Перекрестная эластичность спроса

Перекрёстная эластичность спроса — показатель процентного изменения в количестве купленного товара или услуги в ответ на изменение в цене другого товара или услуги.

Перекрестная эластичность спроса характеризует изменение количества приобретаемого продукта А в зависимости от изменения цены на товар Б. При этом различают: Взаимозаменямые товары – например, свинина и говядина: рост цены на свинину вызовет рост спроса на говядину. Взаимодополняемые товары – например, автотранспортное средство и бензин: рост цен на бензин может привести к сокращению потребления автомобилей (транспортных услуг). Нейтральные товары – изменение цены одного товара не приведет ни к какому изменению спроса на другой товар. Например: одежда и автомобиль. Типы перекрестной эластичности спроса Различают следующие типы перекрестной эластичности спроса: положительный, отрицательный, нулевой. Положительный тип перекрестной эластичности спроса характерен для товаров, которые могут свободно заменять друг друга. Логика процесса такова: потребители, в соответствии с законом спроса, всегда стремятся приобретать продукцию по более низкой цене. Если цена начинает возрастать, то спрос на данную продукцию снижается, а потребители начинаю искать аналогичный более дешевый товар. В результате, цена на товар, который при этом начинает пользоваться большим спросом, возрастает. Таким образом, чем больше у товара заменителей, тем больше уровень эластичности спроса на него. Отрицательный тип перекрестной эластичности спроса по цене характерен для дополняющих друг друга товаров. Логика процесса такова: при повышении цены на один товар может снизится спрос не только на него, но и на взаимодополняющие его товары. Таким образом, чем жестче степень дополнения товаров, тем отрицательнее значение перекрестной эластичности спроса, и, наоборот, слабодополняющие товары имеют менее отрицательное значение эластичности. Нулевой тип перекрестной эластичности спроса по цене характерен для товаров, потребление которых не зависит от колебания цен на них. Практическое значение перекрестной эластичности спроса Так как спрос проявляют потребители, то производителю необходимо понимать его реакцию, с целью прогнозировать потребительское поведение и учитывать возможные последствия при изменении цены, объема и ассортимента продукции и т.д. Поэтому эластичность, как экономическая категория, имеет огромное практическое значении. Одним из факторов, определяющим ценовую стратегию и сбытовую стратегию предприятия, является эластичность спроса. Знания потребительской реакции на свои действия в области ценообразования и политики сбыта, помогут избежать предприятию неожиданных убытков. Практическое значение перекрестной эластичности спроса является важным как для предприятий в плане стратегии развития деятельности, так и для рынка в целом. Эластичность – своего рода индикатор конъюнктуры рынка. Значение перекрестной эластичности спроса можно определить следующим образом: Изучение поведения потребителя и его реакции, проявляемой в объеме потребления товаров и услуг; Планирование и прогнозирование цен на продукцию; Построение моделей поведения потребителя при различных уровнях цен на разные категории товаров и услуг; Прогноз и корректировка объемов производимой продукции предприятиями.

 

15. Эластичность предложения.

Эластичность предложения – это понятие, характеризующее чувствительность (реакцию) предложения товаров на изменение их цены.

В зависимости от значения коэффициента эластичности предложения выделяют:

• неэластичное предложение (график S1): значительное процентное изменение цены приводит к незначительному процентному изменению объема предложения; коэффициент эластичности предложения меньше 1;

• эластичное предложение (график S2): незначительное процентное изменение цены товара вызывает значительное воздействие на объемы предложения; коэффициент эластичности предложения больше 1;

• предложение с единичной эластичностью (график S3): изменение цены товара, выраженное в процентах, в точности компенсируется аналогичным процентным изменением объема предложения; коэффициент эластичности предложения равен 1;

• абсолютно эластичное предложение (график S4): возможно существование только одной цены, при которой товар будет предлагаться для продажи; коэффициент эластичности стремится к бесконечности. Любое изменение цены приводит либо к полному отказу от производства товара (если цена понижается), либо к неограниченному увеличению предложения (если цена повышается);

• абсолютно неэластичное предложение (график S5): как бы ни изменялась цена товара, в данном случае его предложение будет постоянным (одинаковым); коэффициент эластичности равен нулю.

Эластичность предложения по цене определяется рядом факторов, наиболее весомые из которых следующие:

1. Эластичность предложениям тем выше, чем больше возможности длительного хранения товара и чем ниже издержки его хранения.

2. Предложение товара будет эластично, если технология производства позволяет производителю быстро увеличить объемы выпуска в случае роста рыночной цены на его продукцию или столь же быстро переориентироваться на производство какой-либо другой продукции в случае ухудшения рыночной конъ-юнктуры и снижения цены товара.

3. Степень эластичности предложения зависит от фактора времени: чем больше у производителя времени «приспособиться» к новым рыночным условиям, связанным с изменениями цены, тем эластичнее предложения.

 

16.   Выигрыш покупателя и выигрыш продавца, их изменение при введении налогов и выплате субсидий.

Выигрыш потребителя и производителя. Перед каждым человеком, фирмой и обществом в целом возникают проблемы, что, как и для какого производить, т.е. как определить условия и направления использования ограниченных ресурсов. Все общество как бы участвует в игре со строго определенными и заранее всем известными правилами подобно партии в бридж. При том обычно предполагается, что субъектом хозяйства выступает "homo economicus" - разумный (рациональный) индивид, хорошо обученный, имеющий глубокие общие и профессиональные знания, а также большой практический опыт. Каждый хозяйствующий субъект стремится к максимализации: потребитель - удовлетворения своих потребностей, фирма – прибыли. В реальной действительности люди всегда сталкиваются с альтернативными издержками. Производство одного продукта означает отказ от другого. Рациональный человек должен подсчитать не только будущие затраты, но и издержки неиспользованных возможностей, чтобы сделать оптимальный экономический выбор.

В ходе развития рынка осуществляется процесс взаимного приспособления продавцов и покупателей. Важную роль при этом играют цены, которые способствуют быстрому обмену необходимой информацией. Они делают условия обмена простыми, ясными и стандартизированными для всех участников рыночной экономики. В условиях совершенной конкуренции происходит быстрое взаимное приспособление цен спроса и предложения. Цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил - равновесная цена Образование равновесной цены - процесс, требующий определенного количества времени. В результате установления равновесия выигрывают и потребитель и производитель, поскольку цена равновесия обычно ниже максимально предлагаемой потребителям цены. В свою очередь, равновесная цена обычно выше минимальной, которую могли бы предложить наиболее передовые фирмы. Выигрыш потребителя, издержки и выигрыш производителя В процессе исторического развития человеческого общества создаются предпосылки для укрепления экономической свободы - возможности индивида реализовать свои интересы и способности путем активной деятельности в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ. Важную роль в этом сыграло развитие рыночной экономики. рыночная экономика гарантирует прежде всего свободу потребителя, что выражается в свободе потребительского обмена на рынке товаров и услуг. Добровольный, без принуждения обмен становится необходимым условием суверенитета потребителя. Каждый самостоятельно распределяет свои ресурсы в соответствии со своими интересами и при желании может самостоятельно организовывать процесс производства товаров и услуг в тех масштабах, которые позволяют его способности и имеющийся капитал. Теория предельной полезности утверждает, что при покупке известного количества единиц товара далеко не всегда происходит эквивалентный (т.е. равноценный) обмен. Более того, довольно часто потребитель оказывается в выигрыше! Этот выигрыш называется "потребительской рентой", или "излишком потребителя". Какова же его природа? Дело в том, что покупатель приобретает товар определенного вида в таком количестве, что предельная полезность последней покупаемой единицы, выраженная в денежной форме, равна цене товара. Однако предельная полезность каждой предшествовавшей единицы, как мы уже знаем, больше, чем последующей. Получается, что полезность каждой единицы покупки (за исключением последней) больше той цены, которую покупатель за нее платит, и поэтому в целом, производя покупку, он оказывается в выигрыше.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: