Вредные факторы при работе на экскаваторе являются:
Физические опасные и вредные производственные факторы:
- движущиеся машины и механизмы; обрушивающиеся горные породы;
- повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;
- повышенный уровень шума на рабочем месте;
- повышенный уровень вибрации;
- повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
- повышенная напряженность электрического поля;
- недостаточная освещенность рабочей зоны;
- расположение рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли (пола);
Психофизиологические опасные и вредные производственные факторы:
а) физические перегрузки;
б) нервно-психические перегрузки.
Физические перегрузки:
- статические
Нервно-психические перегрузки:
- перенапряжение анализаторов;
- монотонность труда.
Электробезопасность
Электропривод экскаватора подключают к сети через распределительный пункт. Заземляющий болт подключающего пункта присоединяют к нулевому проводу и повторного заземления. Кабель, питающий экскаватор, должен иметь четыре жилы, в том числе одну нулевую. Один конец кабеля присоединяют к пункту, причем заземляющую жилу прикрепляют к заземляющему болту. Другой конец кабеля присоединяют к вступительной коробки закрепленной на нижней раме экскаватора. Фазные жилы кабеля присоединяют к клеммам, а жилу к заземленному болту вступительной коробки. Через этот болт и заземляют экскаватор, поскольку коробка прикреплена к металлическому корпусу, также металлическая связь с электроприводом.
|
|
Анализ условий труда
Тяжесть и напряженность труда
В экскаваторах источником шума является двигатель внутреннего сгорания. Уровень шума от рабочего и ходового оборудования, а также вентилятор системы охлаждения, система впуска, система выпуска, двигатель, механизм газораспределения, процесс сгорания, кривошипно-шатунный механизм, силовая передача. Глушители предназначены для глушения шума, возникающего при перемещении воздуха и газов, при работе двигателей внутреннего сгорания.
По способу передачи на человека вибрацию разделяют на общую, передаваемых через опорные поверхности на тело сидящего или стоящего человека, и локальную, передающуюся через руки человека.
Сиденья в самоходных строительно-дорожных машинах, должны обеспечивать санитарно-гигиенические условия для длительной работы водителей. Сиденье имеет смягчать толчки, удары и часть вибрации, превращает гигиенические характеристики и нормы вибрации по ГОСТ 12.1.012-78.
Мероприятия по борьбе с шумом:
|
|
1. Устранение причин шума или ослабление его источника. Замена металлических деталей пластическими; замена поступательного движения вращательным; применение смазки соударяющихся деталей вязкой жидкостью; притирка трущихся деталей; балансировка вращающихся частей;
2. Общие строительно-планировочные мероприятия по снижению шума;
3. Применение материалов, поглощающих и изолирующих шум;
4. Применение глушителей;
5. Использование средств индивидуальной защиты.
Состояние воздушной среды, вентиляция
Борьба с пылью как профессиональной вредностью предусматривает следующие мероприятия:
1) предупреждение или снижение пылеобразования (разработка и внедрение машин, работающих на принципе крупного скола, предварительное увлажнение массива);
2) осаждение пыли, содержащейся в воздухе (орошение, применение пены);
3) разжижение взвешенной в воздухе пыли (вентиляция);
4) пылеотсос.
Мероприятия, препятствующие появлению источников воспламенения пыли: применение предохранительных ВВ, электрического взрывания, взрывозащитного электрооборудования и светильников, запрещение открытого огня.
В условиях запыленности наружного воздуха, например, при земляных работах, в кабинах устанавливается фильтровентиляционные установки или кондиционеры.
Фильтровентиляционная установка кабин экскаваторов состоит из вентилятора, двухступенчатого фильтра, климатизера, воздухораспределительные устройства и напорного воздуха с нагревательными элементами и увлажнителем воздуха.
С помощью установки можно вентилировать кабину по рециркулярционною или прямоточной системой. Воздух поступающий очищается от пыли в два этапа. Холодный воздух подогревается электрокалорифером, а теплый охлаждается и увлажняется водой.
Микроклимат
Для обеспечения в кабинах экскаваторов предельно допустимых концентраций вредных веществ в воздухе в соответствии с нормами ГОСТ 12.1.005-76 [9] устраивают естественную вентиляцию: открывают люки, форточки, опускаются стекла, а также пылеуловители, воздухоохладители, кондиционеры и отопители.
На карьерных экскаваторах вентиляцию и отопление кабины устраивают раздельно. Тепло поступает в кабину через рукав от растровые - заборника. Нагретый вентилятором от радиатора воздух подается в приемник. Принудительная вентиляция осуществляется вентилятором установленном на крыше кабины. Вентилятор, приводимый в движение электродвигателем, засасывает наружный воздух под колпак. Поступивший воздух подвергается центробежной очистки от пыли на лопасти вентилятора. Далее чистый воздух через патрубок поступает в кабину, а пыль, отделенная от воздуха выбрасывается наружу через отверстия в корпусе вентилятора. Вентилятор, создавая в кабине избыточное давление 40... 50 Па, препятствует проникновению пыли через неплотности в кабине. Отопитель начинает эффективно работать, если жидкость, циркулирующая в системе охлаждения двигателя, имеет температуру 75... 800С. Температура воздуха, поступающая от системы отопления должна быть не более 80С.