С IV века до н. э. начинает складываться так называемая эллинистическая философия. В узком смысле к эллинистическому периоду относят IV век до н. э. и начало I века нашей эры. Завоевания Александра Македонского приводят к утрате греческими государствами политической самостоятельности, однако духовное лидерство греческой культуры сохраняется. В широком смысле к периоду эллинизма можно отнести и грекоримскую философию первых веков нашей эры. Прежде всего, к эллинистической философии относят стоицизм, эпикуреизм, скептицизм, киники. Позже появляются неоплатонизм и гностицизм.
Эпикуреизм возникает в IV–III веках до н. э. и существует вплоть до IV века н. э. Родоначальник – Эпикур (341–270 гг. до н. э.), основатель «сада Эпикура», замкнутого содружества. Над входом в сад была надпись, согласно которой удовольствие именовалось высшим благом. Счастье для Э. – это служение себе, это самодостаточность индивида. Вершина счастья – безмятежный покой, полное отсутствие страдания. «Живи незаметно», говорил Э., – только в этом случае возможно достижение счастья. Отсутствие страданий тела и души как предел удовольствия достижимо с помощью разума.
Скептицизм (от греч. исследующий) основан Пирроном (IV в. до н. э.). Скептицизм просуществовал вплоть до III века н. э. Скептики одно время стояли во главе платоновской Академии. Видный представитель позднего скептицизма – Секст Эмпирик. Невозмутимость, покой, безмятежность, предельным̆ случай которых – смерть (абсолютный покой), также являются идеалом для скептиков. Главный противник человека, ищущего покоя, не столько его собственные вожделения, не в меру развитые потребности, как считали эпикурейцы, но его тяга к знанию. Познание – разрушительная сила. Всякие утверждения и отрицания вредны. Тот, кто хочет достигнуть счастья, стремится ответить на следующие вопросы: из чего состоят вещи, как к ним относиться, какую выгоду мы получим от этого. На первый вопрос ответ невозможен. Ответом на второй вопрос будет воздержание от всяких суждений о вещах. В результате мы достигнем основной «выгоды» – покоя, таков ответ на третий вопрос. Надо просто отдаться жизни, «следовать жизни без мнения», надо отказаться от философии. Образ такого безмятежного, немыслящего человека, плывущего по течению, только отдаленно напоминает человека. Однако скептики сами внесли определенный вклад в изучение познавательной деятельности. В русле скептицизма разрабатывались идеи вероятностного характера наших знаний, анализировался ряд логических процедур.
Стоицизм (название связано с афинским портиком) возник в конце IV века до н. э. и просуществовал до III века н. э. В стоицизме принято выделять три периода: Древняя Стоя (Зенон, Клеанф, Хрисипп), Средняя Стоя (Посидоний), Поздняя Стоя (Эпиктет, Сенека, Марк Аврелий).
Центральное понятие - долг.
Смысл жизни - исполнение своего предназначения.
Мир - живой организм, который гармоничен.
Государственное устройство - одна из плоскостей целого.
Мудрец должен быть аскетичен, но при этом забота о внешнем виде обязательна.
Киники.
Идеал добродетели - образ собаки. Человека делает несчастным стремление иметь все лучшее. Киники - странствующие мудрецы.
Билет 11. Философские основания христианства. Апологетика.
Если принимать во внимание возникновение первых попыток философского осмысления христианского вероучения, то начало средневековой философии следует отнести ко II веку. В этом случае первым периодом Средневековья – II–III вв. – является апологетика (от греч. apologia – защита, оправдание). В это время «апологеты» защищали христианское вероучение перед лицом античной традиции. Именно в апологетический период впервые осуществляются попытки синтеза философии и христианства.
Христианство определяло все развитие в эпоху Средневековья.
Переход от онтологии космоса к социальной онтологии, онтологии сознания.
Христианство первоначально несло бунтарско-демократический дух.
Различия с античностью:
1. В античной философии Бог не может что-либо желать, желания делают несовершенными.
2. Античность - Бог творит мир из материи. Христианство Бог творит мир из ничего.
3. Античность - либо Бог, либо человек. Христианство - Бог и человек.
4. Для античных мыслителей было странно, что надо любить врага своего.
5. Бессмертие души рассматривалось и в античности, и в христианстве. Но в последнем - воскрешение.
2 варианта защиты (апологетика):
1) Радикальный вариант. Античные философы истины не знают, истина есть христианство. “Верую ибо абсурдно”
2) Конформистский вариант (христианство не противоречит античности). Истина дана была грекам опосредованно. “Верую, чтобы понимать” Августин.






