Билет 4. Эволюция натурфилософских идей Античности

В античной философии поиски субстанции (материи) осуществлялись в рамках так называемого натурфилософского подхода. Для него характерно непризнание каких-либо существенных различий между философским и специально-научным исследованием природы. Натурфилософский подход – продукт определенной исторической эпохи и вечный «соблазн» для мыслителя любой эпохи. При отсутствии развитой системы специальных наук философия брала на себя часть функций еще не сформировавшегося частного знания, становилась «теорией природы». Такая натурфилософия была стимулом развития теоретического мышления. Она стремилась не возвыситься над наукой, а возвысить, рационально очистить исторически ограниченный опыт человека, извлечь из него то богатство связей, потенций, которое оставалось скрытым для наблюдателя, погруженного в «единичность» опыта. Натурфилософия при решении проблемы субстанции воспроизводила схему специально-научного мышления, ставила задачу выявления единого закона, «управляющего» эмпирически удостоверенным многообразием каждого фрагмента бытия; при этом менялся только уровень обобщения. По этой же причине материя изначально сближалась с веществом (вещество – элемент физической реальности, наделенный, в отличие от поля, массой покоя). Однако под давлением логики понятия субстанции и серии вопросов, возникающих при сближении понятия материи с субстанцией, понятие материи претерпело значительную трансформацию.

Известно, что Фалес считал первоосновой воду, Анаксимен – воздух, Анаксимандр – апейрон (неопределенное, но единичное вещество), Гераклит – огонь, Демокрит – единые неделимые частицы и т. п. При всей кажущейся их наивности, подобные взгляды в модернизированной форме просуществовали вплоть до XIX–XX веков.

Однако первые натурфилософы, сторонники субстанциальной концепции материи, столкнулись с рядом трудностей при отождествлении материи и вещества:

1)Материя должна быть связана с миром вещей (условие выполнено при сведении материи к веществу; оно само есть вещь), но одновременно – вести существование, независимое от вещей, иначе она не будет субстанцией. Чтобы разрешить эту проблему, первые философы внесли поправку, отделили «праогонь» от обычного огня, воду как субстанцию от воды в ее зримом проявлении. Такая субстанция становится невидимой для зрения, она только умопостигаема.
2) каким образом такая материя-первовещество может объяснить все многообразие и изменчивость мира? Для ответа на этот вопрос древние «одушевили» материю и «оживили» ее, придав ей внутренний динамизм. Материя не просто первовещество, это еще и живое космическое существо. Оттенок гилозоизма (гилозоизм – термин, введенный в XVII веке для обозначения учения, признающего «жизнь» неотъемлемым свойством материи во всех ее проявлениях) в представлениях первых материалистов ставит под сомнение их принадлежность к «линии материализма». К тому же материя как источник порождения всего существующего вообще приобретает статус мифического существа.«Материя» первых материалистов – это, скорее, нерасчлененное субстанциальное единство, в котором соединяются свойства материи как «материала», из которого создано все окружающее, и материи как источника всех изменений в мире, структурности мира.

 


Билет 5. Основные идеи элейской школы.




double arrow
Сейчас читают про: