Особенности внедрения цифровых инноваций в образование

 

Внедрение цифровых технологий потребует пересмотра содержания профессиональной подготовки современных специалистов, в том числе и научно-педагогических работников. Анализ научных статей позволил выделить наиболее значимые цифровые компетенции специалиста: технико-технологические — навыки работы с «облачными» и web-технологиями, цифровыми платформами, способность к разнообразной и эффективной онлайн-коммуникации, к применению в профессиональной деятельности технологий «больших данных» и SММ-продвижения товаров и услуг; интеллектуальные — навыки аналитического, критического и гибкого мышления, способность к межпрофессиональному взаимодействию; деятельностные — навыки мультизадачной, комплексной, креативной работы, в том числе в международных и межпрофессиональных командах [Кешелава, Буданов, Румянцев 2017; Лапидус 2017].

Готовность образовательных учреждений к профессиональной подготовке специалистов цифрового общества потребует не только дальнейшей технико-технологической модернизации сферы образования, но и подготовки (переподготовки) профессорско-преподавательского состава: развития цифровой грамотности; формирования способности оцифровывать учебно-методический материал и использовать его в педагогической практике; умения разрабатывать электронные учебники с элементами интерактивных технологий и программируемого обучения, создавать массовые открытые образовательные курсы и осуществлять учебный процесс в онлайн и/или смешанном режиме, включая навыки эффективной коммуникации.

Вместе с тем скорость нововведений и глобальность их последствий требуют прогнозирования возможных рисков цифровизации. Известный эксперт в области ИТ-безопасности Н.И. Касперская в своем выступлении на Парламентских слушаниях в Государственной думе (март 2018 года) обозначила основные риски «цифровой колонизации» и широкого внедрения во все сферы жизнедеятельности таких технологий, как уберизация, «большие данные», блокчейн, виртуальная реальность [Касперская]. Анализ выделенных рисков позволил составить список вероятных изменений в сфере образования в результате цифровизации общества и образования (таблица 1).

Таблица 1. Риски цифровизации и возможные изменения в системе образования

Возможности цифровых технологий Риски внедрения в экономику Изменения в системе образования
Прорыв в искусственном интеллекте, анализ «больших данных» Навязывание западных технологий, деградация собственных компетенций Потеря базовых когнитивных компетенций (письмо, расчет, чтение, логика), снижение качества обучения
Ускорение коммуникаций и платежей, новые возможности общения и новый уровень комфорта Новые уязвимости, утечка персональных данных, потеря тайны личной жизни, слежка «Публичная» модель педагога/преподавателя, высокие требования к его психологическим качествам, рост конфликтов
Электронная идентификация и аутентификация личности, электронный двойник гражданина Исчезновение приватности, цифровой тоталитаризм, утечка персональных данных за границу Снижение личных контактов, рост конфликтов, «утечка» талантливой молодежи и преподавателей за границу, снижение общего уровня подготовки, проблемы контроля качества
Новые бизнес-модели, большие компании, массовые ИТ -сервисы Захват рынков транснациональными компаниями Изменение требований к содержанию обучения, дальнейшее изменение средств обучения
Автоматизация и роботизация деятельности, рост производительности и эффективности производств Потеря рабочих мест, безработица, социальная напряженность, возникновение слоя тунеядцев Изменение требований к квалификации специалистов, снижение потребности в «интеллектуальном» специалисте и «тяготение» к его технологическому образу, сокращение контингента высшего образования
Дальнейшая стандартизация и уберизация медицины, образования, транспорта, сферы услуг Юридическая неопределенность, снижение качества и ответственности, этические проблемы, рост мошенничества, «роботизация» людей, рост социального отчуждения Движение в сторону «образовательных услуг», уход от фундаментальности, изменение /перераспределение функций администрации вузов и преподавателей, рост конфликтов, снижение качества обучения
Инвестиции, стартапы, новые деньги, новые индустрии, «перелицовка» традиционных индустрий Захват экономики более сильными иностранными игроками Потеря статуса отечественного высшего образования, снижение контингента обучающихся

 

 

Вывод по главе

Система образования должна обеспечивать обществу уверенный переход в цифровую эпоху, ориентированную на рост производительности, новые типы труда, потребности человека, что возможно посредством включения в образовательный процесс всех слоев населения, выстраивания индивидуальных маршрутов обучения, управления собственными результатами обучения, виртуальную и дополненную реальность [11, с. 248].

Цифровизация образования предполагает применение обучающимися мобильных и интернет-технологий, расширяя горизонты их познания, делая их безграничными. Продуктивное применение цифровых технологий, включение обучающихся в самостоятельный поиск, отбор информации, участие в проектной деятельности формирует у них компетенции XXI века.

Россия может стать перспективной страной для развития Индустрии 4.0. Но для её активного внедрения требуется цифровизация образования, так как данный процесс влияет на качество образования, позволяя школьникам и студентам лучше познакомиться с реальным миром, в особенности с современными технологиями [23].

Внедрение цифровых технологий потребует пересмотра содержания профессиональной подготовки современных специалистов, в том числе и научно-педагогических работников.


Практика применения цифровых образовательных технологий на основе дистанционного курса «Финансовая математика»

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: