На основе анализа производственно-хозяйственной деятельности, проведенного во второй главе, установлено, что в отчетном году объем перевозок снижается как по сравнению с базовым периодом, так и с предыдущим. Наблюдается рост операционных расходов на 23,79% по сравнению с базовым годом и на 12,5% по сравнению с предыдущим годом. При этом наибольшую долю расходов в общем объеме расходов составляет фонд оплаты труда, который в отчетном году составил 43,2%.
В связи с этим для повышения эффективности работы предприятия, в частности для снижения эксплуатационных расходов (заработной платы), мы предлагаем:
- ввести в эксплуатацию устройство-сигнализатор приближения поезда "Сигнализатор-П»;
- осуществлять ручную пневматическую продувку выключателей.
Для достижения этих целей необходимо рассчитать единовременные затраты, текущие эксплуатационные расходы и экономический эффект от планируемой деятельности.
Данные для расчетов вышеуказанных показателей взяты из информации технико-экономического отдела ПЧ-12. Когда бригада работает на железнодорожных путях, на каждом конце рабочей площадки размещается сигнальщик, предупреждающий о приближении подвижного состава.
Рекомендуется приобрести и ввести в эксплуатацию приборы-сигнализаторы приближения поезда, предназначенные для оповещения работников ремонтных бригад, работающих на железных дорогах, о приближении подвижного состава, движущегося со скоростью до 140 км/ч, не менее чем за 50 С. Внедрение этого устройства повлечет за собой сокращение числа связистов и, соответственно, экономию на заработной плате и социальных взносах.
Устройство «Сигнализатор-П» обеспечивает безопасность работников при проведении профилактических и ремонтных работ на железнодорожных путях перегонов и других объектах железнодорожного транспорта.
Изделие применяется в качестве переносного устройства у путевых ремонтных бригад при проведении профилактических и ремонтных работ на железнодорожных путях перегонов и других объектах железнодорожного транспорта.
Сигнализатора обнаруживает и принимает виброакустические колебания, которые исходят от объектов на дистанции пути, и которые передаются по железнодорожному полотну, и формируют периодические тональные звуковые и световые сигналы оповещения. Исходящий звуковой сигнал – это периодический сигнал с частотой 3200±200 Гц, длительностью 1,5 с и периодом 3 с. За звуковым сигналом следует оптический сигнал ярко-синего цвета, они синхронно сигнализируют о приближении состава.
Возможности сигнализатора позволяют произвести, регистрацию и анализ виброакустического сигнала, который появляется в рельсе в от движения состава (диапазон скорости от 25 до 140 км/ч). Что за собой ведет к включению звуковых видимых и электрических сигналов, которые могут быть переданы по любому из радиочастотных каналов для работников ремонтных бригад не менее чем за 50 секунд до подхода подвижного состава к месту установки сигнализатора.
Сигнализатор работает от аккумуляторной батареи (аккумуляторной батареи) напряжением 12-16,6 В. Потребляемый ток от источника питания не более 0,5 А.
По режиму функционирования изделие относится к классу по ГОСТ 27.003 (изделие многократного использования), по безотказности – к классу H2 по ОСТ 32.146-2000, а по жесткости электромагнитной обстановки изделие относится к классу жесткости III по ГОСТ Р 50656-2001.
Подпускаемым механическим и климатическим воздействием изделие выдерживает температуру 55 градусов выше нуля (предельное значение – 60) и 45 градусов ниже нуля (предельное значение – 45). В соответствии с классом защиты IP54 по ГОСТ 14254 устройство обладает пыле- и водонепроницаемостью. Электробезопасность изделия соответствует классу III по ГОСТ 12.2.007.0 и ОСТ 32.146-2000. Также сигнализатор соответствует требованиям помехоустойчивости и помехоэмиссии, установленными ГОСТ Р 50565-2001 и ОСТ 32.146-2000 с критерием качества функционирования «А» (нормальное функционирование в соответствии с ТУ).
Действия обслуживающего персонала при выполнении задач использования изделия в рабочем режиме при нормальных условиях эксплуатации сводятся к контролю в соответствии со следующими инструкциями:
-. представитель завода-изготовителя обязан обеспечить подготовку ответственного лица (лиц) по организации эксплуатации на уровне дистанции пути;
- необходимо организовать и обучить руководителей работ основам использования изделия "сигнализатор-п" при работе на железнодорожных путях, в соответствии с инструктивными документами, а также довести до них информацию о разметке участков пути дистанции, на которых имеются ограничения по использованию изделия, в соответствии с инструкцией по применению;
- необходимо обучить всех монтажников пути основам работы с изделием, с демонстрацией всех сигналов, подаваемых изделием, и подробным объяснением действий по сигналам, подаваемым изделием;
- необходимо перенести продукцию на участки трассы и возложить ответственность за техническое состояние детекторов и организацию работы с продукцией непосредственно на участках трассы;
- необходимо скорректировать должностные обязанности лиц, ответственных за техническое состояние и организацию работ с использованием продукции.
Сигнализатор функционирует на прямых и кривых участках железнодорожного пути, оборудованных рельсами типа Р65 и Р75, любыми шпалами, любым типом балласта, бесстыковом пути, с изолирующими стыками, на участках дорог с автономной тягой и с электротягой на постоянном и переменном токе.
Устройство не рассчитано для применения на участках железных дорог, где между местом его установки и расчетной точкой обнаружения подвижного состава имеются стрелочные переводы, глухие пересечения, мосты, путепроводы, виадуки, тоннели и эстакады, отделенные с обеих сторон уравнительными стыками.
Устанавливать изделие необходимо либо перед стыком со стороны приближающегося поезда, что более предпочтительно, либо на расстоянии не менее 5 метров от ближайшего стыка.
Позиционирование узла виброакустического датчика должно осуществляться ближе или к середине между соседними стыками.
Минимальное расстояние от места установки сигнализатора до расчетной точки обнаружения подвижного состава приведено в таблице 3.1.
Таблица 3.1 – Минимальное расстояние
| Разрешенная скорость, км/ч | Расстояние от места установки сигнализатора до неоднородности пути, м |
| 25 | 400 |
| 40 | 600 |
| 60 | 900 |
| 80 | 1200 |
| 100 | 1500 |
| 120 | 1800 |
| 140 | 2100 |
Перед установкой изделия необходимо осмотреть место. В случае необходимости произвести очистку места от снега, ржавчины, ГСМ с помощью скребка, входящего в комплект изделия и находящегося в кейсе.
Установка сигнализатора производится на шейке одного из рельсов железнодорожного пути с помощью крепежного магнита.
Рисунок 3.1 наглядно демонстрирует установку изделия на рельс.

Рисунок 3.1 – Установка изделия на рельс
После установки необходимо перевести сигнализатор в режим «Тест», при этом изделие должно подать видимый и звуковой сигналы, прекращение их подачи по истечению 15 секунд будет означать успешное прохождение режима.
Дальнейшая подача сигнала «Ожидание» будет свидетельствовать об исправности изделия.
Датчик изделия начинает воспринимать и преобразовывать в электричестве механические воздействия, возникающие в рельсе при движении поезда. При приближении поезда включается видимая и звуковая сигнализация в режиме «Оповещение», оповещая о приближении поезда.
Ложные срабатывания об оповещении не являются в общем случае неисправностями. Необходимо выяснить причину и переставить изделие на рельс, на котором не ведется работа, или отнести сигнализатор и установить на рельс дальше от места работ.
В режиме «Ожидание» с помощью кнопки можно проверить степень заряда аккумулятора в процентах.
При разряде батареи ниже допустимого уровня изделие формирует звуковой сигнал «Разряд батареи».
При неисправном состоянии или при нарушении крепления к рельсу изделие работает в режимах «Авария» и «Авария отсутствие сигналов». Эти случаи считаются аварийными и работа с сигнализатором запрещена.
При необходимости формирования дополнительного звукового и видимого сигналов оповещения есть возможность подключения внешних устройств.
Транспортирование сигнализатора до места работы производится в кейсе, который входит в комплект.
Просмотр архива событий можно выполнить как на месте проведения работ, так и в помещении. Модификация архива в изделии любыми программными средствами невозможна. Во время просмотра архива самодиагностика изделия и определения его контакта с рельсом не производится, архив изделия не пополняется.
Периодичность специализированного ежегодного технического обслуживания изделия составляет 1 раз в год. Отметка о проведении технического обслуживания должна вноситься в раздел «Учет технического обслуживания» формуляра на изделие.
При регулярном техническом обслуживании изделия выполняются следующие планово-профилактические работы:
- внешний осмотр и удаление пыли с изделия;
- проверка и замена аккумуляторов;
- контроль работоспособности оборудования.
В ходе внешнего осмотра должно выявляться отсутствие внешних повреждений.
Ремонт изделия и входящих в комплект поставки составных частей производится только на предприятии-изготовителе или в сервисных центрах, аттестованных на право проведения ремонта.
Восстановление работоспособного состояния изделия в ходе эксплуатации производится заменой отказавших устройств или составных частей.
Отметка о проведении ремонта путем замены должна вноситься в раздел «Учет выполнения работ» формуляра на изделие.
Утилизация должна производиться по правилам и в порядке, установленном эксплуатирующей организацией, согласно инструкции ЦФ/4670 или документу ее заменяющему.
Порядок расчета экономической эффективности изделия «Сигнализатор-П» был произведен по данным, представленных техническим отделом ПЧ-12.
Заработная плата одного сигналиста составляет 38721,8 руб./мес.
Стоимость одного изделия с учетом транспортных расходов составляет 278725 руб. Всего для ПЧ-12 планируется приобрести 2 сигнализатора и сократить 2 сигналиста.
Для обучения персонала планируется заключить договор с Иркутским дорожным центром обучения, расходы по которому составят:
25000 рублей.
Таким образом, расчет единовременных затрат будет производиться по формуле (3.1)
К= Ц*n+Зоб, (3.1)
где, Ц – стоимость изделия, руб.,
n – количество изделий, шт.,
Зоб – затраты на обучение персонала, руб.
Таким образом, единовременные затраты составят.
К=278725∗2+25000=582,450 тыс. руб.
Ремонт и техническое обслуживание одного сигнализатора по данным завода-изготовителя на 01.01.2020 составляет 83616 рублей в год.
Срок полезного действия изделия – 7,1 год. Соответственно норма амортизации составит 14,08%.
Расчет амортизационных отчислений за один год производится по формуле (3.2)
АО=Ц∗n∗0,1408, (3.2)
где Ц – стоимость изделия, руб.,
n – количество изделий, шт.
АО=278725∗2∗0,1408=78488,96 руб.
Таким образом, сумма текущих расходов будет рассчитывается по формуле (3.3)
Этек=Зрем,то∗3+АО, (3.3)
где Зрем,то – затраты на ремонт и техническое обслуживание, руб.,
АО – амортизационные отчисления руб.
Этек=83616∗2+78488,96=245,721 тыс. руб.
Экономия расходов по оплате труда определяется по формуле (3.4)
ЭФОТ=ЗП*n*12, (3.4)
где ЗП - заработная плата, руб,
n- количество сигналистов, чел.
ЭФОТ=38721,8*2*12=929,323 тыс. руб.
Экономия расходов от отчислений на социальные нужды рассчитывается по формуле (3.5)
Эсоц= Эфот*0,304, (3.5)
Эсоц=929,3232*0,304=282,514 тыс.руб.
Общая экономия расходов рассчитывается по формуле (3.6)
Эобщ= ЭФОТ+ Эсоц,, (3.6)
Эобщ=929,323+282,514=1211,837 тыс.руб.
Годовой экономический эффект от ввода в эксплуатацию сигнализатора можно рассчитать по формуле (3.7)
∆Э= Эобщ – Этек (3.7)
∆Э=1211,837−245,721 =966,166 тыс. руб.
Рассчитаем экономическую эффективность данного решения через срок окупаемости, который определяется по формуле (3.8)
Т=КЭ⁄, (3.8)
где К – единовременные затраты на сигнализатор, руб.;
Э – экономический эффект, руб.
Т=582,450 966,166⁄=0,6 года
Срок окупаемости составит 0,60 года или 7,2 месяца, что говорит об экономической целесообразности внедрения проекта.






