Инвентаризация как способ первичного учета и ее роль в реализации контрольной функции бухгалтерского учета

Пиппп

                                           

Содержание

 

Введение Глава 1. Роль и значение инвентаризации 1.1.Инвентаризация как способ первичного учета и ее роль в реализации контрольной функции бухгалтерского учета 1.2. Виды и общие правила проведения инвентаризации. Особенности инвентаризации отдельных видов имущества и обязательств Глава 2. Инвентаризация материальных ценностей 2.1.Экономическая характеристика ООО ТД «Чебоксарский мясокомбинат» 2.2. Порядок проведения и документальное оформление инвентаризации 2.3. Отражение результатов инвентаризации в учете Глава 3.Задача Заключение Список использованной литературы Приложения   3 5   2 11     19 19   22   32 41 61 63  

 



Введение

 

 

Основным способом бухгалтерского наблюдения за состоянием и движением хозяйственник средств являет­ся документация, что, однако, не исключает возможнос­ти расхождения учетных записей с фактическими остат­ками средств организации. Чтобы обеспечить контроль за сохранностью хозяй­ственных средств и для полного соответствия данных учета фактическим остаткам, для обеспечения реальнос­ти показателей бухгалтерского учета используется эле­мент метода бухгалтерского учета — инвентаризация, т.е. установление фактического наличия средств и их ис­точников, произведенных затрат и т. д. путем пересчета остатков в натуре или проверки учетных записей.

Инвентаризация является эффективным методом контроля за сохранностью имущества организации, соблюдением финансовой дисциплины, правильностью отражения опе­раций на счетах бухгалтерского учета, своевременным обнаружением и исправлением расхождений между фактическими данными, полученными в результате проведения инвентаризации.

Порядок проведения инвентаризации регламентируется Методическими ука­заниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.

Количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем организации, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Основными целями выпускной квалификационной работы по теме «Инвентаризации материальных ценностей предприятия и ее роль реализации контрольной функции бухгалтерского учета являются:

1. Рассмотреть порядок проведения инвентаризации товарно-материальных ценностей на ООО «ТД Чебоксарский мясокомбинат».                

2. Рассмотреть особенности инвентаризации отдельных видов имущества и обязательств.                                    

3. Показать отражение результатов инвентаризации в учете     ООО «ТД Чебоксарский мясокомбинат».                       

Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:

- изучить особенности хозяйственной деятельности ООО «ТД «Чебоксарский мясокомбинат» и его учетную политику;

- осветить существующую методологию учета инвентаризации имущества;

- ознакомиться с организацией учета инвентаризации на ООО «ТД «Чебоксарский мясокомбинат».

Особую актуальность учета результатов инвентаризации предприятий, в связи с формирующимися в России реформами бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, обретает вопрос правильного и достоверного учета результатов инвентаризации, поскольку учет позволяет сформировать ее наиболее существенные системные представления повышения экономической эффективности деятельности торговых предприятий.

Методологической и теоретической основой для исследо­вания послужили закон «О бухгалтерском учете», положения по бухгалтерскому учету. Типовые методические рекомендации по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, а также работы ученых экономистов, связанные с вопросами учета инвентаризации в торговых предприятиях. Большое внимание уделено главе 25 Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль организаций», а также уделено работам Н.Г.Волкова «Учетная политика предприятия в 2002 году на примере торговой организации», В.А.Лукинова «Бухгал­терский учет и аудит в торговле».

Объектом исследования выбрано общество с ограниченной ответственностью «ТД «Чебоксарский мясокомбинат», основной деятельностью, которого является торговля.

Глава 1. Роль и значение инвентаризации

 

Инвентаризация как способ первичного учета и ее роль в реализации контрольной функции бухгалтерского учета

В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности предприятие проводит инвентаризации имущества и финансовых обязательств.

Чтобы обеспечить контроль за сохранностью хозяй­ственных средств и для полного соответствия данных учета фактическим остаткам, для обеспечения реальнос­ти показателей бухгалтерского учета используется эле­мент метода бухгалтерского учета — инвентаризация, т.е. это установление фактического наличия средств и их ис­точников, произведенных затрат и т. д. путем пересчета остатков в натуре или проверки учетных записей. Инвентаризация является эффективным методом контроля за сохранностью имущества организации, соблюдением финансовой дисциплины, правильностью отражения опе­раций на счетах бухгалтерского учета, своевременным обнаружением и исправлением расхождений между фактическими данными, полученными в результате проведения инвентаризации.

Инвентаризация – способ проверки соответствия фактического наличия имущества в натуре данным бухгалтерского учета, отраженным на счетах. Инвентаризация позволяет проверить, все ли хозяйственные операции оформлены в документах и отраже­ны в системном бухгалтерском учете, а также внести необходи­мые уточнения и исправления.

Инвентаризация имеет большое значение для правильного оп­ределения затрат на производство продукции, выполненных ра­бот и оказанных услуг, для сокращения потерь товарно-матери­альных ценностей, предупреждения хищений имущества и т. п.

Инвентаризация проводится в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации и Ос­новными положениями по инвентаризации основных средств, то­варно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов. Согласно этим документам предприятия (организации) обязаны проводить инвентаризацию основных средств, капитальных вло­жений, незавершенного капитального строительства, капитального ремонта, незавершенного производства, товарно-материальных ценностей, денежных средств, расчетов и других статей бухгал­терского баланса.

Инвентаризации подлежат и товарно-материальные ценности, не принадлежащие предприятию, такие, как ценности на ответ­ственном хранении, полученные для переработки, арендованные основные средства и т. п., а также по каким-либо причинам не учтенные ценности.

Основными задачами инвентаризации являются:

выявление фактического наличия основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, ценных бумаг, а также объемов незавершенного производства в натуре;

контроль за сохранностью товарно-материальных ценностей и денежных средств путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета;

выявление товарно-материальных ценностей, частично поте­рявших свое первоначальное качество, не отвечающих стандар­там качества, техническим условиям и т. п.;

выявление сверхнормативных и неиспользуемых материаль­ных ценностей с целью последующей реализации;

проверка соблюдения правил и условий хранения материаль­ных ценностей и денежных средств, а также правил содержания и эксплуатации машин, оборудования и других основных средств;

проверка реальной стоимости учтенных на балансе товарно-материальных ценностей, сумм денежных средств в кассе, на рас­четном счете, на валютном счете, других счетах, денежных средств в пути, незавершенного производства, расходов будущих периодов, резервов предстоящих расходов и платежей, дебитор­ской задолженности (расчетов с покупателями, по векселям полученным и др.), кредиторской задолженности (поставщикам мате­риалов, банкам, по векселям выданным, по налогам финансовым органам и др.) и других статей баланса.

Инвентаризации проводятся в обязательном порядке:

при передаче имущества предприятия, учреждения в аренду;

при выкупе, продаже, а также преобразовании государственно­го или муниципального предприятия в акционерное общество или товарищество;

перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 ок­тября отчетного года.

В районах, расположенных на Крайнем Севере и приравнен­ных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и матери­алов может проводиться в период наименьших остатков;

при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);

при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а так­же порчи ценностей;

при установлении фактов краж, ограблений - немедленно при установлении таких фактов;

после пожара или стихийных бедствий (наводнений, землетря­сений и др.) - немедленно по окончании пожара или стихийного бедствия;

при переоценке основных средств и товарно-материальных ценностей, если иное не установлено в сроки, определенные со­ответствующими документами.

Все эти случаи обязательного проведения инвентаризации предусмотрены Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств от 13 июня 1995 г. № 49.

Принятый Закон о несостоятельности (банкротстве) предпри­ятий также предполагает необходимость проведения инвентари­зации имущества предприятия-должника при проведении конкур­сного производства. В практике имеют место случаи, когда про­исходит ликвидация предприятий без проведения соответствую­щей работы по выявлению фактического наличия имущества и обязательств. В такой ситуации проведение инвентаризации строго обязательно.

Методом бухгалтерского учета называется совокупность спосо­бов, с помощью которых отражается предмет бухгалтерского учета. Принципы организации этой работы осуществляются в соответ­ствии с Положением по ведению бухгалтерского учета. Отдельные способы называются элементами метода, которые вытекают из его сущности, характерных черт и особенностей.         

Метод характеризует способы подхода к отражению предмета бухгалтерского учета.

Важнейшими элементами метода бухгалтерского учета для инвентаризации является:

1. Документирование — это первичная регистрация хозяйствен­ных операций с помощью документов в момент и в местах их совершения.

Документирование является одной из основных отличитель­ных особенностей бухгалтерского учета, так как позволяет осу­ществлять сплошное наблюдение за хозяйственными процес­сами.

Без документа не может быть бухгалтерской записи, являю­щейся основой группировки данных в учетных регистрах с це­лью получения необходимых показателей.

Первичные документы, однородные по характеру операций, экономическому и другим признакам, для отражения инвентаризации на бухгал­терских счетах объединяются в сводные документы. Эти документы называются регистрами бухгалтерского учета. К ним относятся свод­ные группировочные ведомости, журналы-ордера, инвентаризационные описи, и т.п.

2. Оценка способ выражения объектов бухгалтерского учета в обобщающем денежном измерителе. Бухгалтерский учет представля­ется стоимостным учетом. При помощи денежной оценки при инвентаризации осуществ­ится перевод натуральных показателей в стоимостные.

Операции по инвентаризации отража­лся в бухгалтерском учете и отчетности в денежном выражении (в рублях) путем суммирования фактически произведенных расходов. Допускается применение и других видов оценок в соответствии с действующим законодательством.

3. Система счетов и двойная запись — прием, который означает что группировка имущества, источников его образования, хозяй­ственных операций в бухгалтерском учете осуществляется с помо­щью системы счетов (синтетических и аналитических) с примене­нием метода двойной записи.

Счет предназначен для экономической группировки текущей информации о состоянии движения имущества, источниках его образования, хозяйственных операциях по однородным эконо­мическим признакам.

Счета ведутся в особых таблицах — на карточках, ведомостях или в книгах. Для каждого счета отводится отдельный вид носи­теля информации. В таблицу счета последовательно записывают­ся все операции, вызывающие изменения в группе средств, для которой открыт счет.

4. Бухгалтерская отчетность — система показателей, отражаю­щих положение предприятия на отчетную дату, а также финан­совые результаты его деятельности за определенный период.

Бухгалтерская отчетность является важнейшим источником информации для оценки и анализа хозяйственно-финансовой деятельности.

Показатели отчетности используются для анализа финансо­вого состояния предприятия, подготовки, обоснования и при­нятия необходимых управленческих решений, для оценки поло­жения предприятия на рынке.

Инвентаризация должна проводиться в конкретные сроки, установленные в зависимости от вида и характера имущества. Эти сроки (периодичность) предусмотрены Положением о бухгалтер­ском учете и отчетности Российской Федерации:

основных средств - не менее одного раза в два-три года, а библиотечных фондов - не реже одного раза в пять лет;

капитальных вложений - не менее одного раза в год перед составлением годового отчета и баланса, но не ранее 1 декабря отчетного года;

незавершенного производства и полуфабрикатов собственной выработки - перед составлением годового отчета и баланса, но не ранее 1 октября отчетного года и, кроме того, периодически в сроки, устанавливаемые соответствующими вышестоящими орга­низациями;

незавершенного капитального ремонта и расходов будущих периодов - не менее одного раза в год;

готовой продукции на складах - не менее одного раза в год перед составлением годового отчета и баланса, но не ранее 1 октября отчетного года;

малоценных и быстроизнашивающихся предметов - не менее одного раза в год;

нефти и нефтепродуктов - не реже одного раза в месяц;

сырья и прочих материальных ценностей - не менее одного раза в год перед составлением годового отчета и баланса, но не ранее 1 октября отчетного года;

денежных средств, денежных документов, ценностей и блан­ков строгой отчетности - не менее одного раза в месяц;

расчетов с банками (по расчетному счету, валютному счету, другим счетам, ссудам, кредитам и т.п.) - по мере получения выписок банков, а по переданным в банк на инкассо расчетным документам - на первое число каждого месяца;

расчетов по платежам в бюджет - не менее одного раза в квартал;

расчетов с дебиторами и кредиторами - не менее двух раз в год;

остальных статей баланса - на первое число месяца, следу­ющего за отчетным годом.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: