Структура и организация работы службы скорой медицинской помощи (СМП)

 

Служба СМП взаимодействует со стационарами различного типа, оказывающими экстренную медицинскую помощь. Пациенты могут доставляться бригадами СМП в муниципальные, районные, областные (краевые, республиканские) больницы, институты скорой помощи и специализированные научно-практические учреждения.
         Каждый гражданин вне зависимости от социальных, национальных, культурно-религиозных и иных особенностей, обратившийся в службу СМП и нуждающийся в срочном медицинском вмешательстве, имеет право на получение бесплатной экстренной медицинской помощи в соответствии со стандартами медицинской помощи. Однако пациент имеет право отказаться от медицинской помощи. Оказание СМП входит в состав бесплатной МП, оказываемой за счет регионального бюджета (областного или муниципального).

В РФ действует около 30 тыс. станций и отделений скорой помощи, в которой работает около 20 тыс. врачей и 70 тыс. средних медработников. В Москве действует 50 подстанций и в них работает около 1200 медработников. Ежегодно выполняется около 50 млн. вызовов и оказывается медпомощь такому же количеству пациентов. Расчёт количества выездных бригад скорой медицинской помощи устанавливают региональные органы управления здравоохранения с учётом круглосуточной посменной работы - 1 бригада на 10 тыс. человек.

В городах с населением более 100 тыс. человек, с учётом протяжённости населённого пункта и рельефа местности, организуют подстанции СМП (как структурное подразделение станций) с расчётом 20-минутной транспортной доступности. Зоны обслуживания подстанций устанавливают в зависимости от численности, плотности, особенностей застройки, насыщенности района промышленными предприятиями, состояния транспортных магистралей, интенсивности движения. Границы зоны обслуживания условны, так как выездные бригады подстанции могут быть направлены при необходимости в зоны деятельности других подстанций.

Станция СМП государственное или муниципальное учреждение здравоохранения, предназначенное для оказания СМП на догоспитальном этапе выездными бригадами и располагающее необходимыми для этого силами и средствами.

Организация медицинской помощи неотложной МП больным с острыми и хроническими, но нежизнеопасными заболеваниями, возлагается на поликлинику, в которой создаются пункты «продленного приёма на дому» (прежнее устаревшее название «пункты неотложной помощи»). Неотложная МП – это система экстренной МП, оказываемая больным при внезапных острых и обострениях хронических заболеваний в местах проживания.

Задачи неотложной   МП:

- оказание МП;

-вызов по показаниям СМП;

- госпитализация;

- обеспечение преемственности между врачом и поликлиникой;

- взаимодействие с ЦГСЭН;

- выдача листков нетрудоспособности, рецептов;

-обеспечение работы стационара на дому.

СМП – это единая система, включающая два взаимосвязанных этапов:

- догоспитальный (станции СМП);

- госпитального (стационары различного уровня).

Скорая МП на догоспитальном этапе оказывается при:

-внезапных состояниях и заболеваниях, угрожающих жизни больного;

-несчастных случаях, отравлениях, травмах;

-родах и острых состояниях в период беременности;

- острых состояниях больного, угрожающих здоровью или жизни окружающих.

Стационарная СМП оказывается специализированными многопрофильными больницами или больницей СМП.

В зависимости от величины станции её структура формируется в соответствии с местными условиями, и штатное расписание утверждается местным органом управления здравоохранением. Станции СМП оснащаются санитарными транспортом, средствами связи и управления, посезонной форменной одеждой и обувью и другими средствами материально-технического обеспечения в соответствии с нормативами.

Служба СМП функционирует в режиме повседневной работы и в режиме чрезвычайных ситуаций и выполняет следующие основные задачи:

    В режиме повседневной работы:

- организация и оказание скорой и неотложной медицинской помощи гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства, как на месте происшествия, так и во время транспортировки в стационар в адекватном объёме по показаниям, в соответствии с профилем бригады;

-проведение систематической работы по совершенствованию профессиональных знаний и практических навыков медицинского персонала;

- внедрение современных медицинских технологий;

-проведение мероприятий по подготовке к работе в чрезвычайных ситуациях, обеспечение постоя иного неснижаемого запаса перевязочных средств и лекарственных средств.

В режиме чрезвычайной ситуации выездные бригады вне зависимости от их вида и профиля выполняют функции специализированных бригад постоянной готовности и проводят лечебно-эвакуационные мероприятия пострадавшим при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Основная структурная единица станции (отделения) СМП — выездная бригада, непосредственно оказывающая экстренную медицинскую помощь больным и пострадавшим.              

Выездная бригада СМП — коллектив работников службы СМП, оказывающий экстренную медицинскую помощь больным и пострадавшим на месте вызова и в санитарном транспорте по пути следования в лечебно-профилактическое учреждение.

 В РФ в зависимости от состава, оснащённости и задач выделяют следующие виды выездных бригад:

· выездная линейная (врачебная) бригада СМП — выездная бригада СМП, возглавляемая врачом, имеющим специальность «скорая медицинская помощь»; включает в свой состав 1 врача, 1-2 фельдшера, санитара и водителя. В свободное от вызовов время персонал выездной бригады СМП обязан находиться в помещении станции (подстанции), отделения СМП.

• выездная специализированная бригада СМП — выездная бригада, предназначенная для оказания экстренной медицинской помощи на догоспитальном этапе в объёме специализированной помощи, имеющая в составе врача, владеющего базовой специальностью «скорая медицинская помощь» и дополнительной специальностью (специальностями) по профилю специализированной бригады и располагающего необходимым специальным оборудованием. Основные типы специализированных выездных бригад:

реанимационно-анестезиологические (реанимационно-хирургическая, кардиологическая, неврологическая, многопрофильная реанимационная, интенсивной терапии) бригады; психиатрическая бригада;

• педиатрическая и другие бригады;

• выездная фельдшерская бригада СМИ — выездная бригада СМП, возглавляемая фельдшером, предназначенная для оказания СМП в объёме доврачебной с элементами квалифицированной медицинской помощи. Выездная фельдшерская бригада СМП включает в свой состав 2 фельдшеров, санитара и водителя и оказывает медицинскую помощь в соответствии с функциональными обязанностями фельдшера: при перевозке больных (когда фельдшер работает в качестве самостоятельной единицы согласно установленному врачом диагнозу и оказание помощи роженицам); помощь врачу в бригаде; в качестве исполняющего обязанности врача.

Работа фельдшерских бригад при любых обстоятельствах требует врачебного контроля.

Выездная бригада СМП осуществляет следующие мероприятия:

- немедленный выезд и прибытие к пациенту (на место происшествия) в пределах норматива времени, установленного для данной административной территории;

- установление диагноза, осуществление мероприятий, способствующих стабилизации или улучшению состояния пациента, и, при наличии медицинских показаний, транспортировка его в лечебно-профилактическое учреждение;

- передачу пациента и соответствующей медицинской документации дежурному врачу стационара;

- проведение сортировки больных и установление последовательности оказания медицинской помощи при массовых заболеваниях, отравлениях, травмах и других чрезвычайных ситуациях;

- обеспечение и проведение необходимых санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в установленном порядке.

Пострадавшие (больные), доставленные выездными бригадами СМП, должны быть безотлагательно переданы дежурному персоналу приемного отделения лечебно-профилактического учреждения с отметкой в карте вызова и сопроводительном листе времени поступления.

Основной документ: карта вызова, а при госпитализации – сопроводительный лист с отрывным талоном - (форма 114/у) с кратким описанием времени и обстоятельств происшедшего, состояния больного, оказанной помощи и (если есть) дополнительных сведений.

Структура станции СМП может выглядеть следующим образом. В составе станции СМП должны быть предусмотрены: оперативный отдел (диспетчерская) (для приёма вызовов), отдел связи (для осуществления взаимодействия между станцией и выездными бригадами СМП), отделение медицинской статистики с архивом, кабинет для приёма амбулаторных больных, помещение для хранения медицинского оснащения бригад СМП и подготовки к работе медицинских укладок, помещение для хранения запаса ЛС, оборудованное пожарной и охранной сигнализацией, комнаты отдыха для врачей, среднего медицинского персонала, водителей санитарных автомобилей, помещение для приёма пищи дежурным персоналом, административно-хозяйственные и другие помещения, гараж, крытые стоянки боксы, огороженная площадка с твёрдым покрытием для стоянки автомобилей, соответствующая по размерам максимальному числу автомобилей работающих одновременно

   Контроль работы выездных бригад скорой медицинской помощи имеет значительный объем.

  Оперативную работу выездных бригад отслеживают по двум направлениям:

· выезд на вызов контролируют следующие должностные лица: фельдшер по приёму и передаче вызовов (далее диспетчер) станции (подстанции, отделения), врач-инспектор линейно-контрольной службы, главный врач станции (заведующий подстанцией или отделением);

· для контроля оперативности выездной бригады врач-инспектор линейно-контрольной службы либо главный врач станции (заведующий подстанцией или отделением) периодически передаёт по телефону диспетчеру контрольный вызов и проверяет время выезда бригады.

Качество оказания помощи контролируют:

· заведующий подстанциями (отделениями) по медицинским документам (картам вызовов, возвратным талонам сопроводительных листов) и при контрольных выездах;

· старшие врачи оперативного отдела (тактические решения выездных бригад);

• врачи бюро госпитализации (тактические решения выездных бригад);

· старшие врачи-специалисты станции (по медицинским документам;

• заместитель главного врача по медицинской части (по медицинским документам);

• лечебно-контрольная комиссия станции.

Контроль взаимодействия с работниками других бригад СМП, а также с сотрудниками лечебно-профилактических и правоохранительных учреждений осуществляется:

• старшими врачами оперативного отдела;

 • врачами бюро госпитализации (тактические решения выездных бригад, оформление сопроводительных листов);

• линейно-контрольной службой.

Качество оформления медицинских документов проверяется лицами и комиссиями:

• заведующими подстанциями (отделениями);

• врачами бюро госпитализации (сопроводительные листы);

• заместителем главного врача по медицинской части (выборочно);

• комиссией по проверке деятельности подразделений, назначаемой главным врачом.

Контрольные вопросы:

1. Основные ЛПУ, включенные в Номенклатуру государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в РФ.

2. Виды лечебно-профилактической помощи в РФ.

3. Организация амбулаторно-поликлинической помощи населению.

4. Организация стационарной медицинской помощи населению.

5. Участковый принцип работы поликлиники.

6.  Организация работы поликлиники по принципу врача общей практики (семейного врача).

7. Какими профессиональными качествами должен владеть ВОП.

8. Что отличает в работе участкового врача и ВОП?

9. Как строится работа ВОП в рыночных условиях?

10. Как меняется работа поликлиники при переходе на систему общей врачебной практики.

11. Как меняется работа узких специалистов при работе с ВОП.

12. Роль средних медработников в деятельности ВОП.

13. Основные направления профилактической работы ВОП.

14.   Структура службы станций скорой медицинской помощи.

15.  Организация работы службы станций скорой медицинской помощи.

Тема №14: Организация здравоохранения в сельской местности РФ

1. Особенности организации медицинской помощи в сельской местности

Принципы организации медицинской помощи в РФ должны быть одинаковы в городской и сельской местности. Однако особенности жизни в сельской местности, особенности бескрайних просторах России, обуславливают особую организацию медпомощи в ней:

1) это протяженность сельской местности и плохие дороги;

2) малонаселенность на 1 км2 площади;

3) неразвитость социальной инфраструктуры, что не прельщает ехать туда

     молодых специалистов;

4) сезонность сельскохозяйственного труда.

Еще с врем земской медицины на селе сложилась 3-хэтапная система оказания медицинской помощи сельским жителям, дока­завшая свою жизнеспособность и эффективность: 1-й этап - сельский врачебный участок, 2-й -ЦРБ, 3-й - областные медицинские учреждения.

     

2. Организация работы фельдшерско-акушерского пункта (ФАП)

 

Первый этап сельского здравоохранения состоит из сельского врачебного участка (СВУ), включающего сельскую участковую больницу, амбулаторию, фельдшерско-акушерские пункты (ФАП или фельдшерские пункты (ФП), медпункты школ, детских дошколь­ных учреждений, здравпункты и профилактории.

Количество сельских врачебных участков в районе численностью населения и расстоянием до центральной районной больницы. Средняя численность населения на врачебном участке колеблется в пределах 5-7 тыс. жителей при оптимальном радиусе участка 7-10 км.

Задачи СВУ:

1) оказание населению общедоступной квалифицированной врачебной помощи;

2) проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий;

3)  формирование у населения навыков здорового образа жизни, в том числе рационального питания, режима труда и отдыха, борьба с курением и
другими вредными привычками.

 Основное значение в структуре СВУ имеет ФАП.

На ФАП возлагается проведение профилактических мероприятий и оказание доврачебной медицинской помощи населению на сельском врачебном участке. ФАП может быть организован при числе жителей в сельском населенном пункте от 300 человек и более и расстоянии до ближайшего медицинского учреждения 2 км и более. Работа ФАП осуществляется на основании «Положения о ФАП», утв. МЗ СССР №1000 от 1981 г.

ФАП должен иметь специальное помещение, отвечающие санитарно-гигиеническим требованиям и задачам работы данного учреждения. Во многих сельских населенных пунктах построены типовые ФАП, в которых можно принимать больных и беременных. При ФАП обязательно имеется квартира фельдшера, кабинет зубного врача, процедурный кабинет, изолятор, кабинет физиотерапии.

В настоящее время функции ФАП весьма многогранны и включают  3 направления:

- санитарно-противоэпидемическая работа,

-лечебно-профилактическая помощь взрослому населению,

-медицинское обслуживание женщин и детей.

1. Санитарно-противоэпидемическая работа:

1) текущий надзор за пищевыми, дошкольными и школьными объектами;

2) противоэпидемические мероприятия при возникновении инфекционных   

    заболеваний (дизентерии, болезни Боткина – особенно в дошкольных учреждениях);

3) проведение профилактических прививок;

4) санпросветработа;

5) противопаразитарные мероприятия (вши, чесотка, гельминты);

6) санитарный актив и работа с ним.

П. Лечебно-профилактическая помощь взрослому населению:

1) амбулаторный прием на ФАП и помощь на дому;

2) проведение профосмотров пищевиков и работников дошкольных и школьных учреждений;

3) диспансеризация;

4) оказание доврачебной медицинской помощи;

5) выполнение врачебных назначений;

6)  в период полевых работ – выезды для медико-санитарного обследования работающих в поле;

7) проведение мероприятий по охране труда сельхозработников - по снижению травматизма.

        В составе персонала ФАП входит кроме фельдшера и акушерка, которая проводит акушерско-гинекологическую помощь сельским жительницам. Это может быть и фельдшер с акушерским образованием: фельдшер-акушер.

Ш. Медицинское обслуживание женщин и детей:

1) наблюдение за беременными и роженицами (беременные во второй половине беременности переводятся на легкую работу);

2)   психопрофилактика беременных к родам;

3)  оказание помощи роженицам и родильницам;

4) организация школы матери и ребенка (о вреде аборта);

5)   помощь гинекологическим больным;

6) диспансерное наблюдение за детьми и проведение послеродового патронажа и патронажа грудных детей (1-й месяц 5 раз, 2-й  - 3 раза, 3-5-й - 2 раза, 6-12-й - 1раз в месяц;

7) оказание лечебной помощи детям;

8) мероприятия по профилактике рахита, организация рационального питания и контроль за физическим развитием детей.

На ФАП ведется соответствующая документация по каждому отмеченному виду работы, которая раз в году проверяется комиссией ЦРБ.

Фельдшер должен знать демографические показатели на участке (рождаемость, смертность общая и детская, естественный прирост, возрастно-половой и профессиональный состав населения, размещение его по территории), заболеваемость населения (туберкулез, инфекции, кожвензаболевания, онкологические болезни), санитарное состояние участка, вредные привычки населения.

Фельдшер ФАП ведет ежедневный учет работы по установленной форме и на основании их составляет отчет и планирует работу на очередной месяц и год. По документации судят о профессиональных нарушениях или правильности назначения лечения.

В настоящее время в связи с отсутствием врачебных кадров в сельской местности, резкого сокращения числа малорентабельных сельских больниц и привлечения желающих врачей работать в сельской местности утвержден национальный проект «Здоровье». В соответствии с ним на селе открываются «врачебные офисы», в которых работают врачи общей практики. Опыт Самарской области показал, что увеличивая зарплату врачам, предоставляя рядом с офисом собственный дом и машину, можно на селе организовать современное здравоохранение (рис.3 и рис.4). Врачебный офис работает на правах отделения ЦРБ, в среднем 4-5 врачебных офисов на одно ЦРБ. Типовое 2-хэтажное здание имеет площадь 130м2 и имеет 6 кабинетов: смотровой, прививочный, процедурно-перевязочный, лабораторию. Работают в нем сельский врач общей практики и фельдшер. Пием с 9 до 13 час: осмотры, перевязки, ЭКГ. Вторник и четверг – дни малышей. Фельдшер выполняет медицинские процедуры, а врач ведет прием. После приема - вызовы.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: