Подходы к процедуре ОВОС в российском и зарубежном законодательстве

целей и принципов проведения ОВОС оказалось, что они в российской методологии близки к зарубежным аналогам (за некоторыми исключениями). В частности, одинакова цель проведения ОВОС - предотвращение или смягчение воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду. К общим принципам проведения ОВОС можно отнести принцип превентивных действий, учет воздействия на окружающую среду на ранних стадиях технического планирования и процесса принятия решений, гласности, участия общественных организаций, учета общественного мнения, достоверности и полноты информации.

Далее сравним процедуру ОВОС по российскому законодательству и нормам права стран ЕС.

 

ЕС РФ

1. Понятие ОВОС

Оценка возможного экологического воздействия публичных и частных проектов, которые могут оказать значительное воздействие на окружающую среду[3]. Проводится на основе информации от разработчика + информация органов власти и общественности. Вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления[4].

2. Значение ОВОС

Самостоятельное значение, нет ГЭЭ, участие в ОВОС госорганов и общественности. Ее результаты являются документацией, представляемой на государственную экологическую экспертизу (далее- ГЭЭ), подчиненное значение.

3. Объекты ОВОС

Ранжирование объектов, установление пороговых показателей. 3 категории: 1. Объекты, для которых проведение ОВОС обязательно;2- проекты, кот. могут и не оказать воздействия- ОВОС индивидуально рассматривается; 3- проекты с показателями ниже пороговых- ОВОС нет. Любая планируемая хозяйственная и иная деятельности. Отсутствие дифференцированного подхода к объектам экологической оценки.

4. Процедура ОВОС: методология ЕС и РФ

ЕС: 1. Скрининг – определение, к какой категории относится проект, надо ли проводить в отношении него ОВОС. РФ: скрининга нет. ОВОС проводится, если деятельность является объектом ГЭЭ.
2. Скоппинг - выявление проблем и сфер воздействия, установление источников информации для ОВОС (к ним относятся и госорганы, население) Анализ территории размещения проектируемых объектов, выявление экологических ограничений.
3. Оценка альтернативных проектов, выявление наиболее предпочтительного. Рассмотрение альтернатив, выбор предпочтительного варианта.
4. Оценка воздействия - определение и прогнозирование степени экологического, биологического и социального влияния проекта Определение мероприятий, предотвращающих и/или смягчающих негативные воздействия на окружающую среду.
5.Управление экологическим воздействием — мероприятия для минимизации неблагоприятных последствий. Разработка предложений по программе экологического мониторинга и контроля.
6. Оценка значимости — рассмотрение влияний, выбор самых вредных влияний, сокращение списка объектов. Разработка рекомендаций по проведению послепроектного анализа.
7. Отчет о проведении ОВОС Подготовка материалов (раздела, тома) ОВОС
8. Окончательное решение- решение о реализации проекта или отказ от реализации. Направление материалов ОВОС в составе проектной документации на экспертизу.
9. Надзор, контроль степени влияния проекта на окружающую среду, а также эффективности мер по снижению негативных последствий. Принятие проекта или отказ от его реализации

5. Участие общественности

Широкое участие, общ. слушания, возможность обжалования общественностью намеч. деят-ти в судебном порядке; прозрачность- публикация материалов скрининга, материалов ОВОС, замечаний общественности и др. Заказчик совместно с органами местного самоуправления осуществляет общественные слушания на всех этапах, начиная с подготовки ТЗ до предоставления на ГЭЭ.

6.СЭО (стратегическая экологическая оценка)

Директива ЕС. Оценка влияния на экологию стратегических планов развития. Пока нет законодательства о стратегическом планировании.

 

На основе приведенной таблицы можно сделать ряд выводов.

В международной методологии проведения ОВОС наличествуют стадии скрининга и скоппинга. Они необходимы для того, чтобы уяснить, как может тот или иной намечаемый объект влиять на состояние окружающей среды, и для предъявления адекватных природоохранных требований к инициатору намечаемой деятельности. А по российскому законодательству к проекту любого вида сложности предъявляются одинаковые требования по процедуре проведения ОВОС. Считаю зарубежный опыт в части скрининга и скоппинга положительным. Так, на стадии скрининга определяется, есть ли вообще необходимость оценивать проект с точки зрения воздействия на окружающую среду, а если есть

и европейская процедуры ОВОС отличаются друг от друга. И в связи с этим при реализации трансграничных проектов встает вопрос: чьими же нормами руководствоваться? Выход видится в заключении международных соглашений, а также в унификации внутреннего законодательства согласно международным стандартам.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: