Счета к оплате и учет прочей кредиторской задолженности

Любое предприятие в процессе работы пользуется услугами сторонних организаций. От поставщиков на предприятие поступают запасы. Подрядные организации выполняют строительные, научно-исследовательские и другие работы. Для учета расчетов с поставщиками и подрядчиками предназначен счет 3310 «Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам».

На нем собирается информация о расчетах за:

– полученные товарно-материальные ценности;

– выполненные и принятые работы;

– потребленные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, пара, воды и т.п., а также услуги по доставке и переработке материальных ценностей, расчетные документы на которые акцептованы и подлежат оплате через банк;

– товарно-материальные ценности, работы и услуги, расчеты по которым производятся в порядке плановых платежей;

– товарно-материальные ценности, работы и услуги, на которые расчетные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили (по так называемым неотфактурованным поставкам)

Все операции, связанные с расчетами за приобретенные материальные ценности, принятые работы или потребленные услуги, проводятся по счету 3310 «Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам»» независимо от времени оплаты предъявленного счета. Это означает, что вне зависимости от того, как осуществлялась оплата (авансом или после получения продукции, оприходования стоимости работ, услуг), стоимость полученного имущества (работ, услуг) должна отражаться в кредите счета 3310. В кредит счета 3310 относится сумма, указанная в расчетных документах, в пределах принятых к оплате (акцептованных) сумм. К счету 3310 «Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам»» можно открыть субсчета: «Расчеты по авансам выданным», «Расчеты по векселям выданным» и др. Количество субсчетов, их названия организация должна определить самостоятельно и закрепить это в учетной политике.

Основанием для оформления операций по счету 3310 «Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам»» являются надлежащим образом оформленные первичные оправдательные документы.

Основанием для принятия на учет кредиторской задолженности перед поставщиками являются расчетные документы:

· акт приема-сдачи выполненных работ и оказанных услуг, подписанный полномочными представителями, заверенный печатями и утвержденный в установленном порядке;

· счет-фактуру, выписанный поставщиком, в соответствии с требованиями законодательства РК;

· счета на оплату;

· контрольную карточку на оплату;

· товарно-транспортные накладные,

· приходные ордера,

· приемные акты

· иные первичные документы, предусмотренные нормативно-правовыми актами РК

· (счета, счета-фактуры) и документы, свидетельствующие о факте свершения сделки (товарно-транспортные накладные, приходные ордера, приемные акты, акты о выполнении работ и услуг).

Любая хозяйственная операция должна быть оформлена первичным документом, который служит основанием для отражения ее в бухгалтерском учете.

Движение товара от поставщика к потребителю оформляется товаросопроводительными документами, предусмотренными условиями поставки товаров и правилами перевозки грузов (накладной, товаротранспортной накладной, железнодорожной накладной, счетом или счетом-фактурой). Накладная в торговой организации может выступать как приходным, так и расходным товарным документом, должна выписываться материально ответственным лицом при оформлении отпуска товаров со склада, при принятии товаров в торговой организации. Количество оформляемых экземпляров в накладной зависит от условий получения товара покупателем, вида организации поставщика, места передачи товара и т.д

Товарно-транспортную накладную выписывают при доставке товаров автомобильным транспортом. Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов: товарного и транспортного. В зависимости от особенностей товаров к товарно-транспортной накладной могут прилагаться другие документы, следующие с грузом. При доставке товаров железнодорожным транспортом в качестве сопроводительного документа выступает железнодорожная накладная. К железнодорожной накладной могут быть приложены спецификации и упаковочные листы, о чем делается отметка в накладной. Если товар отправлен по железной дороге в контейнерах, то оформляется «Накладная на перевозку груза в универсальном контейнере»

Основным документом по расчетным взаимоотношениям с поставщиками является счет-фактура. Ее выписывает поставщик на отпускаемые (отгружаемые) товарно-материальные ценности. В документе заполняются следующие реквизиты: поставщик и его адрес, номер расчетного счета в банке по его местонахождению, дата и др. В нем указывают наименование отгруженных ценностей по их видам, единицу измерения, количество, цену и сумму, а также сумму, на которую отпущено всего товаров. Для оплаты поступающих товаров может быть использован счет, содержание которого аналогично счету-фактуре. Счет выписывается поставщиком на поставляемую партию товара и является основанием для оплаты товара.

Счета-фактуры поставщиков тщательно проверяют с точки зрения правильности заполнений всех реквизитов, применяемых цен, таксировки, и после проверки соответствия количества поступивших грузов количеству, указанному в счете-фактуре, их принимают к записям в бухгалтерском учете. В случае несоответствия полученных ценностей с данными счета-фактуры предъявляют претензию поставщику.

Когда счет поставщика был акцептован и оплачен до поступления груза, а при приемке на склад поступивших товарно-материальных ценностей обнаружилась их недостача сверх предусмотренных в договоре величин против отфактурованного количества, а также если при проверке счета поставщика или подрядчика (после того, как счет был акцептован) были обнаружены несоответствие цен, обусловленных договором, а также арифметические ошибки, счет 3310 кредитуется на соответствующую сумму в корреспонденции со счетом 1280 «Прочая дебиторская задолженость» (субсчет «Расчеты по претензиям»).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: