Классификация индивидуальной образовательной траектории

Введение

 

Изменившиеся социально-экономические условия развития общества предполагают новые требования к системе образования, к целям и направлениям её реформирования: повышение гибкости и мобильности образования, создание реальной вариативности образовательных систем, наиболее полный учет индивидуальных запросов и личных возможностей обучаемых. Индивидуализация процесса обучения в условиях ФГОС на сегодняшний момент является особо актуальной темой, поскольку одним из недостатков обучения является ориентация на «среднего» студента. В законе РФ «Об образовании», подчёркнуто, что «...обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения» [1], таким образом каждое учебное заведение должно выстраивать траекторию индивидуального образования.

В современном меняющемся мире любая деятельность должна соответствовать потребностям и запросам того времени, в котором она имеет место быть. Образование студентов - одно из важнейших направлений применения активных действий государства. Подготовка студентов - это подготовка будущих специалистов, которые будут работать в тех или иных сферах деятельности общества. Следовательно, реализация образовательного процесса и те технологии, которые в этой реализации применяются - должны идти в ногу со временем, способствовать получению студентом тех знаний и навыков, которые востребованы обществом.

Актуальность темы исследования в данной курсовой работе определяется тем, что индивидуальные образовательные траектории представляют собой как раз то направление, которые должно обеспечивать подготовку специалистов на том уровне, который востребован работодателями в частой и государственной сфере на текущий момент.

Степень разработанности проблемы. Аналитический обзор педагогической литературы позволяет утверждать, что проблема внедрения индивидуальных образовательных траекторий в обучение студентов является современным и востребованным направлением. Понятие «индивидуальная образовательная траектория» рассмотрено в работах Л.Н. Агаевой, Е.А. Александровой, А.Б. Воронцова, Е.А. Дзюбы, В.Г. Ерыковой, Т.М. Ковалевой, Н.В. Рыбалкиной, H.H. Суртаевой, Ю.В. Штанько, A.B. Хуторского, Ю.Г. Юдиной и др [2].

А.Б. Воронцов и A.B. Хуторской рассматривают индивидуальную образовательную траекторию применительно к продвижению ученика в программном материале учебного предмета; Т.М. Ковалева, Н.В. Рыбалкина выделяют ее процессуальность и результативность, отмечая связь индивидуальной образовательной траектории школьника и личностной значимости образования, связывают процесс образования с самоопределением личности [2].

Ученые предлагают использовать индивидуальные образовательные траектории в системе непрерывного повышения квалификации педагогов (И.В. Штанько), при обучении студентов (Е.А. Дзюба, В.Г. Ерыкова), в работе с детьми [2].

Цель работы – изучение теоретических аспектов по проектированию индивидуальной образовательной траектории как средства достижения личностных результатов студента.

Объект – образовательный процесс студентов.

Предмет – индивидуальная образовательная траектория школьника как средство достижения личностных результатов.

Гипотеза. Предполагается, что индивидуальная образовательная траектория будет являться средством достижения личностных результатов студентов.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования сформулированы следующие основные задачи:

1. Изучить феномен понятия и классификацию «индивидуальных образовательных траекторий»;

2. Рассмотреть особенности построения индивидуального образовательного маршрута;

3. Проанализировать имитационное моделирование информационно-образовательных систем управления процессом обучения;

4. Спроектировать индивидуальную образовательную траекторию на основе дистанционного курса «Финансовая математика» в виртуальном пространстве.

Научная новизна исследования заключается в системном подходе к рассмотрению индивидуальной образовательной траектории как средства достижения личностных результатов студентов. Практическая значимость исследования заключается в теоретических положениях и выводах, которые могут быть использованы при проектировании индивидуальных образовательных траекторий.

Материалом для исследования послужили теоретические разработки отечественных и зарубежных учёных, опубликованные в научной печати.

Методы исследования заключались в сравнительном анализе научных источников по рассматриваемой тематике, изучение нормативно - правовых документов, применение анализа статей и монографий. Применялся гипотетико-дедуктивный метод, который позволил сделать заключение и выводы по проделанной работе.


Сущность и содержание индивидуальной образовательной траектории

Классификация индивидуальной образовательной траектории

 

В современном мире мы все чаще встречаемся со следующими выражениями «индивидуальная образовательная траектория», «индивидуальный образовательный маршрут» или «индивидуальная образовательная программа». Они все тесно связаны, но не являются синонимами.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется учеными как путь индивидуального движения студента в ходе самообразования к «саморазвивающемуся» специалисту (С.В.Воробьёвой [3], А.П.Тряпицыной[4] и др).

Наряду с понятием «индивидуальный образовательный маршрут» существует понятие «индивидуальная образовательная траектория» (Г.А. Бордовский, С.А. Вдовина, Е.А. Климов, B.C. Мерлин, Н.Н. Суртаева, И.С. Якиманская и др.) [5], обладающее более широким значением и предполагающее несколько направлений реализации, представленных на рисунке 1.

 

Рисунок 1 – Направления реализации индивидуальных образовательных траекторий

 

Н.Н. Суртаева трактует индивидуальные образовательные траектории как определенную последовательность элементов учебной деятельности каждого учащегося по реализации собственных образовательных целей, соответствующую его способностям, возможностям, мотивации, интересам, осуществляемую при координирующей, организующей деятельности педагога во взаимодействии с родителями.

 

Рисунок 2 – Компоненты индивидуальной образовательной траектории

 

На рисунке 2 представлены компоненты индивидуальной образовательной траектории. Она предусматривает наличие содержательного компонента – индивидуального образовательного маршрута, разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса) и наличие индивидуальной образовательной программы. Реализованный индивидуальный образовательный маршрут является индивидуальной образовательной траекторией.

Рассмотрим некоторые подходы к классификации индивидуальных образовательных маршрутов.

На рисунке 3 представлена классификация индивидуальных образовательных маршрутов Е. А. Александрова на основании направленности образовательных интересов.

Рисунок 3 – Классификация индивидуальных образовательных маршрутов
Е. А. Александрова на основании направленности образовательных интересов

 

С. В. Маркова классифицировала индивидуальные образовательные маршруты на основании интеллектуальной направленности деятельности (см. рисунок 4).

 

Рисунок 4 – Классификация индивидуальных образовательных маршрутов
С. В. Марковой на основании интеллектуальной направленности деятельности

По возрастному критерию индивидуальные образовательные маршруты классифицировал А. П. Тряпицына (см. рисунок 5).

 

Рисунок 5 – Классификация индивидуальных образовательных маршрутов
А. П. Тряпицыной по возрастному критерию

 

И. А. Галацкова предложила классифицировать индивидуальные образовательные маршруты в соответствии с вариативными образовательными маршрутами обучающихся (см. рисунок 6).

 

Рисунок 6 – Вариативные образовательные маршруты обучающихся по И. А. Галацковой

 

Специфика каждого вариативного образовательного маршрута возникает в результате таких изменений как: набора предметов для изучения по выбору; участие в групповых и индивидуальных занятиях; тематики и уровня учебно-исследовательских и проектных работ; дополнительного образования [6].

Вариативный образовательный маршрут – это интегрированная модель образовательного пространства, создаваемого в конкретном образовательном учреждении с целью реализации индивидуальных особенностей развития и обучения различных студентов на протяжении определенного времени. Реализация вариативных образовательных маршрутов обеспечивается выбором индивидуальных образовательных программ, для которых необходимо построить образовательный маршрут.

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: