести. Вопросы к двум последним главам следующие:

1. Виноват ли, по–вашему, Гринёв? Справедливо ли он арестован?

2. Почему, по вашему мнению, Екатерина II помиловала Гринёва?

3. Почему Пушкин представил своё произведение в форме записок Гринёва?

Задавая эти вопросы, подчёркиваем, что ждем от учеников их собственного решения. [15]

Эта методическая разработка позволяет захватить большую часть важнейших аспектов изучения этого произведения. Она позволяет не тратить время на ранее проходимый материал, но одновременно с этим не теряет возможность провести актуализацию знаний. Очень удачно рассматривается сюжет и характеристика героев приемом сравнения. Также уделяется особое внимание самостоятельной работе учеников, что важно, т.к. это формирует у них новые навыки.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: