Ксенофана из Колофона (565-470 гг. до нашей эры) можно считать идейным предшественником элейской школы

Подобно милетцам, Ксенофан признавал материальность мира, в отличие от них считал постоянно одним и тем же, неизменным. Ксенофан стремился также к натуралистическому объяснению природных явлений.

Богом Ксенофан считал мир по всей его целостности. Он понимал бога как сущее, отличное от людей. Бог становится понятием, символизирующим неограниченность и бесконечность (как в пространственном, так и во временном отношении) материального мира. При этом универсальное бытие понимается им как вечное и неизменное, что сообщает его философии черты неподвижности.

Собственно основателем элейской школы был Парменид из Элеи (ок. 540-470 гг. д. н. э.).

Основным для П., как и для всей элейской школы, является наука о бытии. Из действительного мира П. полностью исключает движение. Почему П. отвергает движение и развитие? Ответ на это вопрос вытекает из его характеристики бытия и небытия. По П., несущее не существует. Все, что существует, есть сущее (бытие), которое есть всюду, во всех местах, и поэтому оно не может двигаться.

Одним из наиболее ярких учеников Парменида был Зенон (род. ок. 460 г. до нашей эры).В своих онтологических взглядах З. однозначно отстаивает позиции единства, целостности и неизменности сущего. Сущее имеет материальный характер. Согласно взглядам З. все в природе происходит от тепла, холода, сухого и влажного или их взаимных перемен; люди же произошли из земли, а души их есть смесь вышеназванных начал, в которых ни одно не пользуется преобладанием. Видимо, наиболее известным изложением элейского отрицания движения и постулирования неизменности и неподвижности сущего являются апории З., доказывающие, что если допускается существование движения, то возникают непреодолимые противоречия. Первая из апорий названа ДИХОТОМИЕЙ (деление пополам). “Чтобы преодолеть путь, нужно сначала преодолеть половину пути, а чтобы преодолеть половину пути, нужно сначала преодолеть половину половины, и так до бесконечности. Поэтому движение никогда не начнётся.” В ней З. стремится доказать, что тело не может сдвинуться с места, т.е. движение не может ни начаться, ни закончиться. Второй апорией является АХОЛЛЕС. Эта апория показывает, что самый быстрый из людей (Ахиллес) не сможет никогда догнать самое медленное создание (черепаху), если оно вышло в путь раньше его. Эти логические конструкции показывают противоречивость движения и находятся в видимом противоречии с жизненным опытом. Поэтому З. допускал возможность движения только в области чувственного познания. З.прославился, в основном, выяснением противоречий между разумом и чувствами. В соответствии с принципами элейской школы З. также разрывает чувственное и рациональное познание. Истинным он однозначно признает рациональное познание, чувственное же ведет к неразрешимым противоречиям. З. показывал наличие границы у чувственного познания.

К числу видных мыслителей элейской школы принадлежит и Мелисс с острова Самос (род. ок. 440 г. до нашей эры).

М. полагал, что мир “не был сотворен” и не имеет конца. Бытие, согласно его представлениям, является не только единым и неограниченным во времени и пространстве, но и метафизически неизменным.

 

Билет 6. Майевтика Сократа и эристика софистов.

Софисты – учителя мудрости – первые профессионалы в области образования – брали деньги за обучение (Протагор, Горгий). Они не строили систем мироздания, их функция – распространение знаний. Развитие демократических тенденций в полисе, необходимость владения искусством слова повели за собой широкое распространение софистики. Сократ официально не принадлежал к софистам, но разделял многие их идеи и использовал софистику в практической деятельности.

Софисты расширяют проблемное поле философии, перемещая свой взгляд с устройства мироздания на человека. Провозгласили человекомерность мира – Протагор: "Человек есть мера всех вещей" - каждый человек есть мера всех вещей; когда люди разнятся между собой, то нет объективной истины, благодаря которой один прав, а другой не прав.

Также софисты расширяют проблемное поле философии – они вводят понятия критики и обоснования, т. е. всякое знание, которое претендует на достоверность должно быть обосновано. Своими новациями софисты ввергли философию в кризис – т. к. мерой всех вещей является человек, значит, у каждого может быть своя истина. Отдельный человек выступает конечной инстанцией оценки вещей – «Я являюсь мерой вещей моего мира» - это означает, что уничтожается мир истины, понятие «истина» у софистов утрачивает смысл и человек может обладать лишь мнением. Мнения могут быть полезными и вредными (либо помогают в политической карьере, либо нет) – софисты же учили заменять вредные мнения полезными и доказывать полезные мнения.




double arrow
Сейчас читают про: