Билет 7. Объективный идеализм Платона

Учение об идеях: Предшественники Платона (Зенон, Протагор, Гераклит Эфесский) сумели доказать относительность всего существующего, прежде всего, относительность норм морали. Они доказали, что чувственные данные обманывают человека. Ум связан с чувствами, следовательно, несовершенен, наполнен противоречиями. В мире все течет и изменяется, все относительно. Относительны и ценности человеческого бытия. Мораль ограничена временем, местом, условиями жизни; "человек есть мера всех вещей" (Протагор). Если и существуют какие-то вечные истины и не зависящая от мнения людей добродетель, то они не могут быть познаны человеком из-за слабости и противоречивости ума. Такая философия вела к моральному цинизму, к признанию невозможности понять суть вещей умом. Следовательно, благо, справедливость, красота, добро оказываются либо относительными, либо непознаваемыми. Против таких идей выступил Сократ, а его мнение поддержал Платон. П. впервые открыто говорит о невещественности этого подлинного мира, его идеальности. Бестелесные внечувственные сущности, постигаемые только умом, П. назвал "эйдосами" - "видами", или идеями.

П. полагал, что есть вечные ценности бытия, что существуют справедливость, благо, добродетель, не подверженные человеческим разногласиям. При этом первопринципы бытия и морали вполне постижимы умом человека.

Доказательство идей П.: Есть мир, в котором мы живем, этот мир движется, изменяется. Такой текучий мир обозначается понятием "бывание". Бывание мы понимаем через ощущения, восприятия, представления, которые могут обманывать, не обеспечивая истины. Ум, который опирается на чувства, не способен дать истины (см. миф о пещере). Но есть и другой мир - мир вечный, несотворимый и неуничтожимый. Это - мир сущности вещей, мир чистых форм вещей, причины и предела вещей. Этот мир, обозначается понятием "бытие" - мир идей. Познавать мир идей возможно, но не через ощущения, не через органы чувств, а через понятия, которые проверяются логикой. Из этих понятия по правилам логики выводятся другие понятия, и можно прийти к истине.

Истина в том, что мир идей определяет наш текучий мир - бывание. Мир идей - вне пространства, вне времени, никогда не меняется. (например, красота как идея - причина красивых вещей). Такую красоту саму по себе, добродетель саму по себе, справедливость саму по себе и т.д. мы познаем умом при помощи диалектики (по законам логики).

Значит, посредством ума можно обосновать права морали и государственного устройства, понять цель в жизни и ее основные ценности. Из двух существующих миров истинный - мир идей. Вещи - только бледные копии идей. Идея - причина вещей и причина всего мира, но они в нем не присутствуют. Они пребывают в душе человека и сродни ей. Таким образом, теория познания (гносеология) П. следующая: душа содержит знания об идеях, поскольку до вселения в тело обитала в мире идей, общалась с ними. Душа, вселяясь в очередное тело, обладает знаниями. Значит, идеи мы познаем не через чувства, которые могут показать мир вещей, а через разум, через припоминание. Наша душа, побуждаемая правильно поставленными вопросами, может припомнить те истины, которые получила еще до вселения в человеческое тело. Таким образом, идеи, которых нет в материальном мире, а, следовательно, и в чувствах и ощущениях, появляются в уме.

Мир идей иерархизирован. Во главе - идея высшего Блага, идеи человеческих ценностей (справедливости, мудрости, добра и зла), идеи отношений (любви, ненависти, власти, государственности). Ниже стоят идеи веществ (крепкий, железный, медный). Есть идеи вещей (коня, меча, дерева), идеи продуктов природы (снег, огонь, вода). Есть и другие типы идей, например, математических отношений (большее или меньшее).

С позиции потустороннего, но истинного мира люди должны критиковать настоящий мир. Такая система философии называется метафизической.

Каждая идея ведет абсолютно независимое существование, она вечна и неизменна, не знает ни рождения, ни роста, ни гибели: "есть тождественная идея, нерожденная и негибнущая, ничего не воспринимающая в себя откуда бы то ни было и сама ни во что не входящая, незримая и никак иначе не ощущаемая, но отданная на попечение мысли". Количество идей не бесконечно, они находятся в отношении соподчинения. П. не дает единого принципа, лежащего в основе иерархии идей. П. идеи являются идеалами, образцами для творения мира вещей; идеи являются также целью стремлений чувственно воспринимаемых вещей; идеи являются сущностью вещей; идеи - источник бытия вещей. Идеи доступны человеческому познанию. Человек постигает идею в форме понятия. Однако понятие об идее уже приближает нас к самой идее как онтологической сущности: познавая идею, человек переходит на новый уровень бытия.

Помимо идей, П. выделяет в качестве второго источника существования мира то, что позже назвали "материей". Платон называет его "пространством": "оно вечно, не приемлет разрушения, дарует обитель всему рождающемуся, но само воспринимается вне ощущения, посредством некоего незаконного умозаключения, и поверить в него почти невозможно. Мы видим его как бы в грезах и утверждаем, будто этому бытию непременно должно быть где-то, в каком-то месте и занимать какое-то пространство, а то, что не находится ни на земле, ни на небесах, будто бы и не существует"

Характеристики этого "пространства:
бесформенность, пластичность, недоступность человеческому восприятию, пассивность.

Вместе с тем без этой материи невозможно было бы существование мира вещей, она и есть чистая возможность, это непознаваемое небытие, его еще не коснулся Бог. Переполняющие эту первоматерию потенции оформляются с помощью мира идей в формы вещественности - стихии. Так возникает, наряду с миром идей и миром материи, мир вещей - промежуточный мир, где все возникает и погибает, находится в становлении. Мир вещей доступен не только разуму, но и чувствам. Как соотносятся вещи и идеи? Связь их неизъяснима, говорит Платон. Вещи можно представить как отпечатки, сделанные по образцам-идеям. Каждая вещь может быть отпечатком нескольких общих идей. Чувственный мир, мир становления есть единство бытия (идей) и небытия (материи). Вещи порождены идеями, однако идеи не присутствуют в вещах, они не дробятся на многое. Вещи причастны идеям, они - их подобия. Но вещи причастны и материи, поэтому вещи - лишь несовершенные подобия идей. Наконец, вещи стремятся подражать идеям, приблизиться к ним.

Соответственно, учение П. позже было названо объективным идеализмом

Основное различие в области гносеологии П. проводит между знанием и мнением, первое направлено на истинное бытие, второе - на мир становления. Есть еще и невежество, но оно устремлено к небытию. Главное отличие мнения от знания заключается в том, что мнение не сопряжено с деятельностью обоснования, оно безотчетно. Мнение может быть и истинным, но оно не может доказать эту свою истинность. Знание, напротив, может всегда дать отчет, дать основание, по которому нечто происходит именно так, а не иначе. Поэтому П. отказывается сохранить имя «знатока» за такими фигурами как софист, ритор, поэт, политический деятель. Они могут правильно говорить о чем-либо, но никогда не могут действительно доказать, что это так.

Знание. Можно без преувеличения сказать, что проблема знания вырастает у П. в одну из ключевых проблем философии. Хотя отдельные гносеологические разработки встречаются в досократической традиции, однако в виде достаточно периферийной области исследования. Мысль досократиков интересуется космосом и его законами, рядом с которыми человек и его познание выступает как некий частный случай. После великих софистов (Протагор, Горгий) такое отношение уже было немыслимо, софистическая критика догматических учений прежней натурфилософии показала зависимость мира, предстающего перед нами, от нас самих. Человек как мера всех вещей занимает место самобытного и самозаконного космоса. Кроме того, софисты, разрабатывая основы грамматики, риторики, стилистики, открыли значение языка для познания. П. не прошел мимо этих открытий, они во многом определили характер его философии. Расцвет греческой математики платоновского времени также оказал огромное влияние на платоновское понимание познания. Определением точного и неточного познания, понятием гипотезы и многим другим П. обязан математике.

Основные тезисы:

• материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;

• окружающий мир ("мир вещей") также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;

• Идеи отделены от вещей, они находятся в особом мире, который находится в занебесной области, там, где живут боги. Мир, в котором мы живем - Мир вещей, вещи в нашем мире это тени идей.

• реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);

• эйдосы истинны, вечны и постоянны;

• любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением эйдоса данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна);

• весь мир является отображением эйдосов.

• наша душа содержит знания об идеях

 

Билет 8. Метафизика Аристотеля. Критика учения Платона.

Четыре первоначала, или высшие причины:

1) материальная причина («Из чего?»);

Материя - бесформенное и неопределённое вещество, «то, что само по себе не обозначается ни как определённое по существу, ни как определённое по количеству, ни как обладающее каким-либо из других свойств, которыми бывает определено сущее». Такова «первая материя». Во-вторых, материя в более широком смысле - это «то, из чего вещь состоит и возникает»);

2) формальная причина («Что это есть?», когда форма активно проявляет себя);

Ключом к пониманию формы (морфэ) Аристотеля является отождествление ее с сутью вещи, с сущью бытия вещи. Форма - не всякое общее начало, а минимально общее, и притом такое, которое соответствует самостоятельно существующим вещам. «Формою я называю суть бытия каждой вещи и первую сущность»,- подчёркивает А.

3) действующая, или производящая, причина («Откуда начало движения?»);

У А. выражается термином 'энтелехия' - внутренняя сила, потенциально заключающая в себе цель и окончательный результат, осуществление целенаправленного процесса

4) целевая, или конечная, причина («Ради чего?»).

У А. понятие цели, которое на уровне науки того времени никак не могло быть раскрыто конкретно, сводится к понятию стремления к благу. Но это благо не потустороннее, как у Платона, не благо вообще, а конкретное благо как завершение и осуществление конкретной потенции (возможности), ее энтелехия. В понятии «того, ради чего», в понятии цели как самоосуществления, отождествляемого с благом.

Вещь обычно обладает всеми четырьмя причинами. Например, причинами статуи являются и ваятельное искусство, и медь: первое - источник движения, вторая - материя. Но действуют и формальная причина, и целевая. Скульптор, создавая статую, придаёт ей форму, которую он имел в голове как цель, определявшую все его действия - не стихийные, а целеустремлённые, а в случае успеха при реализации цели в материале - и энтелехиальные.

Все четыре причины извечны. В 'Метафизике' сказано: «Все причины должны быть вечными». Материальная причина несводима к другим, а формальная, движущая и целевая причины фактически сводятся к одной. Четыре причины распадаются на две группы: на материю и «совечную» ей формально-движуще-целевую причину. Тем самым «первая философия» оборачивается теологией.

А. так подытоживает своё учение о первых началах и высших причинах в «Метафизике»: 'О причинах речь может идти в четырёх смыслах: одной такой причиной мы признаем сущность и суть бытия...; другой причиной мы считаем материю и лежащий в основе субстрат; третье - то, откуда идёт начало движения; четвёртой - причину, противолежащую названной, а именно - 'то, ради чего' и благо (ибо благо есть цель всего возникновения и движения)'. При этом разъясняется, что суть бытия - основание, почему вещь такова, как она есть, основание, восходящее в конечном счёте к понятию вещи как некоторой причине и началу.

Критика Платона:

- оторванность идей от вещей (общего от частного)

- идеи как копии вещей не дают нового для познания

- критика иерархии (идеи независимы друг от друга, но подчинены общей субстанции)

- “третий человек” - бесконечность идей (у идей должна быть своя идея)

то есть нет идеи соответствия

- нет принципа изменения, развития природного мира 

 

Билет 9. Учения Платона и Аристотеля о государстве.

Платон искал решения вопроса о справедливом и правильном устройстве государства и устроении жизни граждан. В поисках ответа он натолкнулся на фигуру Сократа, который стал для него наставником в жизни и учителем в философии. Несправедливый приговор, осуждение и казнь афинского мудреца окончательно отвращают П. от карьеры политика. П. перестает верить в возможность достижения справедливости в греческих государствах того времени.

Причину возникновения государства П. видит в экономико-материалистическом факторе. Отдельный человек не может обеспечить себя необходимыми вещами, поэтому он вынужден объединиться с другими, чтобы удовлетворить свои потребности с помощью коллективного труда. Первыми и важнейшими потребностями П. считает пищу, жилище, одежду, поэтому первоначальный полис должен состоять из соответствующих ремесленников. Поскольку по П., каждый человек от природы предопределен к соответствующей деятельности и не должен заниматься другой, эти ремесленники должны заниматься только своим делом, а для производства средств производства должны появиться новые виды ремесленников (плотник, кузнец). Затем из-за необходимости торговли появляются торговцы, купцы, моряки и так далее. Наконец, для завершенного полиса требуются еще и чернорабочие, не владеющие никаким искусством, но продающие свою физическую силу. Полис, в котором все это присутствует, удовлетворяет все необходимые потребности своих жителей, жизнь его проста и совершенна и не нуждается ни в справедливости, ни в несправедливости - это первоначальный полис, живущий согласно природе и естественным потребностям. П. называет его «истинным» или «здоровым».

Однако если в нем появится стремление к роскоши, здоровый и простой образ жизни заменяется погоней за изысканными наслаждениями. Растет количество соответствующих ремесленников, которых надо прокормить, перестает хватать той земли, которой обходился «истинный полис», а значит, начинаются войны с соседними полисами за территорию. Ведение таких войн требует появления еще одного вида специалистов, которых нет в истинном полисе, — стражей или воинов. Идея народного ополчения отвергается П. в силу принципа специализации. Страж должен быть силен телом, в душе его должны одновременно пребывать ярость и кротость, первая — к врагам, вторая — к своим. Страж должен пройти соответствующее воспитание, основными видами которого являются искусство, возделывающее душу, и гимнастическое искусство, совершенствующее тело.

В п. государстве не может быть места богатству и бедности, ибо они тоже препятствуют совершенствованию каждого в его искусстве, а к тому же превращают любой полис в два враждующих: богачей и бедняков. П. полис не должен стремиться к расширению своей территории, он ограничивается территорией, достаточной для сохранения своего единства. Главной заботой полиса является не территориальная экспансия, а сохранение системы воспитания, создающего таких мужей, которые могут обойтись в управлении городом без детальной регламентации всех сфер жизни.

Деятельность государства должна быть подчинена высшей идее блага. Поскольку каждый из членов общества имеет нужду во многих, то общество должно быть основано на разделении труда между гражданами (свободными).

Что же такое совершенный полис? П. отвечает на этот вопрос учением о четырех основополагающих добродетелях, которые должны присутствовать в таком государстве: мудрости, мужестве, благоразумии и справедливости.

1. Мудрость, благодаря которой полис правильно управляется, есть знание или наука о том, что хорошо для всего полиса, для полиса как целого. Носителями мудрости являются старшие стражи, они, несмотря на свою немногочисленность, закладывают основы полисной жизни.

2. Мужество определяется как сохранение правильного, т. е. соответствующего основным началам законодательства мнения о том, чего должно и чего не должно бояться. Им владеют младшие стражи, или помощники.

3. Благоразумие отличается от двух первых добродетелей тем, что оно распространяется на все группы платоновского полиса и не имеет особого места в какой-то отдельной группе. Оно опред. начальствующими и подначальными, когда лучшие, начальники, господствуют над худшими, подначальными.

4. Справедливость, без нее невозможны другие виды добродетели. Справедливость заключается в том, чтобы каждый выполнял то дело, к которому каждый определен по своей природе. Несправедливость - смешение и беспорядок, когда индивид или группа занимается тем, к чему они не имеют природного дарования.

П., пытавшийся осмыслить взлет и падение афинской демократии V в., увидел ее основной дефект в непрофессионализме, в непонимании того, что управление государством есть искусство и знание, которым могут владеть лишь немногие. Поэтому платоновский идеальный полис не может быть демократическим, это господство знающих, будь то один человек (монархия) или немногие (аристократия). В таком полисе не должны звучать слова «мое» и «не мое», у стражей не может быть никакой частной собственности, ни домов, ни жен, ни детей, ни даже собственной боли и радости, все это должно быть общим. Управлять государством должны философы, прошедшие долгую научную и философскую подготовку, в конце которой они научаются созерцать идею блага и, соответственно, благо и зло в конкретных делах полиса. Эти философы являются лучшими, а их правление есть аристократия, самая хорошая форма правления по П..

Важно отметить, что, создавая типологию правлений, форм государственной жизни, П. исходит из учения о душе. Так, аристократия (аристократическая республика и аристократическая монархия) является таким правлением, в котором главенствует разумное начало, а остальные ему подчиняются. Каждый в таком государстве занят предназначенным ему делом, ремесленник не стремится к управлению, правитель далек от своекорыстных поступков, воин думает более о благе и безопасности государства, нежели о своей собственной безопасности. Аристократия переходит в тимократию, правление честолюбцев, в котором главную роль играет волящее начало, которому подчинены разумное и вожделеющее. Тимократия переходит в олигархию, правление немногих обеспеченных людей, стремящихся к большему и большему богатству. От олигархии путь ведет к еще более худшей системе правления, к демократии, в которой равное положение занимают все граждане независимо от их способностей и образования. Демократию П. считает предпоследней по испорченности формой правления. Самым большим злом является тирания, правление одного испорченного человека. Завершается п. изложение справедливого общества мифом о загробном воздаянии, которое расставит всех по их местам в зависимости от добродетельности и порочности. Это последнее обоснование того, почему справедливость лучше несправедливости.

Основные тезисы:

П. выделяет семь типов государства: идеальное "государство будущего", которого пока не существует и в котором отпадет необходимость в государственной власти и законах, и шесть типов ныне существующих государств (от лучшего к худшему):

• монархия — справедливая власть одного человека; аристократия — справедливая власть меньшинства;

• тимократия — несправедливая власть большинства,

• олигархия — несправедливая власть меньшинства;

• демократия — справедливая власть большинства;

• тирания — несправедливая власть одного человека;

Поскольку тирания, олигархия и тимократия являются несправедливыми формами государства, а демократия — власть большинства — редко бывает справедливой и, как правило, вырождается в тиранию, олигархию или тимократию, двумя стабильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия.

Самые лучшие люди – те, у которых все на своих местах и разум на первом месте – философы. Большинство людей живут своими вожделениями – простой люд

Для каждого сословия – своя добродетель. Философы, которые управляют, должны знать истину. Для воина добродетель – мужество. Для демиургов – умеренность, воздержанность или рассудительность. Общее добродетель – справедливость.

Собственностью должны обладать только ремесленники, демиурги. Войны не должны иметь ничего, чтобы было легче умирать, правители - чтобы не взяточничать.

Также Платон выдвигает собственный план государственного устройства:

• все население государства (полиса) делится на три сословия — философы, воины, работники;

• работники (крестьяне и ремесленники) занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью;

• воины(стражи) занимаются физическими упражнениями, тренируются, поддерживают в государстве порядок, в случае необходимости — участвуют в военных действиях;

• философы (мудрецы) — разрабатывают философские теории,

познают мир, учат, управляют государством;

• философы и воины не должны иметь частной собственности;

• жители государства вместе проводят свободное время;

• не существует брака, все жены и дети общие;

• допускается и приветствуется труд рабов, как правило, варваров, захваченных в плен.

В дальнейшем П. пересмотрел некоторые идеи своего проекта, допустив небольшую частную собственность и личное имущество для всех сословий, однако другие положения данного плана были сохранены.


Аристотель

Во 2 книге Аристотель критикует государство., отстаивая необходимость сохранения частной собственности и семьи в государстве. Основной аргумент: «К тому, что составляет предмет владения большого числа людей, прилагается наименьшая забота». Согласно А., власть должна принадлежать тем, кто «носит тяжёлое вооружение».

В 3 книге по кол-ву граждан в государстве он различал три «правильные» (т.е. нацеленные на реализацию общего блага) формы правления:

монархия (власть принадлежит одному правителю и передается по наследству); аристократия (верховная власть принадлежит гражданам, владеющим собственностью и имеющим в виду высшее благо государства; правит меньшинство); полития (власть среднего класса; правит большинство; наилучшая форма правления / золотая середина).

И 3 «неправильные» (извращения правильных соответственно): тирания (получили власть в результате переворота (держит в страхе народ); правит один); олигархия (верховная власть принадлежит гражданам, владеющим собственностью и имеющим в виду выгоду состоятельных граждан; правит меньшинство); демократия (лучшая из худших; власть, имеющая в виду не общее благо, а выгоду неимущих; правит большинство).

Книга 4: А. перечисляет 5 элементов, составляющих государство:

• Народ - крестьяне, производящие продукты питания;

• Ремесленники создают орудия труда;

• Торговцы занимаются обменом и распределением товаров;

• Чиновники рационально управляют государством;

• Военные защищают государство.

Помимо вышеперечисленной классификации население государства состоит из неимущего большинства и богатого меньшинства. Первые имеют склонность к демократии, а вторые к олигархии. Для предотвращения смут и гражданских войн А. предлагает укреплять средний класс. А. также выдвигает идею разделения властей в государстве на три части:

• Законодательный орган, ведающий вопросами войны, мира, союзов и казней;

• Должностной орган;

• Судебный орган.

Государственные формы от худшего к лучшему:

1. Политика

2. Аристократия

3. Монархия

4. Демократия

5. Олигархия

6. Тирания




double arrow
Сейчас читают про: