План–сценарий урока литературы в 8 классе на тему «Береги честь смолоду (по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)» с применением технологии РКМЧП

Цели:

· Познавательные (образовательные, обучающие):
– продолжить формирование умения давать всестороннюю оценку литературному герою
– продолжить обучать анализировать, сравнивать и обобщать
– расширить и углубить представление о героях повести

· Развивающие:
– развить навыки устной речи;
– развить умение работать с учебником;
–развить аналитическое и критическое мышление;
–развить умение делать конспективные записи;
–сформировать навыки литературного анализа;
–развить умения вести диалог, аргументировать своё мнение, обращаясь к тексту произведения.

· Воспитательные:
– сформировать понятие о чести и бесчестии
– воспитывать чувство уважения к человеку,
–способствовать воспитанию интереса к литературе через работу с текстом; воспитывать бережное, внимательное отношение к художественному слову.

Планируемые результаты:

Предметные:
–научиться понимать язык художественного произведения,
–уметь анализировать эпическое произведение.
–умение работать с текстом (извлекать информацию; осмысливать и делать выводы);
–использовать приемы технологии РКМ;
–совершенствование навыков письменной и устной речи через представление информации в различном виде (в форме таблиц, кластера).

Метапредметные:

· Познавательные: выделять необходимую информацию из учебника, из текста произведения, оформлять ее в виде конспектных записей, определять понятия;

· Регулятивные: уметь выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

· Коммуникативные: уметь обращаться за помощью к учебной литературе;

· Личностные: формирование моральных качеств, нравственных чувств, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам и поступкам других.

Тип урока: комбинированный (повторение пройденного и приобретение новых знаний).

Методы: слово учителя, работа с текстом, беседа, анализ, прием кластера, составление таблицы

Оборудование (наглядность): иллюстрации к произведению: «Поединок» В.Сыскова и «Освобождение Маши» А. Иткина. Кластер «Честь», таблица «Гринёв и Швабрин», учебник с текстом произведения, тетради.


















Оформление доски

  Гринёв, Савельич и Швабрин. "Поединок". Художник В. Сысков Береги честь смолоду  (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Кластер: «Честь» (прил. 1)   Таблица: «Гринёв и Швабрин» (прил. 2)   Д/З: Написать эссе–рассуждение: «Что такое честь для меня»   Швабрин, Маша Миронова, Пугачев и Гринёв. "Освобождение Маши". Художник А. Иткин

 

План:

I. Организационный момент (1 мин.)

II. Стадия «ВЫЗОВ»: (10 мин.)

III. Стадия осмысления содержания (20 мин.)

IV. Стадия рефлексии (7 мин)

V. Домашнее задание (2 мин)

 

Ход урока

Этап урока, учебная ситуация Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
I. Организационный момент (1 мин.) Приветствие Приветствуют учителя Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других
II. Стадия «ВЫЗОВ»: (15 мин.) Ребята, сегодня мы продолжим анализировать повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка».   Вы прочитали это произведение дома. Пожалуйста, вспомните эпиграф к этому произведению.   Верно. Как вы понимаете слово «честь»?   Предлагаю вам составить кластер на эту тему. (ПРИЛ. 1) Начертите себе следующую схему в тетрадях. Теперь давайте подумаем, какими словами мы можем раскрыть понятие «честь»     Что же значит эта фраза «Береги честь смолоду»?     Верно. Наверное, вы уже догадались, что тема сегодняшнего урока «Береги честь смолоду».     Эпиграф «Береги честь смолоду»     -Качество человека, достойное уважения. -Человек с этим качеством может стать примером -Это мудрый человек, воспитанный, который ставит чужие чувства выше своих.   Бескорыстность, уважение, достоинство, мудрость, верность, мужество, принципиальность   Это значит, что честь не забывает прошлых ошибок. Оступившись один раз в молодости, ты уже не сможешь полностью очистить свою совесть от темных пятен минувших дней.   Коммуникативные УУД: -слушать и понимать речь других; -строить понятные для собеседника высказывания; -отвечать на вопросы учителя; -строить устное высказывание; -воспринимать информацию на слух; -дополнять, уточнять высказанные мнения; – анализировать и делать выводы; Регулятивные УУД: – организовать выполнение заданий учителя; Познавательные УУД: – извлекать необходимую информацию
III. Стадия осмысления содержания (17 мин.)   Как вы думаете, почему Пушкин выбрал именно такой эпиграф?     Давайте рассмотрим проблему чести на примере двух противоположных персонажей.   Чтобы лучше понять характер главного героя, составим сравнительную таблицу поступков Гринёва и Швабрина, которую будем заполнять в ходе рассуждения. Давайте посмотрим, как поступки одного и другого соотносятся с понятиями чести, мужества и благородства. (ПРИЛ. 2) Что мы можем выделить общего у Гринёва и Швабрина?   Давайте начнём с того, что представляет собой эта крепость, такая ли она, какой представлял себе герой? Как проходила служба в крепости? Кто по-настоящему был в ней командиром? Какая атмосфера царила в семье капитана Миронова? В гарнизоне?     Как приняли Петрушу в семействе Мироновых?   Пушкин с теплотой и нежностью пишет об отношениях этих людей, и здесь проводится одна из самых дорогих Пушкину идей — мысль семейная.   Кто из обитателей крепости резко выделяется из общего круга? Чем?   Почему Швабрин, поначалу понравившийся Гринёву, постепенно стал вызывать у него неприятие?     Из-за чего возникает дуэль?   Гринёв выносит его на суд Швабрина, искренне считая его свои другом, ожидая похвалы. Но грязные намёки Швабрина взбесили Гринёва. Он вступился за честь девушки, так как ему это велел долг дворянина, рыцаря.   Как ведёт себя Гринёв во время дуэли?     Как поступает Швабрин?   Хочется отметить, что А.С. Пушкин не даёт развёрнутых характеристик своим героям, о характере мы можем судить по их поступкам.   После ранения Маша ухаживает за Гринёвым, что ещё больше сближает их. Что собирается предпринять Гринёв?   Как относится к Маше Швабрин?     Как ведёт себя Гринёв после подавления бунта на следствии?     Как ведёт себя с Пугачёвым Гринёв? «Слушай, скажу тебе всю правду. Рассуди, могу ли я признать в тебе государя? Ты человек смышленый: ты сам увидел бы, что я лукавствую. Я придворный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу. Коли ты в самом деле желаешь мне добра, так отпусти меня в Оренбург».   Благородный Гринёв честно признается, что не считает Пугачева царем. А Пугачев – самозванец очень грозно заявил: «Я великий государь… Так ты не веришь, что я был государь Петр Федорович?» Хотя разбойник и сам не верит, по мнению автора, в успех своего предприятия: это подтверждает и калмыцкая сказка об орле: «Лучше раз напиться живой кровью, а там что Бог даст!» До этого он говорит: «Улица моя тесна; воли мне мало… при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою». Нам кажется, Пушкин с сочувствием относится к Пугачеву, человеку, который обманывает людей, но сам это понимает и еще очень нетерпим к лжецам: «И ты смел меня обманывать! Знаешь ли ты, бездельник, чего ты достоин?» - говорит он Швабрину.)   Как ведёт себя с Пугачёвым Швабрин? Это человек, для которого не существует понятий честь и достоинство. Он полон тщеславия, малодушия. Для него нет ничего святого. Оговаривает Гринёва: обвиняет его в сотрудничестве с Пугачевым, в предательстве. Сам нарушает присягу и переходит на сторону Пугачева в Белогорской крепости, к измене Швабрин готовился заранее: сразу же после приступа мы видим его обстриженного в кружок и в казацком кафтане. Именно во время Пугачёвского бунта проявились низость чувств, бесчестие, духовный нигилизм Швабрина. Какой же вывод мы можем сделать?     Мы много говорим о чести, рассматривая Гринёва и Швабрина. А Марья Ивановна? По-вашему мнению, она является примером человека, который поступает по чести?   Она сохраняет свою честь, отказывая Гринёву, не желая строить своё счастье на боли других. Как это типично для русского национального женского характера!   Вы помните, что говорил Швабрин о Марье Ивановне? Найдите цитату в книге.     Опровергает ли поведение Марьи Ивановны мнение, которое высказал о ней Швабрин?   Трепетное и бескорыстное внимание Марьи Ивановны к раненому Гринёву сразу же доказывает и ему самому, и читателю, что слова Швабрина были только наветами. Восьмиклассники находят в тексте фрагменты, это подтверждающие. Но ещё раньше    Глупа ли она в действительности?   Наблюдая за тем, как Маша отнеслась к предложению Гринёва обвенчаться без благословения его родителей, мы убеждаемся в обратном. Рассудительная и благоразумная Марья Ивановна оказывается здесь взрослее и умнее своего суженого: “Без их благословения не будет нам счастия”. В этих словах видны как ум и благородство девушки, так и её верность народной морали. В этом произведении рассматривается проблема чести.   Герои попадают в такие ситуации, в которых они сталкиваются с нравственным выбором.   Оба дворяне, офицеры, служат в Белогорской крепости, влюблены в Машу Миронову.     Белогорская крепость совсем не походила на крепость в полном смысле этого слова. Скорее всего, это была простая деревушка. Командиром можно назвать Василису Егоровну. В Белогорской крепости царит тёплая семейная атмосфера, солдаты и командиры с теплотой относятся друг к другу, нет официальщины. Вся крепость словно большая семья. Пётр полюбил этих людей, ничего другого себе не желая.   Тепло, заботливо   Алексей Иванович Швабрин. Он единственный из обитателей крепости говорит по-французски, его разговор остёр и занимателен. Он образован, служил в Петербурге в гвардии, переведён в Белогорскую крепость за дуэль.   Он плохо отзывается о семействе капитана Миронова, клевещет на Ивана Игнатьича, в плохом свете выставил Машу. Все эти люди стали дороги Гринёву, и ему неприятно было слушать о них плохое.   Гринёв сочинил стихотворение, посвятив его Маше. Швабрин осудил его.   Сражается честно, отважно, защищая честь девушки.   Наносит предательский удар беззащитному Гринёву, когда тот обернулся на голос Савельича   Написать письмо родителям, испросить их благословения на брак с Машей.     Клевещет на неё. С приходом Пугачёва держит взаперти, морит голодом. И в последний момент выдаёт Пугачёву   (Не называет её имя на следствии, не желая впутывать Машу в разбирательство.)   Гринёв отказывается от присяги самозванцу     Преклоняется перед ним. Переходит на его сторону.   Гринёв и Швабрин – антиподы     Да, она благородна и мудра. Она сохраняет своё достоинство даже тогда, когда попадает в проблемные ситуации.     Он называл её глупой и меркантильной. “…вместо нежных стишков подари ей пару серёг”, “Швабрин описал… Машу, капитанскую дочь, совершенною дурочкою”.   Да, потому что она по-настоящему любила Гринёва. И ухаживала за ним.     Нет, она была умна и действовала рассудительно.   Познавательные УУД: – извлекать необходимую информацию из текста; – анализировать, сравнивать; -устанавливать закономерности, строить рассуждения; -анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления; -выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их; -формулировать проблему; -структурировать, систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках. Коммуникативные УУД: – отвечать на вопросы учителя; – анализировать и делать выводы; – высказывать свое мнение; – строить устное высказывание; –дополнять, уточнять высказанные мнения; – слушать и понимать речь других; – строить понятные высказывания для собеседника.
IV. Стадия рефлексии (5 мин)   Итак, ребята, ответьте мне на вопрос, изменилось ли у вас мнение о персонажах?     Только эти персонажи показывают нам честь и достоинство в своих поступках?   По чести поступают и родители Гринёва, стремясь выполнить свой долг и вырастить достойного сына. Отстаивает свою честь преданного слуги и Савельич: “…я не старый пёс, а верный ваш слуга”.   Итак, все персонажи, честно исполняя свой долг, понимают его каждый по-своему.   Есть лишь один герой, выкупивший свою жизнь ценой бесчестия: “…увидел я среди мятежных старшин Швабрина, обстриженного в кружок и в казацком кафтане”. -Да, изменилось. -Мы не замечали внутреннюю силу Маши. -Мы не заметили развитие Гринёва. -Нет, не изменилось.   Да/Нет (кто ещё?) Регулятивные УУД: –осуществлять самоконтроль; –работать по плану; -оценить правильность своей деятельности.  
V. Домашнее задание (2 мин)   Напишите эссе на тему «Как я понимаю понятие чести». Записывают домашнее задание в тетрадь.  

 

 

Заключение

В методической науке и школьной практике изучения литературы накоплен достаточный методический опыт работы над произведением А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Многие из них основываются на традиционном подходе. Мной был разработан план–сценарий урока на тему «» с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Этот урок соответствует ФГОС второго поколения [18] и предполагает деятельностный подход (здесь ученик в активной позиции).

Я использовала следующие методические приемы РКМЧП: кластер, таблица, эссе.

Выбранная мной технология – одна из современных технологий, которая способна успешно решать задачи современного образования. Особенностью данной технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует свой процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие вдумчивой работы с текстом, с информацией.

 

 

Список литературы

1. Бочаров, Г.К. Система уроков по изучению повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» [Текст] / Г.К.Бочаров. – М.: Просвещение, 1992. – С.115–130.

2. Богданова Н.А. Методы и приемы технологии критического мышления, 2012. [Электронный ресурс] // – Режим доступа: https://nsportal.ru/

3. Быкова Е.Ю. Современные образовательные технологии. Их роль в повышении качества образования. Игровые формы обучения в начальной школе, 2018 [Электронный ресурс] // – Режим доступа: https://infourok.ru

4. Вострикова В.О. Современные педагогические технологии на уроках литературы. [Электронный ресурс] // – Режим доступа: https://solncesvet.ru/

5. Горшкова Е.В. Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы, 2005. [Электронный ресурс] // – Режим доступа: https://nsportal.ru

6. Дегожская, А.С. Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» в школьном изучении [Текст] /

7. Значение темы «Капитанской дочки» для русской литературы. [Электронный ресурс] // – Режим доступа: https://www.allsoch.ru/

8. Клустер Д. Что такое критическое мышление? // Библиотека в школе.– 2001.– №12

9. Кожевникова И.И. Современные образовательные технологии на уроках литературы. [Электронный ресурс] // – Режим доступа: http://kursk–sosh52.ru

10. Коровина В.Я. // Пушкин в школе: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1988. – С. 235 – 243.

11. К уроку литературы. А.С. Пушкин «Капитанская дочка». [Электронный ресурс] // – Режим доступа: http://literatura5.narod.ru/

12. Литературный музей А.С. Пушкина. [Электронный ресурс] // – Режим доступа: https://www.vilniausmuziejai.lt/

13. Лотман Ю.М. – В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь, –М.: Просвещение, 1988.

14. МОУДО «Межшкольный учебный центр Красноперского района».

Современные педагогические технологии, 2017 –2020. [Электронный ресурс] // – Режим доступа: https://kp–muk1.edu.yar.ru/

15. Островская М. Система уроков по повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка”. [Электронный ресурс] // – Режим доступа: https://nsportal.ru

16. Парамзина С. В. «Методические аспекты изучения повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», 2018 [Электронный ресурс] // – Режим доступа: https://xn––j1ahfl.xn––p1ai/

17. Селевко Г. К. Современные педагогические технологии// Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998

18. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. – М.: Просвещение, 2011.

19. Халперн Д. Психология критического мышления, – СПбб.: Изд–во «Питер», 2000

20. Шумилина А.Б. «Формирование понятия «исторический роман» при изучении «Капитанской дочки» А. С. Пушкина в основной школе», 2017. [Электронный ресурс] // – Режим доступа:

https://elib.pnzgu.ru/files/eb/doc/YUOS5Tag4uv.pdf

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Кластер «Честь»

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Таблица «Гринёв и Швабрин»

Критерий сравнения Гринёв Швабрин
Отношение к семье капитана Миронова С симпатией и любовью, с дружеской улыбкой, искренне любит и считает своей семьёй. Насмешливо, с издёвкой, распространяет клевету.
Поведение на поединке Сражается честно, отважно, защищая честь девушки. Наносит предательский удар беззащитному Гринёву, когда тот обернулся на голос Савельича.
Поведение во время захвата крепости пугачёвцами Отказывается принести присягу самозванцу. Готов мужественно умереть. Отказывается целовать Пугачёву руку. Становится на сторону бунтовщиков, нарушает военную присягу.
Отношение к Маше Мироновой Любит её, но даёт свободу выбора, уважает её решение, ни к чему не принуждает. Готов бороться за любовь. Готов отдать жизнь за неё. Рискует собой, спасая её из лагеря пугачёвцев. Наконец, не называет её имя на следствии, не желая впутывать Машу в разбирательство. Описывает Машу «совершенною дурочкою», клевещет на неё. Держит взаперти, морит голодом. И в последний момент выдаёт Пугачёву.
5. Поведение с Пугачёвым Держится смело, честно, искренне отвечая на опасные вопросы. Ведёт себя достойно дворянина и человека. Унижается, выкручивается, ползает в ногах у Пугачёва, вымаливая прощение.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: