Роль и значение образовательных технологий в современном учебном процессе в школе

Историко-филологический факультет

Кафедра русского языка, литературы и журналистики

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Изучение повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» с применением современных образовательных технологий

 

Студента (ки) 4 курса РЛ-16-1 группы

Специальность / Направление подготовки Педагогическое образование

Специализация / Профиль Русский язык. Литература

Автор работы Сатосова Ю.В.

Научный руководитель кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка, литературы и журналистики Н.А. Бражкина

 

_________________                                           ____________/_____________                                                                       

(оценка цифрой и прописью)                                                                         (подпись науч. рук-ля / расшифровка подписи)

_______________                                                                _________________ (количество баллов)                                                                                                                                          (дата)

 

____________ № __________

(дата)           (журнал регистрации)

 ________________________          

 (должность регистрирующего)

           

______________/_____________

(подпись / расшифровка)

 

Ульяновск, 2020 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3

 

ГЛАВА 1. Современные образовательные технологии на уроках литературы в школе......................................................................................................................

1.1. Роль и значение образовательных технологий в современном учебном процессе в школе............................................................4

1.2. Технология развития критического мышления через чтение и

письмо на уроках литературы в школе..................................................6

 

ГЛАВА 2. Теоретические основы изучения произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка» в школе..............................................................................15

 

ГЛАВА 3. Изучение повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» с применением технологии РКМЧП...........................................................................

3.1. Обзор школьных программ.........................................................18

3.2. Методика обучения литературе..................................................20

3.3. План-сценарий урока литературы в 8 классе на тему «Береги

честь смолоду (по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)» с применением технологии РКМЧП.......................................................27

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................36

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....................................................................................37

ПРИЛОЖЕНИЯ.....................................................................................................39

Введение

Актуальность.

Объектом исследования являются современные образовательные технологии на уроках литературы.

Предметом рассмотрения является современная образовательная технология, как метод изучения повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Целью настоящей работы является ознакомление с современными образовательными технологиями, применяемыми на уроках литературы, для дальнейшего использования в педагогической деятельности  на примере изучения повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Для достижения поставленной цели должны быть решены задачи:

1) Изучить и систематизировать классификации современных образовательных технологий на уроках литературы,

2) Проанализировать теоретические основы изучения произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка»,

3) Исследовать методические рекомендации к изучению творчества А.С. Пушкина в среднем звене,

4) Разработать план-сценарий урока с применением современной образовательной технологии для изучения повести «Капитанская дочка».

Методы исследования. Анализ научных работ о современных образовательных технологиях, исследование методических рекомендаций для изучения творчества А.С. Пушкина в среднем звене, анализ литературной критики, биографий А. С. Пушкина, изучение современных научных трудов о творчестве поэта, в частности о произведении «Капитанская дочка».

Практическая значимость работы заключается в применении его на уроках литературы для построения наиболее грамотного урока с использованием современных технологий.

Структуру работы составляет введение, три главы, заключение, библиографический список источников литературы (20 наименований). Общий объем работы – 25 страниц.

Современные образовательные технологии на уроках литературы в школе

Роль и значение образовательных технологий в современном учебном процессе в школе

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

Закон Российской Федерации «Об образовании» ключевой в идеологии новой школы называют идею развития, выделяя три важных постулата:

· школа является важнейшим фактором развития личности;

· школа должна превратиться в действенный перспективный фактор развития российского общества;

· систему образования и школу необходимо постоянно развивать.

Развитие школы может осуществляться посредством инноваций. Под инновационной деятельностью понимается деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию нововведений. [3]

Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности педагога, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологи обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в образовательном учреждении. [14]

Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. [9]

Новые образовательные технологии предлагают инновационные модели построения такого учебного процесса, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решение как учебной, так и практически значимой задачи. Это не противоречит творческим процессам личностного совершенствования, так как каждая из педагогических технологий имеет собственную зону, в пределах которой происходит развитие личности. [4]

Из всего многообразия инновационных направлений в развитии современного образования выбирают именно образовательные технологии по ряду причин:

· в условиях существующей классно-урочной системы занятий они наиболее легко вписываются в учебный процесс, не затрагивают содержание обучения, которое определено стандартами образования и не подлежат, каким бы то ни было серьезным коррективам;

· образовательные технологии позволяют, интегрируясь в реальный образовательный процесс, достигать поставленные программой и стандартом образования цели по конкретному учебному предмету;

· педагогические (образовательные) технологии обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, гуманитаризации образования и личностно-ориентированного подхода;

· они обеспечивают интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность;

· обеспечивают доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу;

· отличительной чертой большинства технологий является особое внимание к индивидуальности человека, его личности;

· четкая ориентация на развитие творческой деятельности. [3]

Применение современных образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы не только интенсифицирует процесс обучения, но и повышает мотивацию современного школьника к занятиям, стимулирует его познавательный интерес и повышает эффективность групповой и самостоятельной работы. [17]

Успешность любой педагогической технологии зависит от личности учителя. Работа в инновационном режиме меняет мировоззрение самого педагога. Учителю–новатору становится самому интересно овладевать СОТ и использовать их в учебно-воспитательном процессе. Тем самым педагог повышает свой социальный статус, также повышается его авторитет. Результатом является рост профессионального мастерства учителя и признание его заслуг на разных уровнях. [4]

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: