Теория особенности построения индивидуального образовательного маршрута основана на трех концептуальных элементах:
1) индивидуальный учебный план;
2) индивидуальная образовательная программа;
3) индивидуальный образовательный маршрут.
Индивидуальный учебный план выполняет учет образовательных запросов, склонностей, личных и профессиональных интересов, познавательных возможностей студента.
Функции индивидуального учебного плана:
1) утверждение совокупности учебных предметов, выбранных студентом, и времени на их освоение;
2) профиль подготовки студента;
3) определение образовательного результата;
4) самоопределение студента.
На основании составленного индивидуального учебного плана проектируется индивидуальная образовательная программа, учитывающая виды образовательной деятельности студентов, методы и формы диагностики результатов, технологий освоения учебного материала.
Структура индивидуальной образовательной программы представлена на рисунке 7.
Рисунок 7 – Структура индивидуальной образовательной программы
Учебный план в свою очередь обязательно должен иметь: содержание, характеристику учебных программ, пояснительную записку.
Функции индивидуальной образовательной программы:
1) нормативная (нагрузка студента);
2) информационная;
3) мотивационная;
4) самоопределения.
Индивидуальный образовательный маршрут определяет программу конкретных действий студента по реализации индивидуального учебного плана и индивидуальной образовательной программы. Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут – это вариативная структура деятельности студента, проектируемая в рамках конкретных условий образовательного процесса на основе комплексной диагностики.
Типы индивидуальных образовательных маршрутов и системы взаимодействия со студентом:
1) Я – центрированный (информационно-эмоциональная и информационно-организационная поддержка);
2) ориентированный на получение знаний (информационно-организационная поддержка);
3) связанные с формированием образованного человека (индивидуальная поддержка информационно-консультативного характера);
4) связанные с формированием будущего специалиста (организационная и информационно-консультативная поддержка);
5) ориентированный на научную деятельность (поддержка организационно-информационного плана).
Логическая структура индивидуального образовательного маршрута представлена на рисунке 8.
Рисунок 8 – Логическая структура индивидуального образовательного маршрута
Этапы проектирования индивидуального образовательного маршрута студентов: целевой, мотивационный, проектировочный, технологический, результативный [8].
Целевой этап. Преподавателем на основе изученной программы учебной дисциплины выделяются основные модули и понятия по темам, т.е. составляется «Путеводитель изучения учебной дисциплины». Используя комплексную психолого-педагогическую диагностику составляется «Индивидуальный профиль личности» каждого студента с целью выявления основных проблем и трудностей и для осуществления группировки студентов. Затем составляются «Индивидуальные карты самодвижения» [8].
Мотивационный этап. Преподаватель предъявляет «Путеводитель изучения учебной дисциплины», определяет уровень знаний студентов и уточняет формы работы на занятиях. Студенты излагают свои пожелания по организации изучения учебной дисциплины [8].
Проектировочный этап. Преподаватель консультирует студентов, дает рекомендации по развитию индивидуальных сфер личности и заполнению «Индивидуальных карт самодвижения». Результатом совместной работы преподавателя и студента является «Индивидуальная технологическая карта», включающая в себя индивидуальный профиль личности, индивидуальную карту личностного развития студента, путеводитель изучения учебной дисциплины, график индивидуального образовательного маршрута по изучению дисциплины и индивидуальные карты самодвижения [8].
Технологический этап. Осуществляется аудиторная работа и индивидуальные консультации с каждым студентом в соответствии с «Индивидуальной технологической картой». Студент работает над собой и выполняет самостоятельную проработку отдельных тем [8].
Результативный этап. Подводятся итоги работы по изучению учебной дисциплины и по развитию индивидуальных сфер личности студента [8].
Индивидуальная образовательная траектория студента представлена на рисунке 9.
Рисунок 9 – Компоненты индивидуальной образовательной траектории студента