Технологии семейного образования

Семейное образование (англ. homeschooling) — форма получения начального, основного и среднего общего образования в Российской Федерации, предусматривающая изучение общеобразовательной программы вне школы и доступная для всех обучающихся по их желанию. Относится к альтернативным формам образования.

Семейное образование определяется как вариативная форма обучения ребенка, основанная на желании родителей (законных представителей) дать своему ребенку образование в семье. При семейном обучении у родителей есть возможность учитывать индивидуальные особенности своего ребенка, его особые образовательные потребности, нормировать ежедневные учебные нагрузки, составляя график обучения и режим занятий, отвечающий возможностям учащегося. Обучение ребенка в семье позволяет также родителям контролировать качество и количество поступающей к ребенку информации, производить отбор учебных материалов, основываясь на собственных предпочтениях, квалификации и познавательных запросах ребенка. При этом родители имеют возможность выбирать методы подачи материала в зависимости от ведущих типов восприятия информации ребенком (аудиальный, визуальный, кинестетический, дискретный).

Авторы полагают, что специфика обучения ребенка в форме семейного образования заключается в возможности вырабатывать у родителей и их детей познавательно-активный жизненный стиль, который отвечает потребностям современного общества.

Обучение на дому (надомное обучение) предназначалось для детей, имеющих заболевания, перечисленные в тексте Письма Министерства здравоохранения РСФСР от 28 июля 1980 г. № 17-13-186.

В г. Москве обучение на дому согласно ст. 7 Закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья» предусмотрено для детей по состоянию здоровья, не имевших возможность посещать общеобразовательные учреждения (Закон г. Москвы..., 2010: Электронный ресурс). На данный момент надомного обучения практически не осталось. Причиной стала реорганизация образовательных организаций путем их слияния, а также политика инклюзии, изложенная в п. 3 ст. 2 Закона г. Москвы «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья» 2010 г. (в ред. от 25.06.2014): «.совместное обучение (воспитание), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования, лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений» (там же).

Термин «домашнее образование» все еще воспринимается обществом именно как образование детей с ограниченными возможностями здоровья.

При обучении ребенка в семье у родителей есть возможность учитывать индивидуальные особенности своего ребенка, его особые образовательные потребности, нормировать ежедневные учебные нагрузки, составляя график обучения и режим занятий, отвечающий возможностям учащегося.

Специфика обучения ребенка в форме семейного образования заключается в возможности вырабатывать у родителей и их детей познавательно-активный жизненный стиль, который отвечает потребностям современного общества.

На современном этапе развития образования практически любую информацию можно найти в библиотеке или в Интернете.

Во Всемирной сети существует более 9000 научных блогов, а значит, есть возможность выбрать, какие из них читать. Сотни приложений позволяют проводить онлайн-занятия (у обучающихся есть возможность обсуждать интересующие их темы с единомышленниками, задавать вопросы, получать ответы, нарабатывать опыт исследовательской деятельности).

В Интернете размещены обучающие видеоролики по темам любых школьных предметов (например, сайт «Уроки школьной программы. Видео, конспекты, тесты, тренажеры», расположенный по адресу interneturok.ru). Консультацию преподавателей по любым предметам можно получить не только очно, но и через Интернет с помощью программ онлайн-общения, например,Skype.

В этой связи использование возможностей семейного образования представляется весьма актуальным, так как:

— основной целью перехода от образования в общеобразовательной организации к обучению в семье является повышение качества получаемого образования; средством достижения этой цели является индивидуальный подход во всем, что так или иначе связано с содержанием и организацией процесса обучения;

— основная задача семейного образования состоит в том, чтобы, используя современные эффективные педагогические технологии, дать ребенку не количественную, а качественную оценку его работы; обеспечить развитие познавательного интереса и познавательной активности ребенка;

— одной из задач семейного образования является постепенное развитие в ребенке способности к самообразованию и самостоятельному обучению;

— важным моментом является постоянное обучение ребенка собственным примером, поскольку собственный пример является лучшим учителем (если у родителей есть тяга к получению новых знаний, велика вероятность, что ребенок и сам будет с удовольствием учиться).

 

 

 


 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: