Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При организации и планировании времени, необходимого для изучения тем, рекомендуется ориентироваться на положения данной учебной программы.

Темы дисциплины подразумевают самостоятельную работу студентов с российскими и международными нормативными и правовыми документами, перечень которых представлен в данной Программе в списке рекомендованной литературы

Последовательность освоения студентами материала дисциплины отражена в нумерации тем.

Прежде, чем начать работу над дисциплиной, рекомендуется познакомиться со сведениями об ее целях, задачах, а также со структурой Программы.

Успешное овладение знаниями по дисциплине предполагает постоянную и кропотливую работу на лекционных, семинарских занятиях и на самоподготовке.

Систематизированные основы научных знаний по изучаемой дисциплине закладываются на лекционных занятиях, посещение которых учащимися обязательно. В ходе лекции студенты должны внимательно следить за ходом изложения материала лектора, аккуратно вести конспект. Конспектирование лекции – одна из форм активной самостоятельной работы, требующая навыков и умений кратко, системно, последовательно и логично формировать положения тем. «Международное право» как дисциплина имеет свою терминологию, свой специфический категориальный аппарат, которым должен умело владеть студент в ходе конспектирования. Неясные моменты выясняются в конце занятия в отведенное на вопросы время. Рекомендуется в кратчайшие сроки после ее прослушивания проработать материал, а конспект дополнить и откорректировать. Последующая работа над текстом лекции воспроизводит в памяти ее содержание, позволяет дополнить запись, выделить главное, творчески закрепить материал в памяти.

При изучении дисциплины важное внимание уделяется самостоятельной работе по подготовке к семинарам, имеющим целью углубленное изучение учебной дисциплины, привитие обучающимся навыков самостоятельного поиска и анализа необходимой информации, умения активно участвовать в творческой дискуссии, выработку навыков в практическом овладении учебными вопросами. Для качественной подготовки к семинарам необходимо самостоятельно изучить соответствующие конституционные нормативно-правовые акты. Для этого нужно воспользоваться специальными сборниками, указанными в списке рекомендованной литературы. При раскрытии содержания международно-правовых норм можно воспользоваться юридическими словарями. На семинарских занятиях студент имеет возможность показать и проверить глубину освоения материала, знание категорий и умение пользоваться приобретенными знаниями для аргументированной и доказательной собственной оценки процессов в конституционных отношениях. Качественная подготовка к этим видам занятий и активное участие в них позволяет учащимся своевременно и основательно подготовиться к рубежному и итоговому контролю. При подготовке к семинарским занятиям необходимо готовиться по всем вопросам плана данного занятия, а затем активно в нем участвовать. Эффективность подготовки к семинарским занятиям и освоения материала в целом значительно возрастает, если студент при подготовке и в ходе самого семинара, выступая с докладом, готовит и использует мультимедийные средства, демонстрируя слайды и презентации. Докладываемый материал должен иллюстрироваться не только наглядными средствами, но и примерами из текущей международной жизни, дипломатической практики.

 

Анализ текста — процесс получения высококачественной информации из текста на естественном языке. Как правило, для этого применяется статистическое обучение на основе шаблонов: входной текст разделяется с помощью шаблонов, затем производится обработка полученных данных.

Научная статья — это законченное и логически цельное произведение, посвященное конкретной проблеме.

Научная статья должна отвечать следующим принципам:

  1. Название статьи отражает основную идею ее содержания.
  2. После названия статьи в первом верхнем углу первого листа пишутся инициалы и фамилия автора, иногда указывается город или вуз.
  3. Статья обязательно должна завершаться четко сформулированными выводами.

Реферат — письменный доклад или выступление по определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников.

Реферат имеет определенную композицию:

1. Вступление. Во вступлении обосновывается выбор темы, могут быть даны исходные данные реферируемого текста (название, где опубликован, в каком году), сообщены сведения об авторе (Ф. И. О., специальность, учёная степень, учёное звание), раскрывается проблематика выбранной темы.

2. Основная часть. Содержание реферируемого текста, приводятся основные тезисы, они аргументируются.

3. Вывод. Делается общий вывод по проблеме, заявленной в реферате.

Реферат имеет следующие признаки:

  1. содержание реферата полностью зависит от содержания реферируемого источника;
  2. содержит точное изложение основной информации без искажений и субъективных оценок;
  3. имеет постоянные структуры.

 

Составление текста -объединение какие-либо идей, создавая из них целостный текст, новую сущность; ставить одно с другим рядом, вместе; снимая что-либо с одного места, ставить на другое, обычно более низкое, переставлять сверху вниз; образовывать какое-то количество.

Подготовка проекта нормативного правового акта может включать:
1. рассмотрение нормотворческого предложения и принятие решения по подготовке проекта;
2. организационно-техническое и обеспечение его подготовки;
3. сбор необходимых материалов и информации;
4. разработку концепции проекта;
5. составление текста проекта;
6. согласование проекта.







Внеаудиторная контрольная работа студентов – планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Решение творческо-поисковых заданий направлены на применение знаний, умений и навыков в нестандартных ситуациях, требующих сочетания логического анализа и интуиции.

Эссе студента - это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем). Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме. В зависимости от специфики дисциплины формы эссе могут значительно дифференцироваться. В некоторых случаях это может быть анализ имеющихся статистических данных по изучаемой проблеме, анализ материалов из средств массовой информации и использованием изучаемых моделей, подробный разбор предложенной задачи с развернутыми мнениями, подбор и детальный анализ примеров, иллюстрирующих проблему и т.д

Библиографический список — это обязательный элемент библиографического аппарата, который содержит библиографические описания использованных источников и помещается после заключения.

Используются следующие способы построения библиографических списков:

1. алфавитный;

2. хронологический;

3. систематический;

4. последовательный (в порядке первого упоминания публикации в тексте и) др.

 

Алфавитный, т.е. расположение библиографических описаний в строгом алфавитном порядке авторов и заглавий публикаций (если фамилия автора не указана, либо авторов четыре и более). Работы одного автора располагают по алфавиту названий работ, работы авторов-однофамильцев — по алфавиту инициалов. Подобный способ группировки оправдан, когда количество источников в составе списка не превышает нескольких десятков. По этой причине им часто пользуются авторы небольших письменных работ. Не следует в одном списке смешивать разные алфавиты. Иностранные источники обычно размещают по алфавиту после перечня всех источников на языке письменной работы.

В хронологическом порядке материал располагается по годам публикаций, а в каждом году — по алфавиту авторов или названий книг. Хронологический порядок позволяет показать историю изучения какого-либо вопроса. Обратнохронологическое расположение рекомендуется для работ, в которых основное внимание уделено современному состоянию вопроса.
При систематическом расположении литературы библиографические описания располагаются по отраслям знаний, отдельным вопросам, темам в логическом соподчинении отдельных рубрик. Систематические разделы лучше устанавливать в соответствии с главами рукописи или важных проблем темы. Литературу общего характера, относящуюся к теме в целом, целесообразно выделять в особый раздел.
Расположение литературы в порядке первого упоминания в тексте используется довольно часто. Однако такое расположение делает список трудно используемым, т. к. в нем сложно просмотреть охват темы, по нему трудно проверить, на какие работы данного автора есть ссылки в материале. Список, составленный таким образом, будет неполным, так как включает только литературу, упоминаемую и цитируемую в тексте, и не отражает других использованных работ.
Во всех библиографических списках использованной литературы применяется сквозная порядковая нумерация.
При составлении списка использованной литературы необходимо выделить из общего массива записей следующие классы документов:

  1. документы, формирующие методологическую базу исследования;
  2. официальные документы (государственные, документы общественных организаций, массовых движений и политических партий);
  3. документальные источники, составляющие базу исследования. Статистические сборники, ежегодники и прочие материалы статистических органов. Материалы социологических исследований в хронологическом порядке;

4. перечень отечественной и зарубежной литературы по теме

Составление таблицы, схемы – группировка материалов какой-либо темы по каким-либо критериям.

 

Подготовка презентации -составление качественного информационного инструмента, позволяющего пользователю активно взаимодействовать с ним через элементы управления. Цель мультимедийной презентации — донести до целевой аудитории полноценную информацию об объекте презентации в удобной форме.

 

Решение задач — проблемная ситуация с явно заданной целью, которую необходимо достичь; в более узком смысле задачей также называют саму эту цель, данную в рамках проблемной ситуации, то есть то, что требуется сделать.

Обзор научной литературы -изучение научных работ различного вида, а также учебных пособий по определенной тематике с целью их анализа ил и получения определенных знаний, выявления закономерностей.

 

Составление схемы-конспекта обеспечивает:

1. обязательное изучение текста и /или других научно-практических материалов по каждой теме, их переосмысление, активное размышление на заданную тему;

2. овладение профессиональной терминологией по теме;

3. развитие умений компрессии текста, выделения главного и второстепенного;

4. развитие умений представления вербального текста в виде схем или таблиц, что необходимо для формирования научно-исследовательской деятельности.

 

Составление юридических документов предполагает знание современного законодательства, владение особым «юридическим языком», позволяющее грамотно и доступно сформулировать правовую мысль в тексте документа.
правового документа и указать на те действия, которые необходимо совершить

 

Составление казусов, задач, кейсов -творческая активность студентов, целью такой формы работы является углубление знаний учащихся, а также развитие умений применять их на практике.

 

Кейс – это головоломка, части которой нужно сложить, чтобы получить представление о том, что представляет собой ситуация, привлекшая ваше внимание. Главное, что необходимо помнить при составлении кейса - то, что он должен заключать в себе проблему, которую следует всесторонне изучить, пранализировать и предложить определенное решение, обоснованное рядом условий и критериев.

 

Казус -один из видов правых задач, основную его часть составляет какя-либо определенная ситуация, которую необходимо разрешить студенту, применив определенные знания

 

Подготовка терминологического словаря – составление и разъяснение понятий (терминов).

Сравнительный анализ нормативных документов – сравнение нормативных документов по каким-либо критериям. Работа с нормативно-правовыми актами – умение дать комментарии к пунктам нормативно-правового акта, правильное его применение.

Доклад или отчёт — один из видов монологической речи, публичное, развёрнутое, официальное, сообщение по определённому вопросу, основанное на привлечении документальных данных.

Цель доклада — информирование кого-либо о чём-либо. Тем не менее доклады могут включать в себя такие элементы как рекомендации, предложения или другие мотивационные предложения.







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: