Историко-филологический факультет
Кафедра русского языка, литературы и журналистики
КУРСОВАЯ РАБОТА
Изучение повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» с применением современных образовательных технологий
Студента (ки) 4 курса РЛ-16-1 группы
Специальность / Направление подготовки Педагогическое образование
Специализация / Профиль Русский язык. Литература
Автор работы Сатосова Ю.В.
Научный руководитель кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка, литературы и журналистики Н.А. Бражкина
_________________ ____________/_____________
(оценка цифрой и прописью) (подпись науч. рук-ля / расшифровка подписи)
_______________ _________________ (количество баллов) (дата)
|
|
____________ № __________
(дата) (журнал регистрации)
________________________
(должность регистрирующего)
______________/_____________
(подпись / расшифровка)
Ульяновск, 2020 г.
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
ГЛАВА 1. Современные образовательные технологии на уроках литературы в школе......................................................................................................................
1.1. Роль и значение образовательных технологий в современном учебном процессе в школе............................................................4
1.2. Технология развития критического мышления через чтение и
письмо на уроках литературы в школе..................................................6
ГЛАВА 2. Теоретические основы изучения произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка» в школе..............................................................................15
ГЛАВА 3. Изучение повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» с применением технологии РКМЧП...........................................................................
3.1. Обзор школьных программ.........................................................18
3.2. Методика обучения литературе..................................................20
3.3. План-сценарий урока литературы в 8 классе на тему «Береги
честь смолоду (по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)» с применением технологии РКМЧП.......................................................27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....................................................................................37
ПРИЛОЖЕНИЯ.....................................................................................................39
|
|
Введение
Актуальность.
Объектом исследования являются современные образовательные технологии на уроках литературы.
Предметом рассмотрения является современная образовательная технология, как метод изучения повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Целью настоящей работы является ознакомление с современными образовательными технологиями, применяемыми на уроках литературы, для дальнейшего использования в педагогической деятельности на примере изучения повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Для достижения поставленной цели должны быть решены задачи:
1) Изучить и систематизировать классификации современных образовательных технологий на уроках литературы,
2) Проанализировать теоретические основы изучения произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка»,
3) Исследовать методические рекомендации к изучению творчества А.С. Пушкина в среднем звене,
4) Разработать план-сценарий урока с применением современной образовательной технологии для изучения повести «Капитанская дочка».
Методы исследования. Анализ научных работ о современных образовательных технологиях, исследование методических рекомендаций для изучения творчества А.С. Пушкина в среднем звене, анализ литературной критики, биографий А. С. Пушкина, изучение современных научных трудов о творчестве поэта, в частности о произведении «Капитанская дочка».
Практическая значимость работы заключается в применении его на уроках литературы для построения наиболее грамотного урока с использованием современных технологий.
Структуру работы составляет введение, три главы, заключение, библиографический список источников литературы (20 наименований). Общий объем работы – 25 страниц.
Современные образовательные технологии на уроках литературы в школе
Роль и значение образовательных технологий в современном учебном процессе в школе
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
Закон Российской Федерации «Об образовании» ключевой в идеологии новой школы называют идею развития, выделяя три важных постулата:
· школа является важнейшим фактором развития личности;
· школа должна превратиться в действенный перспективный фактор развития российского общества;
· систему образования и школу необходимо постоянно развивать.
Развитие школы может осуществляться посредством инноваций. Под инновационной деятельностью понимается деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию нововведений. [3]
Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности педагога, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологи обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в образовательном учреждении. [14]
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. [9]
Новые образовательные технологии предлагают инновационные модели построения такого учебного процесса, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решение как учебной, так и практически значимой задачи. Это не противоречит творческим процессам личностного совершенствования, так как каждая из педагогических технологий имеет собственную зону, в пределах которой происходит развитие личности. [4]
|
|
Из всего многообразия инновационных направлений в развитии современного образования выбирают именно образовательные технологии по ряду причин:
· в условиях существующей классно-урочной системы занятий они наиболее легко вписываются в учебный процесс, не затрагивают содержание обучения, которое определено стандартами образования и не подлежат, каким бы то ни было серьезным коррективам;
· образовательные технологии позволяют, интегрируясь в реальный образовательный процесс, достигать поставленные программой и стандартом образования цели по конкретному учебному предмету;
· педагогические (образовательные) технологии обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, гуманитаризации образования и личностно-ориентированного подхода;
· они обеспечивают интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность;
· обеспечивают доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу;
· отличительной чертой большинства технологий является особое внимание к индивидуальности человека, его личности;
· четкая ориентация на развитие творческой деятельности. [3]
Применение современных образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы не только интенсифицирует процесс обучения, но и повышает мотивацию современного школьника к занятиям, стимулирует его познавательный интерес и повышает эффективность групповой и самостоятельной работы. [17]
Успешность любой педагогической технологии зависит от личности учителя. Работа в инновационном режиме меняет мировоззрение самого педагога. Учителю–новатору становится самому интересно овладевать СОТ и использовать их в учебно-воспитательном процессе. Тем самым педагог повышает свой социальный статус, также повышается его авторитет. Результатом является рост профессионального мастерства учителя и признание его заслуг на разных уровнях. [4]
|
|