Статья 3 ФЗ "Об ИП" посвящена правовым источникам исполнительного производства. Законодательство РФ Об ИП основано на:1К РФ. При этом всегда обращается внимание на то, что ст. ст. 71, 72 Конституции РФ не относят вопросы исполнительного производства ни к исключительному федеральному ведению, ни к совместному ведению РФ и субъектов РФ. Согласно ст. 73 К РФ вне пределов ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ во всех остальных сферах субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти. Вместе с тем вопросы исполнительного производства нельзя относить к ведению субъектов РФ. В период принятия Конституции РФ исполнительное производство было неотъемлемой частью гражданского процессуального законодательства, которое, в свою очередь, отнесено к исключительному ведению РФ. Законодательство Об ИП с 1997 г. носит самостоятельный характер и вряд ли может быть отнесено к той или иной процессуальной отрасли права. Исходя из изменившейся правовой реальности правильно считать, что исполнительное производство, так же как и процессуальные отрасли права, относится к ведению РФ. О правильности данного вывода свидетельствует и содержание ст. 3 ФЗ "ИП".
2 В ч. 1 ст. 3 ФЗ "Об ИП" также очерчен круг законодательных источников исполнительного производства: "Законодательство Об ИП состоит из ФЗ "Об ИП" от 2 октября 2007г., ФЗ от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах" и иных ФЗ, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц". Одной из особенностей законодательных источников исполнительного производства является их разбросанность по различным правовым актам. Многие вопросы исполнительного производства в той или иной степени отражены в кодифицированных актах: АПК РФ, ГК РФ, ГПК РФ, КоАП РФ, ТК РФ, УПК РФ, УИК РФ и др. Так, в АПК РФ и ГПК РФ соответствующие разделы посвящены сугубо исполнительному производству. Кроме того, названные кодифицированные акты регулируют особенности рассмотрения дел по оспариванию действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей. УИК РФ регламентирует особенности исполнения судебных приговоров осужденными и пр. Отдельные вопросы, связанные с исполнительным производством, освещены в законах (например, Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" и пр.).3 В соответствии с ч. 2 ст. 3 ФЗ "Об ИП" нормы федеральных законов, регулирующие условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, должны соответствовать ФЗ "Об ИП". Иными словами современное законодательство установило приоритет ФЗ "Об ИП" над иным законодательством, содержащим положения об исполнении. Такой подход соответствует общетеоретическому положению о приоритетности норм специального закона, над нормами общих законов.
4 На основании и во исполнение ФЗ "Об ИП" Президент РФ и Правительство РФ принимают нормативные правовые акты по вопросам обеспечения исполнительного производства. К примеру, вопросы исполнительного производства затрагиваются в Указах Президента РФ от 16 июля 1997 г. N 730 "О Государственной комиссии по защите прав инвесторов на финансовом и фондовом рынках России", от 13 октября 2004 г. N 1316 "Вопросы федеральной службы судебных приставов", от 18 ноября 1995 г. N 1157 "О некоторых мерах по защите прав вкладчиков и акционеров" и т.д.Постановления Правительства РФ также содержат регулирование отдельных вопросов исполнительного производства, к примеру от 29 мая 2004 г. N 257 "Об обеспечении интересов РФ как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства".Исполнительное производство регулируется также приказами министра юстиции РФ, главного судебного пристава РФ.
5 Действует общее правило о приоритете норм международного права перед правом национальным, что выражено применительно к исполнительному производству в следующей норме: "Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством РФ Об ИП, то применяются правила международного договора" (ч. 4 ст. 3 ФЗ "Об ИП"). Конвенции о правовой помощи, двухсторонние договоры нередко затрагивают вопросы исполнения судебных актов и актов иных органов и должностных лиц. Например, вопросы исполнительного производства затрагиваются в Минской конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г., Конвенции ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений от 10 июня 1958 г. и пр.6 Помимо нормативно-правовых источников исполнительного производства важное место занимает судебная практика: постановления Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.