Отношение коренных испанцев к иммигрантам-мусульманам

        

     Активное обсуждение ведется не только среди политиков, но и среди ученых, в оно касается их отношения к исламу как религии, также к мусульманам. Лица, поддерживающие антимусульманскую позицию на испанскую историю, считают, что мусульмане - угроза для мирной жизни в Испании. Существует также противоположное мнение об исламе – они отстаивают толерантность к мусульманам, а также помочь им адаптироваться к западному образу жизни, которая характерна и для Испании.

    Среди сторонников первого направления является господствующей в коллективной памяти испанцев. Стереотипы, сформировавшиеся в средневековье. На мировоззрение мигрантов марокканского происхождения определяющую роль оказывают обострений противоречий между Испанией и Марокко. Главной причиной, которая провоцирует атмосферу недоверия и вражды к переселенцам прибывших из стран с преобладанием мусульманского населения, является конкуренция за рабочие места, страх потерять свою культурную самобытность и банальная ксенофобия.

    Это можно легко объяснить очень популярными взглядами на мусульманский мир, возникшими в эпоху великих географических открытий, начавшихся вскоре после Реконкисты. В соответствии с этим утверждением о том, что происходит примирение между мусульманской культурой и наукой, это закрытая и недоразвитая религия, которая предопределяет ее подчиненность, создание образа жизни всего иррационального и жестокого. Это порождает всевозможные идеи о том, что выходцы из мусульманских государств являются «второсортными», маргинальными людьми [51].

Испанские исследователи отмечают активное распространение недоверия и агрессии в отношении ислама как религии, а также в отношении мигрантов из мусульманских стран, которые не имеют глубоких корней и имеют основание на собственном жизненном опыте.

Фактор, который оказывает негативное влияние на социальные взаимодействия между христианами и мусульманами в Испании – проблема активного строительства мечетей и молитвенных домов. В средствах массовой информации Испании освещают массовые акции протесты, для того чтобы не возводились новые мечети на территории страны. В качестве организаторов подобных акций являются представители титульной нации. Подвалы домов или гаражи выступают качестве помещений для молитв, унижает честь и достоинство мусульман. В соответствии с мнением некоторых коренных жителей страны, мечети покрывают радикалов и веду пропагандистскую деятельность, направленную на дестабилизацию обстановки в Испании, несмотря на что это утверждение является не совсем верным [50].

    Полную картину о взглядах гражданам Испании к переселенцам марокканского происхождения, дает ответ на следующий вопрос: «Будете ли вы спокойно реагировать на то, что ваш сын или дочь заключат брак с гражданином этой страны?» более половины (54%) от всех принимавших участие в опросе положительно их гораздо меньше, чем доля тех, кто утвердительно ответил в отношении к гражданам ЕС, Латинской Америки и Восточной Европы (73, 69 и 68%).

    Не все мигранты марокканского происхождения в Испании проживают отдельно от других людей. Как правило они в тех же городских кварталах, что и коренные жители. Соответственно можно сформировать мнение, что в городах со смешанным населением в текущий момент времени образовался прототип будущего Испании. Ученые выделили основные модели взаимоотношений между представителями различных этнических групп: 1) совместное проживание; 2) сосуществование; 3) вражда.

    В реальной жизни в Испании скорее всего встретите все три модели, хотя доминирует сосуществование. В испанских городах местное население и мигранты-мусульмане проживают отдельными общинами, при этом не демонстрируется в открытую общественной напряженности, в их социальном взаимодействии наблюдаются прагматизм. [70, с. 154-156].

Многие представители коренного населения страны определяются интеграцию мусульман в их общество равносильно с ассимиляцией. Социологи обращают взор на то, что возрастает уверенность испанцев в том, что, по их мнению, если интегрировать мигрантов в их общество для того, чтобы они стали такие же, как и коренные жители, т.е. испанцами.

    Рост напряженности, который совпал с началом глобального экономического кризиса 2008 г., нанес серьезный удар по экономике Испании. По состоянию на 2012 г. безработица среди лиц трудоспособного возраста составлял 26%, Испания занимает позицию лидерство среди стран Западной Европы). В 2008 году 46% испанцев оценили количество мигрантов, проживающих в стране, как «чрезмерное», 31% – как «повышенное». По мнению около 19% респондентов, это «приемлемо», а 1% как «недостаточные». Среди испанцев в ежедневных разговорах о проблеме иммигрантов наиболее популярными словами в их повседневной жизни являются: «вторжение», «лавина», такие слова, как «мы становимся иностранцами».

     Отсутствие толерантности у ряда испанцев по отношению к мусульманам отражается в ущемлении их прав, например, при приеме на работу (неравенство возможностей с испанцами), чрезмерном использовании их труда, аренде жилье, есть препятствия для продвижения по социальной и карьерной лестнице. Африканские мигранты подвергаются нападениям на улицах, поджигая их дома. Также отмечены убийства иммигрантов [16].

    Преступления совершаются не только коренными испанцами, но переселенцами, которые проживают на территории страны. В 2004 г. испанскими полицейскими были задержаны 200,6 тыс. иностранцев. Больше всего правонарушений были совершили марокканцы (26,6 тыс. случаев). Марокканцы совершают с процентным соотношением 22,4% от общего числа нарушений закона [62].

    Теракты в Мадриде, которые были совершены в 2004 г. привело к усилению вражды некоторых местных жителей к переселенцам марокканского и алжирского происхождения. После совершенных серии взрывов испанские спецслужбы арестовывали марокканцев или алжирцев и предъявляли обвинение в совершении террористических актах, а также в связях с Аль-Каидой. Люди, выступающие против постоянной нарастающей волны миграции мусульман в Испанию, увидели в мигрантах из североафриканских и ближневосточных государств оппозицию, желающая воссоздать исламский халифат на испанской территории. В связи с этим мигранты марокканского происхождения организуют протестные акции, суть которых, что не все марокканцы являются террористами [56, с. 280].

     Самым сильным взрывом ксенофобии в современной Испании является расистский дискурс, открытый в населенном пункте Эль-Эхидо, которая находится в провинции Альмерия (5-7 февраля 2000 г.), которые спровоцированы убийством испанской девушки психически больным мигрантом из Африки в Эль-Эхидо привела к настоящей мусульманской охоте. В результате расизма сочувствующие протестующие избили и подожгли мои субсидии дома, а также затормозили и включили машины. По сути, полиция не принимала активного участия в подавлении акций протеста.

    Негативное отношение к мигрантам, их отказ в Испании на протяжении всей истории противопоставлялось более корректному восприятию представителей других национальностей, религий и рас, чему способствовал многонациональный характер государства, смешение разных народов в Пиренеях. В конце 1960-х – начале 1970-х гг., когда режим Ф. Франко начал свою либерализацию (хотя в ограниченном варианте) и особенно в демократический период традиция толерантности укрепилась. По результатам опросов можно сделать вывод, что многие испанцы положительно относятся к иммигрантам из других государств и воспринимают культурное разнообразие как «богатство» в постоянно растущем процессе глобализации. По словам одного из опрошенных испанцев, присутствие иммигрантов в стране хорошее. Испанцы, принявшие участие в социологическом опросе, высказывают идею о необходимости культурного диалога, признают, что «они многому научились у иностранцев» [44, с. 66-73].

     Численность поддерживающих и отрицающие идеи терпимого отношения между местными жителями и переселенцам кардинально не различается. 39% опрошенных в 2008 г. сообщили о своем толерантном отношении к культуре мусульман. Половина респондентов сформулировали свои опасения в связи с тем, что мусульманская культура непозволительна для испанской действительности. Согласно утверждению 44% участвовавших в данном опросе считают, что иммигранты способствуют развитию культуры, по мнению 46% выступают в качестве антагонистов данному утверждению. Вызывает определенный интерес, что в отличие от других государств-членов ЕС, Испании не смогла создать праворадикальную националистическую партию, имеющее значительное влияние в стране, а также появился лидер, обладающий харизматическими качествами.

    Все больше испанцев в последнее время переходят из христианства в ислам, что в некоторой степени делает несостоятельным предвзятое отношение к исламу. Наперекор антимусульманской трактовки истории Испании, результаты социологических исследований показывают, что многих люди дают положительную оценку о влиянии мусульман на формирование испанской культуры в средние века. Они также обсуждают вопрос компенсации потомкам мусульманс, изгнанных из Испании вскоре после завершения Реконкисты.

    Испания является привлекательной для иностранных граждан, которые имеют желание проживать в стране на постоянной основе. Интеграция иммигрантов-мусульман – это является признанием этническими меньшинствами действующие в настоящий момент времени законодательные акты в особенности, их возможность принимать участие в общественной деятельности. Социокультурная интеграция прежде всего – движение с обеих сторон как местных жителей, так и мусульман-иммигрантов при условии, если это случится, но той скоростью, которая являются необходимым для социальной интеграции переселенцев-мусульман.

    Изложенного ранее факты мы можем сделать вывод, что испанский опыт последних десятилетий опровергает предсказания о неминуемости межцивилизационного конфликта. Основным подтверждением является тот факт, что спустя века после выдворения сотен тысяч мусульман возвращаются в Испанию и по большей части находят общий язык с местными жителями. Терпимость к другим нациям и культурам не утратила своего значения в повседневной жизни испанцев. Такое отношение подтверждается лояльным отношением основной части мусульманской общины к западным ценностям [51].

        

    Таким образом, основной проблемой интеграции мигрантов в испанское общество является адаптация к реалиям новой жизни. Придерживаясь антиисламского видения истории Испании, согласно которому, о вторжении мусульман и потенциальной возможности мести с их стороны. Существует также противоположное мнение об исламе: они поддерживают толерантное отношение к мусульманам и способствуют их интеграции в испанское общество. Многие мусульмане, соблюдающие заповеди Корана, живут в обществе, в котором религия является добровольной. Нормы и образ жизни, характерные для западного общества, создают у некоторых мусульман чувство не только непонимания, но и неприятия. Несмотря на это, не все мусульмане имеют такое восприятие испанских реалий. Значительная часть из них проходит через такой процесс, как размывание своей мусульманской идентичности. Исходя из отношения мусульман-иммигрантов к исламу, испанские ученые различают четыре основные категории: активные верующие, мусульмане второго поколения и «социологические мусульмане».
Сторонники радикальных тенденций представляют собой небольшое, но очень реальное меньшинство, враждебное не только так называемым «отступникам», но и единоверцам, которые поддерживают традиционные тенденции ислама, а также обществу, которое их принимает. Они будут представлять свою деятельность через денежные вливания исламских групп из-за рубежа. Основой для усиления влияния радикальных исламских идей в Испании являются натурализованные мусульмане и иммигранты, получившие официальные разрешения на временное проживание. Переселенцы, получившие статус беженца, нашли убежище в Испании из-за разгорающихся вооруженных конфликтах в странах, из которых они прибыли. Люди по-разному воспринимают взгляды сторонников радикального ислама. Мечети играют решающую роль в распространении идей радикального ислама, доминируют имамы, распространяют агрессию и враждебность по отношению к «неверным». Тюрьмы являются идеальным местом для вербовки новых членов террористических организаций (например, ИГИЛ, Аль-Каиды). В Испании, как и в других странах, в тюрьмах возрастает число лиц, находящихся в заключении, исповедующих радикальные идеи об исламе. Один из десяти отбывающих наказание в Испании – мусульмане. В тюрьмах заключенные часто подвергаются нападениям со стороны радикальных лидеров, которые там находятся. Обучение в таких группах включает умение драться в местах лишения свободы.
Активное обсуждение начато не только среди политиков, но и среди ученых, средств массовой информации, относительно вклада мусульман в развитие испанской культуры и науки в средние века, а также их взгляды на ислам, страны с преобладанием мусульманского населения и соответственно мигрантов из этих стран. Сторонники традиционной антиисламской интерпретации истории Испании, которая настаивает на вторжении мусульман и возможности их мести, выступают против приверженцев правильного и дружественного отношения к мусульманам, их интеграции в испанское общество. В Испании мигранты не всегда живут в больших общинах. Часто они рассредоточены по всему данному месту. Из этого можно сделать вывод, что в городских кварталах со смешанным населением уже готовится прототип будущего Испании. Эксперты определяют три вероятные модели взаимоотношений между различными этническими группами: совместное проживание, сосуществование, вражда. Социологические исследования подтверждают, что на самом деле можно найти все три модели, однако сосуществование преобладает. Отсутствие толерантного отношения ряда испанцев к мусульманам отражается в потере их прав, например, при приеме на работу (неравенство возможностей с испанцами), чрезмерном использовании работы, В аренде жилья существуют препятствия на пути перехода по социальным и карьерным лестницам. Африканские мигранты подвергаются нападениям на улицах, поджигают их дома. Убийства иммигрантов также отмечены.
Все больше испанцев в последнее время переходят из христианства в ислам, что в некоторой степени делает несостоятельным предвзятое отношение к исламу. Наперекор антимусульманской трактовки истории Испании, результаты социологических исследований показывают, что многих люди дают положительную оценку о влиянии мусульман на формирование испанской культуры в средние века.

 

 


 





ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        

    Реконкиста – это длительный процесс отвоевания испанцами земель Пиренейского полуострова, которые были заняты арабскими государствами (эмиратами), начавшаяся в 711 г. и длившаяся до 1492 г., изгнав эмира Гранады с Пиренейского полуострова. В этот период взаимоотношения между арабами и христианами военные противостояния сочетались периодом относительного спокойствия. Постепенно к началу XIV в. в силу политических обстоятельств ислам утратил свое господствующее положение, особенно в условиях нарастающего влияния христианских правителей на территории Испании. Преобладание позитивного отношения между испанцами и маврами вплоть до завершения Реконкисты в 1492 г.

    После окончания Реконкисты короли Испании Фердинанд и Изабелла отошли от политики добровольности и перешли к политике принудительного прозелитизма (т.е. обращение мавров в католичество). 11 февраля 1502 г. королевская власть издала указ о принудительном обращении в христианство мудехаров. В течение XVI в. происходили восстания морисков, которые жестко подавлялись армией. Главным итогом данных восстаний является указ короля Испании Филиппа III в 1609 г. о депортации всех морисков с территории страны.

    Арабское господство на территории Пиренейского полуострова не могло пройти бесследно в культурном аспекте. Арабы и испанцы активно оказывали влияние друг на друга. В подтверждение данного тезиса можно сказать, что некоторые испанцы перенимали у арабов их язык и религию, что привело к появлению такой социальной прослойки – мосарабов. Арабы также не могли игнорировать влияние христианской культуры. Результатом этого культурного влияния является то, что значительное число латинизированных мавров они являются мусульманами, в языке которых использовались латинские термины, отличительные характеристики, которые были характерны для обыденного языка общения мосарабов. Мусульмане оставили множество архитектурные памятники, например, мечеть Кордовы (VIII век), минарет бывшей мечети Хиральда в Севилье (XII век), ансамбля Альгамбра в Гранаде (XIII - XIV вв.).

    После поражения Испании в войне с США в 1898 г., официальный Мадрид обратил свое внимание в сторону своего соседа Марокко. С 1912 по 1956 гг. существовал протекторат под управлением Испании на территории северного Марокко. В годы Гражданской войны (1936-1939), Ф. Франко использовали наемников из Марокко в против сторонников Испанской республики. После смерти Ф. Франко в 1975 г. Испания превратилась в страну активной иммиграции арабов. Согласно некоторым данным, по состоянию на 2010 г. в Испании проживало около миллиона мусульман, в основном это выходы из Северной Африки (Марокко, Алжир, Сенегал и т.д.), Азии (Пакистан, Бангладеш), что приводит к противоречиям между мигрантами и коренными испанцами.

    В последней четверти XX в. в Испании отмечается всплеск миграции в страну, как легальной, так и нелегальной из стран Африки, и Ближнего Востока. По этой причине возникла необходимость в разработке миграционного законодательства. В 1985 г. парламент Испании принял первый закон о свободе и правах иностранцев. Этот закон провозглашает равенство многих прав и свобод как законных переселенцев, так и представителей титульной нации: иммигрантам предоставляются следующие права: жилье, защита семьи, образование, забастовка, существуют гарантии для снабжения. услуги юридической помощи и защита прав детей. Защищать права иммигрантов могут созданные для этой цели общественные организации.

    Пятнадцать лет спустя, 11 января 2000 г., Генеральный Кортес принял новый закон о правах и свободах иностранцев в Испании, который действует по настоящее время, несмотря на многочисленные критику как внутри страны, так и за рубежом. В этом законе термин «иностранец» обозначает лицо без испанского гражданства. Закон налагает запрет на дискриминацию в любой форме отражено в статье 21. В соответствии с Законом иностранцы имеют следующие права: на судебную защиту своих прав и свобод, на неприкосновенность частной жизни и воссоединение семьи (статья 16). В соответствии с законом иностранцы имеют следующие права: на судебную защиту их прав и свобод, на неприкосновенность частной жизни и воссоединение семьи (статья 16). Вопросы, касающиеся въезда и выезда иностранцев, регулируются, а также продолжительность их пребывания (в зависимости от них иностранцы делятся на три группы: пребывание – лица, имеющие право на пребывание в Испании максимум на три месяца, временно проживающие – от трех месяцев до пяти лет, по месту жительства – неограниченное время). Для решения вопросов связанные с иммиграцией был создан Иммиграционный форум, являющийся консультативным и информационным органом.

    Важным критерием, который подтверждает наличие межкультурного диалога, является предоставление в 2011 г. права голоса иммигрантам на автономных и местных выборах. В то же время, параллельно с иммиграционным законодательством, идет процесс развития мусульманских организаций в Испании. Ныне действующая конституция гарантирует свободу совести, а также официальные власти должны поддерживать межрелигиозный диалог. Крупнейшей организацией, которая защищает интересы мусульман-иммигрантов, является Исламская комиссия Испании. Правительство и Исламская комиссия Испании подписали Соглашение о сотрудничестве в апреле 1992 г. В соглашении есть положение о том, что ислам в Испании имеет глубокие корни, которые в значительной степени сыграли решающую роль в развитии испанской идентичности.

    Существуют и другие организации помимо Исламской комиссии Испании защищающие интересы мигрантов и оказывая помощь в интеграции в испанское общество. Одной из таких организаций является Ассоциация марокканских рабочих-иммигрантов. AMTИ насчитывающая 12 тыс. членов. Основное направление ее деятельности – предоставление помощи в обеспечении жильем, оказании социальной поддержки и поддержке детей из Марокко, которые эмигрировали в Испанию без попечения родителей. До серии террористических атак 11 марта 2004 г. (совершенных на железнодорожной станции Аточа, в списке погибших оказалось 192 человека), в ходе которых был обнаружен след организаций, пропагандирующих идеи радикального ислама АМТИ не проявлял интереса к религиозным делам. Подлинным поворотным моментом в борьбе против идей радикального ислама являются террористические акты в Барселоне и Камбрильсе 17 августа 2017 г. Ответственность за эти атаки взяла на себя террористическая организация Исламское государство.

    Основной проблемой в интеграции мигрантов в испанское общество —приспособление к реалиям новой жизни. Многие мусульмане, которые соблюдают заповеди Корана, приходят в общество, где религия является делом добровольным. Нормы и образ жизни, характерные для западного общества, создает ощущение у некоторых мусульман не только недопонимание, но и неприятие, что приводит к распространению среди мигрантов радикальных направлений ислама.

    Сторонниками радикальных идей ислама является активное меньшинство, которое агрессивно относится не только к так называемым «отступникам», но и к единоверцам с умеренными взглядами. Основой для распространения идей радикального ислама в Испании – это натурализованные мусульмане, а также переселенцы, которые получили официальные разрешения на временное проживание. Определяющую роль в развитии идей радикального ислама играют мечети, в которых доминируют радикально настроенные имамы, проповедуют ненависть по отношению к «неверным», а также тюрьмы. В Испании, как и в других странах, число людей, проповедующих радикальный ислам, постоянно растет в тюрьмах. Около 10% людей в испанских тюрьмах исповедуют ислам. В тюрьмах заключенные часто находятся под влиянием радикальных лидеров, которые находятся здесь. Обучение в таких группах включает умение вести борьбу в местах лишения свободы.

     Активное обсуждение начато не только среди политиков, но и среди ученых, средств массовой информации, относительно их отношения к исламу, мусульманских стран и мигрантов из этих стран.

     Несмотря на существующие проблемы в Испании происходит постепенная культурная и социальная интеграция мусульман. Эксперты выделяют три вероятные модели отношений между различными этническими группами: совместное проживание, сосуществование, вражда. Исследования социологов подтверждают, что на самом деле можно встретить все три модели, тем не менее превалирует сосуществование.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: