- Ребята, возьмите в одну руку учебник, а в другую тетрадь. Что легче, а что тяжелее? (Учебник тяжелее тетради, тетрадь легче учебника.)
- Теперь возьмите в одну руку учебник, а в другую – ручку. Что легче, а что тяжелее? (Учебник тяжелее ручки, а ручка легче учебника).
- Ребята, а кто догадался, что мы сейчас сравниваем? (Массы предметов).
- Да, правильно, мы сравнивали массы предметов. И поэтому правильно будет говорить, что масса учебника больше массы тетради, а масса тетради…(меньше массы учебника) (дети заканчивают предложение).
- Если масса ручки меньше массы учебника, то…(масса учебника больше массы ручки) (предложение заканчивают дети).
- А теперь возьмите в каждую руку по учебнику и сравните их массы. Что можно сказать о массах учебников? (Масса одного учебника равна массе другого учебника).
- Ребята, а каким прибором измеряют массу предметов? (Весами).
- Правильно, массу предметов измеряют весами. (На доску вывешивается слово «весы»)
- Где в жизни вы встречали весы?
- Люди каких профессий используют в своей деятельности весы?
|
|
- У кого родители используют весы? Для чего
V. Физкультминутка.
VI. Практическая работа.
- Весы бывают разные: чашечные, электронные, аптечные, механические. (рассматривание слайдов).
- Подойдите к столу и рассмотрите весы. Какие они: электронные или механические?
- Теперь я предлагаю вам сравнить массу муки и массу сахара. (Учитель предлагает вниманию детей один пакет с мукой, другой с сахаром. Дети высказывают предположения о том, масса чего больше.)
- Запишите на доске неравенство. (Дети испытывают затруднение. Мы не можем записать неравенство, т. к не знаем массу муки и массу сахара.)
- Как нам определить эти массы? (надо их измерить)
- Кто знает как измеряется масса? (весами)
- Сегодня вы познакомитесь с единицей, которой измеряется масса – это килограмм (записывают в тетрадь). На доске открывается второе слово темы «Килограмм».
- Учитель демонстрирует на экране фото эталона килограмма и говорит, что он хранится во Франции.
- Показывает предметы, которые имеют массу ровно 1 кг.
- В математике слово «килограмм» принято писать сокращенно: кг, например: 1 кг, 2 кг, 3 кг и т. д.
- Прочитайте записи: 3 кг, 4 кг, 6 кг, 7 кг.
С помощью весов измеряют массу муки и сахара и записывают неравенство. Запись на доске 2 кг >1кг.
VII. Закрепление изученного материала.
1. Работа по карточкам
– Рассмотрите рисунки. Что легче: арбуз или гиря? (Арбуз, так как чаша с арбузом расположена выше, чем чаша с гирей.)
– Как можно с помощью гирь в 1 кг, 2 кг и 5 кг взвесить 3 кг, 7 кг, 4 кг?
(3 кг: на правую чашу весов поставить гири 1 кг и 2 кг.
|
|
7 кг: на правую чашу весов поставить гири в 2 кг и 5 кг.
4 кг: на правую чашу весов поставить гирю в 5 кг, а на левую (ту, на которой взвешивается предмет) – гирю в 1 кг. 5 кг – 1 кг = 4 кг.)
2. Самостоятельная работа
- Давайте исследуем весовой товар. Если товар весовой, выберите и подчеркните товар.
Ананас 3кг
Линейка 15 см
Мука 10 кг
Пачка чая
Коробки с машинками
Пакета сока
Тыква 7кг
Арбуз 5 кг
- Сделайте взаимопроверку. Кто правильно выбрал товар? Кто допустил ошибку? Кому нужна тренировка? (Дети осуществляют самопроверку).
VIII. Рефлексия.
Оцените работу на уроке «светофором».
IX. Итог урока.
Вопросы:
- Что нового узнали на уроке? Что мы исследовали?
- Что вас особенно заинтересовало?
- Что бы ещё хотелось выполнить?
- Назовите единицу массы?
- Где вам пригодилась эта величина?
- Что вы можете дома взвесить?