Билет №19: Теория прогресса Кондорсе: «Эскиз»

В «Эскизе» К. делает попытку установить закономерности развития истории, её основные этапы, движущие силы исторического процесса. «Эскиз» проникнут пафосом безграничного совершенствования знаний и способностей человека. Его конечная цель – показать, что нет никакого предела в развитии человеческих способностей и единственные границы – длительность существования планеты. В отличие от Руссо Кондорсе считал переход от первобытнообщинного строя к цивилизации не вырождением человечества, а его движением к совершенству; знания не только никогда не развращали людей, а, напротив, способствовали исправлению или смягчению нравов.

К. – один из основоположников идеи исторического прогресса. Разделил всю историю человечества на 10 этапов, где 10-й – будущее человечества, эпоха, которая должна наступить после Французской революции – «царство разума». Для улучшения состояния человечества в будущем необходимо: уничтожение неравенства между нациями, социальное равенство, совершенствование человека (разум). Различия между правами, равенством обусловлены 3 причинами: неравенством богатства, неравенством между состоянием человека, неравенством образования. Необходимо, чтобы эти три рода неравенства беспрестанно уменьшались, т.к. исчезнуть они не могут, потому что их причины естественны и необходимы (естественное различие способностей между людьми). Причины равенства не действуют изолированно; они соединяются, смешиваются. Если образование равномерно распространено, оно порождает равенство в промышленности и отсюда – в богатстве; и равенство богатства неизбежно способствует равенству образования. Правильное руководимое образование смягчает естественное неравенство способностей и не допускает его укрепления, подобно тому как хорошие законы ослабляют естественное право.

Равенство образования и равенство между нациями способствуют ускорению движения наук, т.к. их прогресс зависит лишь от большего числа повторенных наблюдений, распространенных на более обширную территорию. Вместе с научными методами, совершенствуются процессы искусств, за прогрессом которых следует то, что каждый из людей будет занят менее тяжелым трудом и будет питаться более целесообразно, тем самым лучше удовлетворяя свои потребности.

Более выгодная соразмерность между способностями человека и его потребностями => к большей сумме наслаждений => возрастанию численности людей и целью людей по отношению к сущ-вам еще не родившемся, будет заключаться не в том, чтобы просто дать им жизнь, а чтобы дать им счастье – общее благосостояние человеческого рода.

Наиб. важный для общего счастья результат прогресса человеческого разума – полное разрушение предрассудков, создавших неравенство прав между полами и проч. Наиб. просвещенные народы научатся рассматривать войну как наиб. губительный бич. Народы узнают, что они не могут стать завоевателями, не потеряв своей свободы. Они должны искать безопасности, а не могущества.

2 средства, влияющие на совершенствования промышленного искусства и наук:

1) Более широкое и совершенное употребление технических методов – искусство соединять большое кол-во объектов, видеть их отношения, быстро замечать сочетания и легче образовывать новые;

2) Образование всемирного языка (научного, т.к. нынешний научн. язык порождает неравенство) – язык, который выражает знаками реальные предметы, которые, заключая в себе простые и общие идеи, находятся в уме каждого человека.

Т.о., прогресс обеспечит равенство наций, устранит классовые различия, будет способствовать общему умственному, нравственному совершенствованию. Будет закончена эксплуатация отсталых народов, европейцы будут скорее старшими братьями, чем господами эксплуатируемых народов. Свобода выбора профессии, страхование для больных и пожилых людей, запрет войн, ликвидация нищеты, роскоши, равные права для женщин и мужчин, всеобщее образование создадут одинаковые шансы для всех. «Придет время, когда солнце будет освещать только мир свободных людей, не признавать над собой никакого господина, кроме своего разума…».

Мнение интернета:

Кондорсе полагал, что развитие человечества зиждется, прежде всего, на индивидуальной свободе и равенстве каждого человека, и всеобъемлющая гуманизация, в том числе гуманизация регулирующих общество и жизнь индивидов юридических законов, – один из важнейших критериев прогресса. Однако сам прогресс происходит посредством развития не индивидуального, а коллективного разума, впитывающего в себя достижения человечества на определённом историческом этапе.

В исторической картине человечества Кондорсе выделил десять эпох, использовав как основу для периодизации не привычный принцип хронологии, а включение в общественную жизнь нового процесса или фактора, который, по его мнению, каждый раз выводил прогресс разума на качественно новый уровень, на вышестоящую ступень на лестнице развития. При этом всего восемь эпох являются историческими и основываются на констатации определённого генерального события или процесса.

Эпоха №1. Образование племен.

Соединение людей из групп людей, в том числе семейных, в племена в ходе развития производства и распределения труда, изобретения орудий труда и зарождения астрономии. В этой эпохе Кондорсе отмечает образование групп людей, которые считались хранителями научных основ и религиозных церемоний.

Эпоха №2. Переход от пастушеского состояния к земледелию.

Развитие навыков в кормлении и разведении домашних животных и увеличение численности племён; освоение земледелия, которое становится основным и наиболее насыщенным источником существования человечества, его главным занятием. В то же время в эту эпоху появляется рабство и политическое неравенство взрослых людей, развивается искусство управления человеческим разумом посредством введения его перманентное состояние страха и наивности.

Эпоха №3. Прогресс земледельческих народов.

Производство человека совершенствуется, общественные отношения с появлением института собственности усложняются, что вызывает необходимость в более проработанном законодательстве. Создаются новые формы государственного устройства, впоследствии выросшие в республики; зарождается класс наследственного дворянства и вместе с ними происходит генезис феодализма. В науках происходит медленный, но верный прогресс: к наблюдению природы добавляется изучение общества и человека, развивается астрономия.

Эпоха №4. Прогресс человеческого разума в Греции.

В Греции науки не обладали элитарным статусом, поэтому у жрецов не было гносеологической монополии: они занимались обрядами богослужения, а все люди пользовались равным правом осуществлять познание. Данное обстоятельство и позволило грекам приобрести независимость прогресса человеческого разума, тем самым существенно его ускорив.

Однако вместе с развитием геометрии, политики и астрономии, осуществлённым философами, познание плутало в поисках тайн происхождения мира и человека.

Эпоха №5. Прогресс наук.

После обширной деятельности разума Аристотеля стало общепринятым делить и разграничивать объекты познания, пределы научных изысканий. Однако блеск философии впоследствии исчез вместе со свободой, поскольку перенявшим на европейской арене пальму первенства воинственным римлянам просвещение и вопросы бытия казались далеко не первичными.

Эпоха №6. Упадок просвещения.

Глубокий мрак ночи – невежество, жестокость, теологические бредни и суеверные обманы; Европа сдавлена между тиранией духовенства и военным деспотизмом; основные свойства законодательства – запутанность и варварство. 

Эпоха №7. Возрождение наук.

Жадность и нетерпимость духовенства и фанатичная воинственность полководцев не могли помешать духу свободы прогрессировать тайно. Возникало целое сословие мирных людей, отвергавших закостеневшие суеверия.

Также в эту эпоху были сделаны ключевые для дальнейшего мирового прогресса изобретения: европейцы познали свойство магнитной стрелки, освоили компас – и человек смог объять взором весь земной шар и невиданно развить торговлю; смесь серы с воспламеняющимся веществом открыла секрет пороха, перевернув военное искусство и сделав войну менее жестокой, – просвещённые народы перестали бояться варваров с их слепой храбростью.

Заменявший собой авторитет разума авторитет людей стал постепенно ослабевать. Общий характер этой эпохи подготовил человеческий разум к перевороту, который вызвало книгопечатание.

Эпоха №8. Книгопечатание.

Революционным следствием появления книгопечатания выразилось в том, что просвещение стало предметом повсеместной и деятельной торговли; народное образование было освобождено от политических и религиозных цепей.

Эпоха №9. От Декарта до образования Французской республики.

Данная являлась настоящим для Кондорсе, эпохой, когда человеческий разум окончательно разбил свои цепи и приобрёл свободу.

Говорится о принятии прав человека, уменьшение религиозных притеснений и просвещении. Прогресс философии повлиял на общественное мнение, а оно на народы и их повелителей. Это произвело переворот, который должен был стать залогом революции (которая охватит большинство человеческого рода).

Кондорсе пишет, что дошли наконец до осознания важности человеческих прав. И что именно для поддержания и гарантии этих прав создаются государства.

Говорит о равенстве всех и равенстве всех прав. Истина принимается мнением большинства, но большинство - это не все. Права должны быть и исполняться для всех одинаково. А не отдельно в зависимости от расы, религиозной конфессии, профессии, богатства, иначе эти права буду вступать в конфликт между собой.

Говорит о методе Локка. Каждое ощущение подвергается анализу. А каждая идея, прошедшая через анализ и названная словом, не дает нам запутаться в море этих идей. Этот метод вскоре стал универсальным орудием не только для философии, но и для других наук. Это был шаг философии, который не позволил бы больше вернуться к прежним заблуждениям и невежеству.

Появилась ложная философия, которая быстро распространилась. Она утверждала, что просвещение не только бесполезно и невозможно, оно еще и опасно для человеческого счастья. В противовес ей появилась учение о способности человеческого рода неограниченно совершенствоваться.

Ясно, что все это неминуем вело к революции. Тогда мир впервые увидел, как народы освобождались от своих цепей и создавали себе законы, которые наиболее способны сделать людей счастливыми. Стало понятно так же, что вскоре, эта революция захватит и Европу.

Эпоха № 10. О будущем прогрессе человеческого разума.

Тот путь, что ждёт развивающийся разум человечества впереди, на более высоких ступенях бесконечной лестницы. Выделение десятой эпохи можно считать достаточно условным, поскольку представляется затруднительным предугадать ключевые факторы, которые будут существенным катализатором прогресса в будущем.

Кроме того, идея регресса отвергается Кондорсе как невозможная и несовместимая с человеческой разумной сущностью; при определённых факторах может случиться стагнация либо чрезвычайно медленное продвижение, но движение вспять никогда не произойдёт.

Он говорит о том, что надежды на будущее состояние человеческого рода сводятся к трем важным положениям:

1) Уничтожение неравенства между нациями

2) Прогресс равенства между классами одного народа

3) Действительное совершенствование человека

Он говорит о скором быстром падении восточных религий. Что тирания нигде не сможет удержаться. Взаимные потребности народов сблизят их и приведут к равенству. Тогда не будет иного господина, кроме разума. Приводит пример, что прогресс греков погиб для других наций, потому что не было сообщения между народами и было господство тирании Римской империи.

Как уже было упомянуто, в совокупности с тем, что один из основных критериев прогресса – свобода индивида, рассматривался тезис о всеобщем формальном равенстве: независимо от нации, социального положения, пола. Разум у всех является одинаковым. Обсуждение вопроса о тождественности прав и свобод женщины и мужчины Кондорсе считал излишним, поскольку идея подлинного всеобщего равенства поглощает в том числе и гендерный вопрос.

Сам же механизм поступательного движения прогресса состоит из двух основных элементов.

 Принцип №1:

Научная деятельность, связанная с наблюдениями, открытиями, умозаключениями, – информация, получаемая эмпирическим и рациональным путём. Один из главных методологических инструментов лежит в области математики, поскольку математические методы являются наиболее точными и вследствие этого максимально универсальными. Ведь совершенно не случайно Кондорсе небезуспешно обосновывал и объяснял общественные процессы с помощью математики, чем изначально и приобрёл известность.

Безусловно, физико-математический приоритет не должен оставлять без внимания исторические науки.

Принцип №2:

Перманентная борьба общественного сознания с философскими, политическими, религиозными и иными предрассудками, которые угнетают науку, разум и свободу человека и в своих, как правило, низменных целях сводят прогресс к минимуму. Человеческий разум неизбежно должен бороться с данными деструктивными явлениями, а образование и просвещение должно распространяться на максимально широкий круг людей.

В следствие выше сказанного, вполне закономерным представляется вопрос о том, есть ли конец у данного поступательного движения, является ли лестница Кондорсе в своей конечности лестницей Иакова? Ответ даётся отрицательный. Как уже отмечалось, у человеческого разума отсутствуют пределы, и единственный относительно осязаемый результат – это признание, установление и закрепление естественных прав и свобод индивида в наиболее полном объёме. Движение же человеческого разума вперёд является бесконечным.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: