Обзор школьных программ

В методических разработках, посвященных творчеству А.С. Пушкина, методисты и школьные учителя ориентируются на исследования Г.И. Беленького, В.Г. Маранцмана, М.А. Рыбникова, М.Г. Качурина и М.А. Шнеерсона. Вводятся темы, связанные с историческими основами прозаического творчества А.С. Пушкина, тема восстаний; рассматривается культурный «фон», на котором формировалось мировоззрение писателя.

В. Г. Маранцман при изучении содержания исторического романа считает важным использовать следующие методические приемы: 1) заочная экскурсия в картину России 1833 года, чтобы ознакомить учащихся с целями создания писателем повести; 2) постановка вопросов на восприятие и обострение интереса к чтению («Почему Гринёв не является сам к Пугачеву с просьбой о помощи?», «Что изменил Пушкин в повести?», «От каких качеств герой избавляется и какие обретает?» и др.); 3) выразительное чтение; 4) чтение по ролям; 5) выполнение творческих работ и др. Кроме того, по мнению методиста, учитель обязательно должен подробно рассказать учащимся о работе Пушкина над «Историей Пугачева», чтобы создать исторический фон крестьянской войны, потрясшей могущественное царствование Екатерины II.

При изучении «Капитанской дочки» В.Я. Коровина рекомендует использовать следующие методические приемы: выразительное чтение, пересказ, аналитическая беседа, постановка вопросов и заданий, чтение по ролям, индивидуальные сообщения и др.

Ученая–методист А.С. Дегожская [6] предлагает приступить к изучению «Капитанской дочки» в 7 классе. Однако стоит отметить, что в ее 28 методической разработке не представлена информация о сложившейся исторической ситуации, которая стала основой произведения А.С. Пушкина. Исходя из этого, мы можем сделать заключение об отсутствии историко–культурного комментария, необходимого при изучении. Однако в разработке присутствуют разнообразные задания для учеников. Так, учитель может предложить учащимся подумать, как в их жизни могут проявиться понятия чести, мужества и благородства.

Автор предлагает изучать произведение, разбив его на циклы глав, где каждый цикл включает в себя анализ определенных тем. Методист предлагает также использовать метод комментированного чтения в качества одного из приемов работы с текстом. Центральным анализом становится изучение отношений Емельяна Пугачева и Петра Гринёва. Получается, что в ходе урока учащиеся могут охватить большее количество текста, что дает значительные возможности для сопоставления, обращений к уже изученному материалу. Работа с циклами глав позволяет увеличить удельный вес самостоятельной работы учеников.

В традиционных методических планах разбор произведения часто ограничивается чтением и комментированием текста по главам. Далее учащиеся приступают к разбору действующих лиц. Чаще всего, это анализ одного или нескольких героев по плану, который учитель может озвучить сразу, или же составить вместе с учениками.

В большинстве разработок ученых–методистов изучение исторического романа Пушкина заканчивается самостоятельным сочинением учащихся на одну из предложенных тем.

В методике преподавания литературы и школьной практике есть опыт разработки уроков, посвященных обучению навыкам сопоставительного анализа. Здесь стоит отметить методику обучения по созданию речевого высказывания в жанре сравнительной характеристики героев, разработанную Г.В. Пранцовой. Создание речевого высказывания в жанре сравнительной характеристики героев ведется на основе персонажей «Капитанской дочки» Петра Гринёва и Алексея Швабрина. Предложенная методика позволяет эффективно формировать умение сравнивать литературные явления и факты и на основе этого решать еще одну важную задачу – совершенствовать речевые умения школьников.

Примеры сравнения и сопоставления являются частью методологии изучения «Капитанской дочки» и у ряда других исследователей. Один из таких вариантов анализа дают ученые М.Г. Качурин и М.А. Шнеерсон. Помимо того, что в основе анализа лежит историческая основа изучения, авторы также прибегают к приемам, построенных на противопоставлении Гринѐва и Швабрина, а также семьи Гринёва и семьи Мироновых.

Своеобразие такого подхода заключается в том, чтобы учащиеся достаточно внимательно изучили язык самого произведения. Итогом анализа текста повествования и речи героев служит интерес у школьников к отдельным художественным деталям и речевым особенностям.

В методических разработках К.Г. Бочарова представлена следующая последовательность изучения «Капитанской дочки» в школе:

1) предварительное усвоение текста (с заранее предложенными вопросами); 2) вступительные занятия, историческое содержание повести и ее герои; 3) изображение Емельяна Пугачева; 4) характеристика Петра Гринёва; 5) второстепенные образы дворян – защитников крепостного строя (Маша Миронова, Савельич); 6) идейное содержание и значение повести; 7) заключительный этап – разбор сочинений. [1]

Подобная система уроков хороша тем, что включает в себя анализ основных компонентов повести именно как исторического произведения. Здесь можно выделить логичность данной системы уроков, так как на первый план учитель выдвигает образ Пугачева, который считается персонажем, помогающим понять идейное содержание произведения. [20]

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: