Проектирование индивидуальной образовательной траектории на основе дистанционного курса «Финансовая математика» в виртуальном пространстве

 

В наше время интернет-технологии позволяют обучаться дистанционно большинству желающих, образовав огромную сеть с беспрецедентным количеством информации и вовлеченных в обучение студентов и преподавателей.

Внедрение дистанционного обучения позволит достичь ряд преимуществ, основным из которых является развитие индивидуальной траектории обучения, позволяющая обучающемуся выстраивать свою образовательную деятельность. Индивидуальная траектория обучения подразумевает:

1) самостоятельное определение график обучения студента;

2) обеспечение доступности образовательных материалов в удобное время;

3) мобильность системы дистанционного обучения;

4) возможность получения высшего образования удаленно;

5) студент сможет формировать индивидуальную траекторию своего обучения [11].

Система дистанционного образования состоит из 2 функциональных подсистем в соответствии с основными группами пользователей:

1 группа: студент. Пользователи данной группы в системе могут самостоятельно выбирать траекторию обучения, распределяя время на изучение теоретического материала (при этом уделяя больше времени, блокам тем, которые менее изучены студентом) и выполнение практических заданий по своему усмотрению [11].

2 группа: разработчик курса, (функции в системе выполняет научно-педагогический сотрудник). Пользователи данной группы в системе определяют структуру курса дисциплины, формируют контрольные задания в рамках дисциплины, отслеживают прогресс студента и обеспечивают необходимым для обучающихся контентом [11].

В соответствии с ФГОС была разработана программа дистанционного курса «Финансовая математика» c использование 2 группы функциональных подсистем.

Так как индивидуальный образовательный маршрут основан на трех концептуальных элементах: индивидуальный учебный план; индивидуальная образовательная программа;   индивидуальный образовательный маршрут. Рассмотрим подробнее каждый элемент.

В индивидуальный учебный план обязательно входят следующие составляющие:

1) инвариантная часть федерального компонента, то есть обязательные предметы;

2) вариативная часть федерального компонента (дополнительные предметы);

3) региональный компонент, то есть предметы обязательные для изучения в конкретной республике или крае Российской Федерации;

4) компонент образовательной организации (требования к обучающимся конкретной образовательной организации).

Дистанционный курс «Финансовая математика» в средних профессиональных образовательных учреждениях может быть внесен в инвариантную часть федерального компонента, если студенты обучаются на направлении подготовки, например, «Экономика», либо в вариативную часть, если студенты обучаются на направлении подготовки «Менеджмент» или может быть внесен в компонент образовательной организации.

Следующий элемент – это проектирование индивидуальной образовательной программы. Нами разработана индивидуальная образовательная программа в соответствии с включением курса «Финансовая математика» в инвариантную часть индивидуального учебного плана.

Область применения программы: программа дистанционного курса «Финансовая математика» является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по экономическим специальностям.

Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: курс входит в цикл математических и общих естественнонаучных дисциплин.

Цели и задачи курса – требования к результатам освоения курса:

В результате освоения курса обучающийся должен уметь:

1) выполнять расчеты, связанные с начислением простых и сложных процентов;

2) корректировать финансово-экономические показатели с учетом инфляции;

3) рассчитывать суммы платежей при различных способах погашения долга;

4) вычислять параметры финансовой ренты;

5) производить вычисления, связанные с проведением валютных операций.

В результате освоения курса обучающийся должен знать:

1) виды процентных ставок и способы начисления процентов;

2) формулы эквивалентности процентных ставок;

3) методы расчета наращенных сумм в условиях инфляции;

4) виды потоков платежей и их основные параметры;

5) методы расчета платежей при погашении долга;

6) показатели доходности ценных бумаг;

7) основы валютных вычислений.

Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 65 часов, в том числе: обязательной внеаудиторной учебной нагрузки обучающегося 39 часов; самостоятельной работы обучающегося 26 часов.

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы представлены в таблице 1.

Таблица 1

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 65
Обязательная внеаудиторная учебная нагрузка (всего) 39
в том числе:  
дистанционные практические занятия 26
дистанционные лабораторные работы  
дистанционные контрольные работы  
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 26
в том числе:  
подготовка докладов по тематике, предложенной преподавателем; проработка конспектов лекций, учебной литературы, решение задач по темам. 2   24

Итоговая аттестация в форме дистанционного экзамена    

 

Дистанционный курс «Финансовая математика» будет состоять из семи блоков (тем). Каждый блок включает в себя:

1) видеоуроки по теме:

2) конспекты уроков;

3) дистанционные практические работы;

4) дистанционные лабораторные работы;

5) дистанционные контрольные работы;

6) итоговые и текущие тесты;

7) онлайн-семинары;

8) творческие задания (составление кроссвордов, докладов, тестов, написание эссе).

Тематический план и содержание учебной дисциплины «Финансовая математика» представлены в таблице 2.

 

 

Таблица 2

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем Ур-нь осв-я

Тема 1.

Начисление процентов.

Содержание учебного материала

2

 
1 Сущность и задачи финансовой математики, области ее применения. 1
2 Основные понятия: процент, процентная ставка, период начисления. Виды процентов и процентных ставок: простые и сложные, обычные и авансовые. 1
3 Расчеты при начислении простых процентов, наращение по обычной ставке. Множитель наращения. Три варианта расчета простых процентов. 2
4 Расчеты при начислении сложных процентов по обычной ставке. Внутригодовая капитализация процентов. Непрерывное начисление процентов. 2
5 Сравнение финансовых операций. Формулы эквивалентности процентных ставок. Эффективная процентная ставка. 2
6 Определение параметров финансовой операции: срока платежа и процентной ставки. Вычисление процентов с переменной ставкой. 3
7 Учет уровня инфляции в финансовых расчетах. 3

Дистанционные лабораторные работы:

-

Практические занятия:

1. Решение задач по теме «Начисление процентов».

2. «Начисление простых процентов в Excel»

3. «Применение функций Excel при расчете будущих значений стоимости».

5

Дистанционная контрольная работа по теме 1

1

Самостоятельная работа обучающихся:

подготовка докладов по тематике, предложенной преподавателем;

изучение теории и решение задач по теме 1.

Составить кроссворд по теме «Виды процентов и процентных ставок».

6

Тема 2.

Дисконтирование и учет. Операции с векселями.

Содержание учебного материала

2

1 Векселя. Основные определения. 1
2 Наращенная и текущая стоимость денежных потоков. Математическое дисконтирование. Банковский учет. 2
3 Эквивалентность процентной и учетной ставок. 2
4 Доходность сделок с векселями. 2
5 Векселя и инфляция. 3

Дистанционные лабораторные работы:

   

 

Продолжение таблицы 2

Практические занятия:

1. Решение задач по теме «Дисконтирование и учет. Операции с векселями».

2. «Применение функций Excel при расчете текущей (дисконтированной) стоимости»

3. «Применение функций Excel при расчете процентной ставки».

4

Дистанционная контрольная работа 

-

Самостоятельная работа обучающихся:

изучение теории и решение задач по теме 2.

Составить тест по теме «Операции с векселями».

4

Тема 3.

Конверсия и консолидация платежей.

Содержание учебного материала

2

1 Конверсия платежей. Уравнение эквивалентности. Критический (барьерный) уровень процентной ставки. 2
2 Консолидация платежей. Определение размера консолидированного платежа. 2
3 Консолидация платежей. Определение срока консолидированного платежа. 2

Дистанционные лабораторные работы:

-

Практические занятия:

1. Решение задач по теме «Конверсия и консолидация платежей».

2. «Применение функций Excel при расчете срока платежа и срока окупаемости»

3

Дистанционная контрольная работа по темам 3,2

1

Самостоятельная работа обучающихся:

изучение теории и решение задач по теме 3.

Составить тест по теме «Финансовые функции Excel».

4

Тема 4.

Потоки платежей.

Содержание учебного материала

2

1 Типы потоков платежей: регулярные и нерегулярные. Наращенная сумма и текущая стоимость потока платежей. Виды финансовых рент: обычная (постнумерандо), срочная (пренумерандо), ренты с платежами в середине периода. 1
2 Обычная финансовая рента, определение наращенной суммы и текущей стоимости обычной ренты. Обычная рента с неоднократными выплатами в году. 2
3 Срочная финансовая рента, определение наращенной суммы и текущей стоимости срочной ренты. 2

Дистанционные лабораторные работы:

-

Практические занятия:

1. Решение задач по теме «Потоки платежей».

2. «Расчет периодических платежей в Excel»

4

Дистанционная контрольная работа

-

Самостоятельная работа обучающихся:

изучение теории и решение задач по теме 4.

Составить тест по теме «Потоки платежей».

4

 

 

Продолжение таблицы 2

Тема 5.

Погашение кредита.

Содержание учебного материала

2

 
1 Кредит. Погашение кредита единым платежом в конце срока. Случай создания погасительного фонда с начислением процентов на вносимую сумму. 2
2 Погашение кредита равными частями. 2
3 Погашение кредита равными годовыми выплатами. 2

Дистанционные лабораторные работы:

-

Практические занятия:

1. Решение задач по теме «Погашение кредита».

1

Дистанционная контрольная работа по темам 5,4

1

Самостоятельная работа обучающихся:

изучение теории и решение задач по теме 5.

Составить кроссворд по теме «Кредит».

4

Тема 6.

Доходность ценных бумаг.

Содержание учебного материала

2

1 Облигации. Основные определения. Виды облигаций, номинальная стоимость и курс облигации. 1
2 Доходность облигаций без выплаты процентов. Доходность облигаций с выплатой процентов в конце срока погашения и с периодической выплатой процентов. 2
3 Акции. Основные определения. Номинальная и курсовая стоимость акции. Простые и привилегированные акции. 1
4 Доходность простых акций. Доходность привилегированных акций. 2

Дистанционные лабораторные работы:

 

Практические занятия:

1. Решение задач по теме «Доходность ценных бумаг».

2. «Применение функций Excel в работе с ценными бумагами»

4

Дистанционная контрольная работа

-

Самостоятельная работа обучающихся:

изучение теории и решение задач по теме 6.

Составить кроссворд по теме «Ценные бумаги».

2

Тема 7.

Основы валютных вычислений.

Содержание учебного материала

1

1 Валюта. Конвертируемость валюты. Валютный курс. 1
2 Виды сделок с иностранной валютой. Финансово-экономические расчеты при проведении валютных операций. Кассовые и форвардные сделки. Фьючерсные сделки. Опционы. Процентный арбитраж. 2

Дистанционные лабораторные работы:

-

Практические занятия:

1. Решение задач по теме «Основы валютных вычислений».

1

Дистанционная контрольная работа по темам 7,6

1

Самостоятельная работа обучающихся:

изучение теории и решение задач по теме7.

Написать эссе на тему: «Значение математики в профессиональной деятельности».

2

Примерная тематика курсовой работы (проекта)

-

Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом)

-

В соответствии с этапами проектирования индивидуального образовательного маршрута студентов преподавателем на основе изученной программы учебной дисциплины составляется «Путеводитель изучения учебной дистанционной дисциплины “Финансовая математика”». Используя комплексную психолого-педагогическую диагностику составляется «Индивидуальный профиль личности» каждого студента, изучающего данный курс, с целью выявления основных проблем и трудностей и для осуществления группировки студентов. Затем составляются «Индивидуальные карты самодвижения». Далее преподаватель предъявляет «Путеводитель изучения учебной дистанционной дисциплины “Финансовая математика”». На проектировочном этапе преподаватель консультирует студентов, дает рекомендации по развитию индивидуальных сфер личности и заполнению «Индивидуальных карт самодвижения». Результатом совместной работы преподавателя и студента является «Индивидуальная технологическая карта», включающая в себя индивидуальный профиль личности, индивидуальную карту личностного развития студента, путеводитель изучения учебной дистанционной дисциплины “Финансовая математика”, график индивидуального образовательного маршрута по изучению данной дисциплины и индивидуальные карты самодвижения. На технологическом этапе осуществляется аудиторная работа и индивидуальные консультации с каждым студентом в соответствии с «Индивидуальной технологической картой». Студент работает над собой и выполняет самостоятельную проработку отдельных тем. На заключительном этапе подводятся итоги работы по изучению учебной дисциплины и по развитию индивидуальных сфер личности студента.

Вывод по главе

Внедрение дистанционного обучения позволит достичь ряд преимуществ, основным из которых является развитие индивидуальной траектории обучения, позволяющая обучающемуся выстраивать свою образовательную деятельность.

Система дистанционного образования состоит из 2 функциональных подсистем в соответствии с основными группами пользователей:

1 группа: студент.

2 группа: разработчик курса, (функции в системе выполняет научно-педагогический сотрудник).

В соответствии с ФГОС была разработана программа дистанционного курса «Финансовая математика» c использование 2 группы функциональных подсистем.

Так как индивидуальный образовательный маршрут основан на трех концептуальных элементах: индивидуальный учебный план; индивидуальная образовательная программа;   индивидуальный образовательный маршрут, - в данной главе подробно рассмотрены все эти три компонента.

Дистанционный курс «Финансовая математика» в средних профессиональных образовательных учреждениях может быть внесен в инвариантную часть федерального компонента, если студенты обучаются на направлении подготовки, например, «Экономика», либо в вариативную часть, если студенты обучаются на направлении подготовки «Менеджмент» или может быть внесен в компонент образовательной организации.

Программа дистанционного курса «Финансовая математика» является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по экономическим специальностям.

Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 65 часов, в том числе: обязательной внеаудиторной учебной нагрузки обучающегося 39 часов; самостоятельной работы обучающегося 26 часов.

 


 


Заключение

 

Изменившиеся социально-экономические условия развития общества предполагают новые требования к системе образования, к целям и направлениям её реформирования: повышение гибкости и мобильности образования, создание реальной вариативности образовательных систем, наиболее полный учет индивидуальных запросов и личных возможностей обучаемых. Индивидуализация процесса обучения в условиях ФГОС на сегодняшний момент является особо актуальной темой, поскольку одним из недостатков обучения является ориентация на «среднего» студента. В законе РФ «Об образовании», подчёркнуто, что «...обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения» [1], таким образом каждое учебное заведение должно выстраивать траекторию индивидуального образования.

Индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие содержательного компонента – индивидуального образовательного маршрута, разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса) и наличие индивидуальной образовательной программы. Реализованный индивидуальный образовательный маршрут является индивидуальной образовательной траекторией.

Индивидуальных образовательные маршруты можно классифицировать на основании направленности образовательных интересов; на основании интеллектуальной направленности деятельности; по возрастному критерию; в соответствии с вариативными образовательными маршрутами обучающихся.

Индивидуальный образовательный маршрут определяет программу конкретных действий студента по реализации индивидуального учебного плана и индивидуальной образовательной программы. Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут – это вариативная структура деятельности студента, проектируемая в рамках конкретных условий образовательного процесса на основе комплексной диагностики.

Различают следующие этапы проектирования индивидуального образовательного маршрута студентов: целевой, мотивационный, проектировочный, технологический, результативный.

Внедрение дистанционного обучения позволит достичь ряд преимуществ, основным из которых является развитие индивидуальной траектории обучения, позволяющая обучающемуся выстраивать свою образовательную деятельность.

Система дистанционного образования состоит из 2 функциональных подсистем в соответствии с основными группами пользователей:

1 группа: студент.

2 группа: разработчик курса, (функции в системе выполняет научно-педагогический сотрудник).

В соответствии с ФГОС была разработана программа дистанционного курса «Финансовая математика» c использование 2 группы функциональных подсистем.

Так как индивидуальный образовательный маршрут основан на трех концептуальных элементах: индивидуальный учебный план; индивидуальная образовательная программа;   индивидуальный образовательный маршрут, - в данной главе подробно рассмотрены все эти три компонента.

Дистанционный курс «Финансовая математика» в средних профессиональных образовательных учреждениях может быть внесен в инвариантную часть федерального компонента, если студенты обучаются на направлении подготовки, например, «Экономика», либо в вариативную часть, если студенты обучаются на направлении подготовки «Менеджмент» или может быть внесен в компонент образовательной организации. Программа дистанционного курса «Финансовая математика» является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по экономическим специальностям. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 65 часов, в том числе: обязательной внеаудиторной учебной нагрузки обучающегося 39 часов; самостоятельной работы обучающегося 26 часов.

Таким образом, проектирование индивидуальной образовательной траектории студентов среднего профессионального образования в виртуальном пространстве будет являться средством достижения личностных результатов студентов.

 


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: