Вопрос 20. Теория общественного договора Гоббса и Локка

Общественный договор - социально-экономическая теория, объясняющая происхождение гражданского общества, государства, права как результат соглашения между людьми.

По мнению Гоббса, появлению государства предшествует так называемое естественное состояние, ничем неограниченной свободы людей, равных в своих правах и способностях. Люди равны между собой и в желании господствовать, обладать одними и теми же правами. Поэтому естественное состояние для Гоббса «состояние войны всех против всех». Абсолютная свобода человека - стремление к анархии, хаосу. Естественным и необходимым выходом становится ограничение, обуздание абсолютной свободы каждого во имя блага и порядка всех. Люди должны взаимно ограничить свою свободу, чтобы существовать в состоянии общественного мира. Они договариваются между собой об этом ограничении. Это взаимное самоограничение называется общественным договором. Ограничивая свою естественную свободу, люди вместе с тем передают полномочия по поддержанию порядка и надзор за соблюдением договора той или иной группе или отдельному человеку. Так возникает государство, власть которого суверенна. Власть государства, по убеждению Гоббса, должна быть абсолютна, государство вправе в интересах общества в целом предпринимать любые меры принуждения к своим гражданам. Поэтому идеалом государства для Гоббса была абсолютная монархия, неограниченная власть по отношению к обществу.

Несколько иных взглядов придерживался Джон Локк. В работе «Два трактата о государственном правлении» он выдвигает иной взгляд на первоначальное, естественное состояние человека. Локк считает первоначальной выражение естественного их равенства и готовности следовать разумным естественным, природным законам. В интересах общего блага необходимо часть функции отдать правительству, которое призвано обеспечить дальнейшее развитие общества. Так достигается общественный договор между людьми, так возникает государство. Основная цель государства - защита естественных прав людей, прав на жизнь, свободу и собственность. Локк существенно отходит от теории Гоббса. Гоббс подчеркивал абсолютную власть государства над обществом и людьми. Локк акцентирует другое: люди отдают государству лишь часть своей естественной свободы. Чем больше прав у человека, тем шире круг его обязанностей перед обществом. Государство при этом не обладает абсолютной произвольной властью. Общественный договор предполагает, по мнению Локка, и ответственность государства перед гражданами. Если государство не выполняет своего долга перед людьми, если оно нарушает естественные свободы - люди вправе бороться против такого государства.

 

Вопрос 21. Этическое учение утилитаристов: принцип пользы. Этические положения Спинозы. Категорический императив Канта: этика намерения. Обоснование религии.

Утилитари́зм — направление в этике, согласно которому моральная ценность поведения или поступка определяется его пользой.

Утилитаризм оценивает нравственность любого поступка исключительно по его последствиям, то есть по тому, приносит он кому-либо удовольствие или страдание. Цель оправдывает средства, и никакие средства нельзя оценивать как безнравственные, если они приводят к нравственной цели. Утилитаризм не делит людей в целом на нравственных и безнравственных, он лишь отмечает, что некоторые их действия могут приводить к нравственным или безнравственным последствиям.

Этика Спинозы

Спиноза тоже видит во всем разумную необходимость. Спиноза отвергает свободу воли, он отрицает даже существование самой воли, которую отождествляет с разумом. Добра и зла в мировом процессе вовсе не существует; все действительное само по себе совершенно, существуют лишь различия в степенях. Основой добродетели служит стремление к самосохранению; Высшее добро и высшая добродетель заключаются в познании Бога и любви к Нему. Кто познает себя, свои аффекты, тот, проникается любовью к Богу, и в этой радостной любви духовно сливает себя с вечной сущностью Бога, природы, мира.

Кант

По Канту, благодаря наличию воли человек может совершать поступки, исходя из принципов. Если человек устанавливает для себя принцип, зависящий от какого-либо объекта желания, то такой принцип не может стать моральным законом. Только безусловный принцип, т.е. не зависящий от всякого объекта желания, может иметь силу подлинного морального закона. Таким образом, моральный закон получил название категорического императива. Этот закон содержал следующие предписания:

— в жизни поступать по таким правилам, чтобы они имели силу закона для себя и окружающих людей;

— относится к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе;

— ближнего нельзя рассматривать с позиций личной выгоды для себя.

     Обоснование религии Философия религии во всех своих разновидностях утверждает компетентность философии в делах религии. Эта компетентность выступает в двух основных видах, соответствующих двум основным формам философии религии – философскому религиоведению и философской теологии. В первом случае признается познавательная компетенция философии по отношению к религии, а во втором – провозглашается, что философия может выполнять определенные религиозно-конструктивные функции, при этом речь идет в первую очередь о философских учениях о боге.

     Методологическим обоснованием философии религии в ее исследовательской функции служит по существу представление о том, что всякое отношение человека к действительности, религиозное в том числе, может стать объектом философского изучения и осмысления.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: