целей и принципов проведения ОВОС оказалось, что они в российской методологии близки к зарубежным аналогам (за некоторыми исключениями). В частности, одинакова цель проведения ОВОС - предотвращение или смягчение воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду. К общим принципам проведения ОВОС можно отнести принцип превентивных действий, учет воздействия на окружающую среду на ранних стадиях технического планирования и процесса принятия решений, гласности, участия общественных организаций, учета общественного мнения, достоверности и полноты информации.
Далее сравним процедуру ОВОС по российскому законодательству и нормам права стран ЕС.
ЕС | РФ | ||
1. Понятие ОВОС | |||
Оценка возможного экологического воздействия публичных и частных проектов, которые могут оказать значительное воздействие на окружающую среду[3]. Проводится на основе информации от разработчика + информация органов власти и общественности. | Вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления[4]. | ||
2. Значение ОВОС
| |||
Самостоятельное значение, нет ГЭЭ, участие в ОВОС госорганов и общественности. | Ее результаты являются документацией, представляемой на государственную экологическую экспертизу (далее- ГЭЭ), подчиненное значение. | ||
3. Объекты ОВОС | |||
Ранжирование объектов, установление пороговых показателей. 3 категории: 1. Объекты, для которых проведение ОВОС обязательно;2- проекты, кот. могут и не оказать воздействия- ОВОС индивидуально рассматривается; 3- проекты с показателями ниже пороговых- ОВОС нет. | Любая планируемая хозяйственная и иная деятельности. Отсутствие дифференцированного подхода к объектам экологической оценки. | ||
4. Процедура ОВОС: методология ЕС и РФ | |||
ЕС: 1. Скрининг – определение, к какой категории относится проект, надо ли проводить в отношении него ОВОС. | РФ: скрининга нет. ОВОС проводится, если деятельность является объектом ГЭЭ. | ||
2. Скоппинг - выявление проблем и сфер воздействия, установление источников информации для ОВОС (к ним относятся и госорганы, население) | Анализ территории размещения проектируемых объектов, выявление экологических ограничений. | ||
3. Оценка альтернативных проектов, выявление наиболее предпочтительного. | Рассмотрение альтернатив, выбор предпочтительного варианта. | ||
4. Оценка воздействия - определение и прогнозирование степени экологического, биологического и социального влияния проекта | Определение мероприятий, предотвращающих и/или смягчающих негативные воздействия на окружающую среду. | ||
5.Управление экологическим воздействием — мероприятия для минимизации неблагоприятных последствий. | Разработка предложений по программе экологического мониторинга и контроля. | ||
6. Оценка значимости — рассмотрение влияний, выбор самых вредных влияний, сокращение списка объектов. | Разработка рекомендаций по проведению послепроектного анализа. | ||
7. Отчет о проведении ОВОС | Подготовка материалов (раздела, тома) ОВОС | ||
8. Окончательное решение- решение о реализации проекта или отказ от реализации. | Направление материалов ОВОС в составе проектной документации на экспертизу. | ||
9. Надзор, контроль степени влияния проекта на окружающую среду, а также эффективности мер по снижению негативных последствий. | Принятие проекта или отказ от его реализации | ||
5. Участие общественности
| |||
Широкое участие, общ. слушания, возможность обжалования общественностью намеч. деят-ти в судебном порядке; прозрачность- публикация материалов скрининга, материалов ОВОС, замечаний общественности и др. | Заказчик совместно с органами местного самоуправления осуществляет общественные слушания на всех этапах, начиная с подготовки ТЗ до предоставления на ГЭЭ. | ||
6.СЭО (стратегическая экологическая оценка) | |||
Директива ЕС. Оценка влияния на экологию стратегических планов развития. | Пока нет законодательства о стратегическом планировании. |
На основе приведенной таблицы можно сделать ряд выводов.
В международной методологии проведения ОВОС наличествуют стадии скрининга и скоппинга. Они необходимы для того, чтобы уяснить, как может тот или иной намечаемый объект влиять на состояние окружающей среды, и для предъявления адекватных природоохранных требований к инициатору намечаемой деятельности. А по российскому законодательству к проекту любого вида сложности предъявляются одинаковые требования по процедуре проведения ОВОС. Считаю зарубежный опыт в части скрининга и скоппинга положительным. Так, на стадии скрининга определяется, есть ли вообще необходимость оценивать проект с точки зрения воздействия на окружающую среду, а если есть
и европейская процедуры ОВОС отличаются друг от друга. И в связи с этим при реализации трансграничных проектов встает вопрос: чьими же нормами руководствоваться? Выход видится в заключении международных соглашений, а также в унификации внутреннего законодательства согласно международным стандартам.