Процесс цифровизации образования в России

 

Современные технологии уверенными темпами внедряются в нашу жизнь, уже нередко можно услышать понятие «Цифровизация» не только на научных конференциях, но и в повседневной жизни. В то время как некоторые люди все еще спорят о пользе или вреде процесса цифровизации, во многих государствах тенденция внедрения современных технологий становится обыденностью, за которой надо успевать [23].

Цифровизация подразумевает полную автоматизацию процессов и этапов производства, начиная с проектирования продукта и заканчивая его поставкой к конечному потребителю, а также последующим обслуживанием продукта [23].

Во время стремительного развития науки, многим корпорациям требуются сотрудники, готовые работать с новейшими технологиями на всех уровнях их производств и отпадает необходимость в сотрудниках, не владеющих специальными навыками. Решение этих проблем, несомненно, должно исходить из реорганизации процесса образования. С этим согласен и ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов, который в рамках IX Гайдаровского форума сообщил, что грядущий тренд образования неразрывно связан с цифровизацией, которая изменит рынок труда и создаст условия для появления новых компетенций [23].

Реформа цифровизации образования заключается в оснащении образовательных учреждений качественным программным обеспечением, например, информационными системами, позволяющими получать доступ к образовательным ресурсам, результатам современных научных исследований и разработок, электронным научным библиотекам на различных языках мира [16, с. 54]. Однако для этого сначала необходимо обеспечить образовательные учреждения современной техникой, а именно, компьютерами с возможностью подключения к сети Интернет.

Рассмотрим ситуацию нескольких прошлых лет в России (рис. 2) [18, с. 268]. Согласно графику, число персональных компьютеров, используемых в учебных целях в расчете на 100 обучающихся, с каждым годом неуклонно растет, однако темпы роста не увеличиваются несмотря на то, что объемы цифровизации экономики растут довольно быстро [23].

Рис. 2. Количество персональных компьютеров, используемых в учебных целях, на 100 обучающихся в общеобразовательных учреждениях

 

Аналогичная ситуация с цифровизацией в сфере высшего образования: количество персональных компьютеров для обучения в ВУЗах постоянно возрастает, как и показатель количества компьютеров с наличием доступа к сети Интернет. На 2015 год в высших учебных заведениях имеется в среднем 24 персональных компьютеров на 100 обучающихся, из которых около 22 имеют доступ в интернет (рис. 3) [18, с. 288].

 

 

Рис. 3. Количество персональных компьютеров для обучения в вузах

 

Исходя из данных графиков видно, что количество персональных компьютеров в учебных организациях растет. Но, к сожалению, технологии в ВУЗах внедряются намного медленнее, чем происходит цифровизация производства. Недостаточный уровень развития образовательных информационных технологий наблюдается и в общеобразовательных учреждениях: зачастую недостаточный уровень развития навыков выпускников школ обусловлен обучением на устаревшем оборудовании или его полном отсутствием [23].

Цифровизация непосредственно связана с теми учебными инструментами, которые цифровые технологии открывают для университетов и школ и которые ранее не были доступны. Наиболее выделяющимся из них можно считать онлайн-обучение, в состав которого входят как смешанные формы обучения, т. е. совмещение просмотра лекционного видео в режиме онлайн и семинарских занятий в университете, так и непосредственно онлайн-курсы — MOOC (Massive Open Online Courses). Согласно статистике по количеству доступных курсов МООС (рис. 4–5) [20], динамика данного инструмента положительна.

 

Рис. 4. Динамика количества МООС, шт.

 

Рис. 5. Количество слушателей МООС, млн.человек

 

Рассмотрим график рынка онлайн-обучения (рис. 6) [22]. Как видно из графика, наиболее сильное развитие онлайн-обучение получило в Северной Америке (США, Канада), Западной Европе (большинство европейских стран), а также в Азии (Китай, Япония). Важно отметить, что развитие рынка онлайн-обучения в Восточной Европе намного меньше, чем в упомянутых ранее странах [23].

 

Рис. 6. Доля рынка онлайн-обучения в 2013 и 2016 годах по регионам, млн. долларов США

 

Тема цифровизации образования не просто так все чаще появляется в СМИ, Интернете и других источниках. Цифровизация, несомненно, влияет на процесс и качество образования. Новые технологии, внедряемые в процесс школьного образования, способны увлечь школьников гораздо сильнее, чем простые лекции. Так, например, в школе Грейндж в центральной Англии был создал Грейнджтон, «город» в школе. В Грейнджтоне были построены телевизионная и радиостанции, позволяющие детям с их помощью развивать свои навыки в условиях ситуаций из реального мира [21].

Так как преимущества, которые дает цифровое образование, в мире уже исследованы и признаны, в последнее время, Россия, перенимая опыт коллег, реализует некоторые проекты, подразумевающие использование современных технологий в обучении. Основным таким проектом является всероссийский проект «Цифровая школа». Его цель заключается в формировании навыков использования цифровых ресурсов у школьников. Для продвижения данного проекта требуется наличие высокоскоростного интернета для школ, в особенности расположенных в сельской местности [23].

Кроме того, существуют отдельные городские проекты, например, в столичных школах, являющихся участниками проекта «Московская электронная школа», происходит внедрение информационных технологий на «новом техническом уровне» [17]: здания оборудуются множеством точек доступа к беспроводной сети Wi-Fi в целях обеспечения непрерывного доступа к сети Интернет; устанавливается множество интерактивных панелей, имеющих связь с электронным журналом и дневником, а также с библиотекой электронных ресурсов; школы получают множество портативных мощных гаджетов — ноутбуков и планшетов [23].

Также Департаментом образования и Департаментом информационных технологий города Москвы реализуется проект «Школа новых технологий», партнером которого являются продвинутые в сфере информационных технологий организации. Одним из таких партнеров является компания QIWI (электронная платежная система), которая проводит экскурсии для школьников и студентов и знакомит со своими технологическими разработками [19].

Таким образом, Россия может стать перспективной страной для развития Индустрии 4.0. Но для её активного внедрения требуется цифровизация образования, так как данный процесс влияет на качество образования, позволяя школьникам и студентам лучше познакомиться с реальным миром, в особенности с современными технологиями [23].

 

1.

1.1.

1.2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: