В экономической литературе различные авторы по-разному классифицируют показатели рентабельности. Одной из таких классификаций является подразделение:
рентабельности хозяйственной деятельности;
показатели финансовой рентабельности;
показатели рентабельности продукции [4, с.180].
Изучение методов определения рентабельности показало, что рентабельность и её динамика напрямую зависит от цен на продукцию.
Отсюда, объективность в системе ценообразования – важная предпосылка, определяющая обоснованный уровень рентабельности, который влияет на динамику уровня цен.
Модифицированная формула расчета показателя общей рентабельности, предложенная А.Д.Шереметом, выглядит так:
Р = (Е / 1/УМ) + 1/К (1)
где:
Р - показатель общей рентабельности работы компании%;
Е - сумма балансовой прибыли, % к объему реализации;
У - удельный вес активной части в общей стоимости основных средств, доли ед.;
М - коэффициент фондоотдачи активной части производственных средств;
К - коэффициент оборачиваемости нормированных средств.
Рентабельность деятельности (R) – норма возмещения на все источники, используемые компанией:
(2)
С учетом этого основной показатель рентабельности хозяйственной деятельности может быть определен следующим образом:
(3)
где:
- рентабельность активов;
ЧП - чистая прибыль.
Характеризуя норму возмещения стоимости рабочего капитала в качестве инвестированного капитала используют оборотный (
), т.е.:
(4)
Метод цепной подстановки для расчета влияния 4 факторов.
- расчет влияния факторов на изменение уровня рентабельности при плановых показателях:
(5)
- расчет влияния факторов на изменение уровня рентабельности при фактическом показателе объема реализованной продукции:
(6)
- расчет влияния факторов на изменение уровня рентабельности при фактическом показателе объема реализации и фактическом удельном весе выбранного вида продукции, товара или услуги в общем объеме реализованной продукции:
(7)
Далее рассмотрим группы взаимозависимых показателей рентабельности.
Показатели рентабельности представлены на рисунке 6.

Рисунок 6 – Показатели рентабельности по видам эффективности
Показатели рентабельности - это аналитический инструментарий, позволяющий раскрыть содержание бухгалтерских оценок прибыли предприятия для всех лиц, заинтересованных в результатах ее деятельности – собственников, акционеров, государства в лице налоговых органов и т.д.
В экономической литературе различные авторы по-разному классифицируют показатели рентабельности. Одной из таких классификаций является подразделение:
рентабельности хозяйственной деятельности;
показатели финансовой рентабельности;
показатели рентабельности продукции [4;C.180].
Таблица 1 - Алгоритмы расчета показателей рентабельности
| Показатель рентабельности | Формула | Пояснение | Экономическое содержание |
| 1 | 2 | 3 | 4 |
| Рентабельность имущества (активов) |
| – рентабельность активов;
П – прибыль до налогообложения;
ССА – среднегодовая стоимость активов
| Отражает способность организации контролировать уровень затрат, а также эффективность политики ценообразования |
| Рентабельность собственного капитала |
| – рентабельность собственного капитала;
П – чистая прибыль;
ССК – средняя сумма собственного капитала
| Характеризует величину прибыли, которую получает компания на единицу стоимости капитала (всех видов ресурсов организации в денежном выражении, независимо от источников их финансирования) |
| Рентабельность производственных фондов |
| – рентабельность производственных фондов;
П – прибыль;
СО – среднегодовая стоимость основных фондов и материальных оборотных средств
| Самый важный показатель для собственников компании, который во многом определяет стоимость компании на рынке и характеризует величину прибыли, которую получает предприятие на единицу стоимости капитала. |
| Рентабельность продаж |
| – рентабельность продаж;
П – прибыль;
– выручка
|
Изучение методов определения рентабельности показало, что рентабельность и её динамика напрямую зависит от цен на продукцию.
Показатель рентабельности имеет математическую зависимость от многих показателей, характеризующих эффективность использования активов, ценовую политику организации, структуру пассивов и активов, финансовую устойчивость, платежеспособность и многие другие.
Экономическая литература рекомендует ряд взаимозависимых показателей, которые характеризуют рентабельность работы компании, представленных в таблице 2.
Таблица 2 - Показатели рентабельности и их взаимосвязь
| Показатели | Формула расчета |
| 1 КР. Рентабельность собственного капитала | Чистая прибыль Средняя стоимость собственного капитала |
| 2 КР. Рентабельность авансированного капитала | Чистая прибыль Средняя стоимость активов |
| 3 КР. Рентабельность текущих активов | Чистая прибыль Средняя стоимость текущих активов |
| 4 КР. Рентабельность внеоборотных активов | Чистая прибыль Средняя стоимость внеоборотных активов |
| 5 КР. Рентабельность производства | Прибыль от продаж (чистая) Издержки |
| 6 КР. Рентабельность продажи (по чистой прибыли) | Чистая прибыль Оборот |
| 7 КР. Рентабельность продажи (по прибыли от продаж) | Прибыль от продаж (выручка) Оборот |
| 8 КР. Рентабельность перманентного капитала | Чистая прибыль Собственный капитал + Долгосрочные обязательства |
| 9 КР. Рентабельность инвестированного капитала | Чистая прибыль Долгосрочные обязательства + Краткосрочные займы и кредиты |
| 10 КР. Рентабельность активов | Прибыль до налогообложения Средняя стоимость активов |
Рост в динамике всех без исключения показателей рентабельности оценивается положительно.
– рентабельность активов;
П – прибыль до налогообложения;
ССА – среднегодовая стоимость активов
– рентабельность собственного капитала;
П – чистая прибыль;
ССК – средняя сумма собственного капитала
– рентабельность производственных фондов;
П – прибыль;
СО – среднегодовая стоимость основных фондов и материальных оборотных средств
– рентабельность продаж;
П – прибыль;
– выручка






