Особенности построения индивидуального образовательного маршрута

 

Теория особенности построения индивидуального образовательного маршрута основана на трех концептуальных элементах:

1) индивидуальный учебный план;

2) индивидуальная образовательная программа;

3) индивидуальный образовательный маршрут.

Индивидуальный учебный план выполняет учет образовательных запросов, склонностей, личных и профессиональных интересов, познавательных возможностей студента.

Функции индивидуального учебного плана:

1) утверждение совокупности учебных предметов, выбранных студентом, и времени на их освоение;

2) профиль подготовки студента;

3) определение образовательного результата;

4) самоопределение студента.

На основании составленного индивидуального учебного плана проектируется индивидуальная образовательная программа, учитывающая виды образовательной деятельности студентов, методы и формы диагностики результатов, технологий освоения учебного материала.

Структура индивидуальной образовательной программы представлена на рисунке 7.

 

Рисунок 7 – Структура индивидуальной образовательной программы

 

Учебный план в свою очередь обязательно должен иметь: содержание, характеристику учебных программ, пояснительную записку.

Функции индивидуальной образовательной программы:

1) нормативная (нагрузка студента);

2) информационная;

3) мотивационная;

4) самоопределения.

Индивидуальный образовательный маршрут определяет программу конкретных действий студента по реализации индивидуального учебного плана и индивидуальной образовательной программы. Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут – это вариативная структура деятельности студента, проектируемая в рамках конкретных условий образовательного процесса на основе комплексной диагностики.

Типы индивидуальных образовательных маршрутов и системы взаимодействия со студентом:

1) Я – центрированный (информационно-эмоциональная и информационно-организационная поддержка);

2) ориентированный на получение знаний (информационно-организационная поддержка);

3) связанные с формированием образованного человека (индивидуальная поддержка информационно-консультативного характера);

4) связанные с формированием будущего специалиста (организационная и информационно-консультативная поддержка);

5) ориентированный на научную деятельность (поддержка организационно-информационного плана).

Логическая структура индивидуального образовательного маршрута представлена на рисунке 8.

 

Рисунок 8 – Логическая структура индивидуального образовательного маршрута

 

Этапы проектирования индивидуального образовательного маршрута студентов: целевой, мотивационный, проектировочный, технологический, результативный [8].

Целевой этап. Преподавателем на основе изученной программы учебной дисциплины выделяются основные модули и понятия по темам, т.е. составляется «Путеводитель изучения учебной дисциплины». Используя комплексную психолого-педагогическую диагностику составляется «Индивидуальный профиль личности» каждого студента с целью выявления основных проблем и трудностей и для осуществления группировки студентов. Затем составляются «Индивидуальные карты самодвижения» [8].

Мотивационный этап. Преподаватель предъявляет «Путеводитель изучения учебной дисциплины», определяет уровень знаний студентов и уточняет формы работы на занятиях. Студенты излагают свои пожелания по организации изучения учебной дисциплины [8].

Проектировочный этап. Преподаватель консультирует студентов, дает рекомендации по развитию индивидуальных сфер личности и заполнению «Индивидуальных карт самодвижения». Результатом совместной работы преподавателя и студента является «Индивидуальная технологическая карта», включающая в себя индивидуальный профиль личности, индивидуальную карту личностного развития студента, путеводитель изучения учебной дисциплины, график индивидуального образовательного маршрута по изучению дисциплины и индивидуальные карты самодвижения [8].

Технологический этап. Осуществляется аудиторная работа и индивидуальные консультации с каждым студентом в соответствии с «Индивидуальной технологической картой». Студент работает над собой и выполняет самостоятельную проработку отдельных тем [8].  

Результативный этап. Подводятся итоги работы по изучению учебной дисциплины и по развитию индивидуальных сфер личности студента [8].

Индивидуальная образовательная траектория студента представлена на рисунке 9.

Рисунок 9 – Компоненты индивидуальной образовательной траектории студента

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: