Понятие и соотношение категорий «унификация права» и «гармонизация права»

Тема 3. Унификация МЧП

План

1.1. Понятие и соотношение категорий «унификация права» и «гармонизация права».

1.2. Виды унификации норм МЧП.

1.3. Применение и толкование унифицированных норм права.

1.4. Гармонизация международного частного права.

1.5. Роль международных организаций в унификации норм МЧП

 

Понятие и соотношение категорий «унификация права» и «гармонизация права».

Учёные называют следующие современные глобальные тенденции развития международного частного права: 

Во-первых, это усиление значения и практически ощущаемой регулирующей роли, которую играют международно-правовые источники, прежде всего международные договоры.

 Во-вторых ,   расширение сферы и укрепление такого явления, как унификация права посредством создания норм МЧП международно-правовым путем.

 В-третьих, все более набирает силу очевидная тенденция национально-правовой систематизации и кодификации норм международного частного в отдельных государствах. Наиболее отчетливо эта особенность современного развития МЧП прослеживается в практике европейских государств.[1]

Одной из важнейших современных глобальных тенденций в развитии международного частного права является расширение сферы и укрепление такого явления, как унификация права посредством создания норм МЧП международно-правовым путем.

Унификация получает развитие преимущественно в XX столетии. Уже во второй половине XIX в. торговые отношения между странами стали интенсивно развиваться, расширялось межгосударственное взаимодействие в различных сферах хозяйственной и культурной жизни. Стало очевидно, что национальные законодательства не могут эффективно регулировать частноправовые отношения, возникающие в международной сфере, только на основе национальных коллизионных норм. 

В 1865 г. первый конгресс специалистов по торговому праву (Шеффилд) изучил возможности унификации некоторых разделов морского права. В 1877 г. Международная ассоциация права осуществила первую унификацию в области морского права, приняв Йорк-Антверпенские правила об общей аварии. За этой частной унификацией быстро последовало заключение конвенций, преследовавших ту же цель унификации: в Берне были приняты конвенции об авторском праве (1886 г.) и о железнодорожных перевозках грузов (1890 г.), в Брюсселе — конвенция по морскому праву. В 1888-1889 гг. состоялся Первый Южноамериканский международный конгресс в Монтевидео, где были приняты девять договоров. По выражению Н.Г. Дорониной, эти договоры представляют собой «всеобъемлющий кодекс международного частного права, регулирующий отношения с иностранным элементом в гражданском, гражданско-процессуальном, торговом, уголовном и уголовно-процессуальном праве»[2]. 1939-1940 гг. в Монтевидео состоялся Второй Южноамериканский международный конгресс, где были приняты девять конвенций, призванные заменить предыдущие.

В 1893 г. начала работу Гаагская конференция по международному частному праву. Перед Первой мировой войной были подписаны несколько конвенций, имевших своим объектом область коллизии законов. Среди них — Конвенция об урегулировании законов в области заключения брака (1902 г.), Конвенция об урегулировании коллизий законов и о юрисдикции относительно разводов и судебного разлучения супругов (1902 г.) и Конвенция о коллизиях законов относительно личных и имущественных отношений супругов (1905 г.). Движение продолжалось и в дальнейшем привело к принятию Гаагских конвенций о заключении брака и признании его недействительным (1976 г.), о признании развода и судебного разлучения супругов (1970 г.) и многих других международных соглашений в сфере частного права.

Процесс международной унификации, начавшись в конце XIX в., к середине XX в. набрал обороты, и сегодня, в XXI в., унификация охватывает очень широкий круг вопросов частного права. В связи с объединением Европы, а также активной интеграцией постсоциалистических стран в мировое экономическое пространство международно-правовая унификация приобретает новую актуальность. Стремление к достижению международного единообразия норм международного частного права представляет собой самую прогрессивную цель движения за совершенствование правовых основ сотрудничества разно национальных субъектов права[3].

Одним из примеров успешной унификации МЧП в рамках Латиноамериканского региона является Кодекс международного частного права – Кодекс Бустаманте (Гавана, 20 февраля 1928 г.). Кодекс назван по имени своего создателя.

Кодекс разделён на вводную часть и пять книг (международное гражданское и коммерческое право, международное уголовное право, международное процессуальное право). Кодекс содержит общие принципы, согласно которым в дальнейшем формулируются коллизионные привязки. Кодекс исходит из трёх формул прикрепления: во-первых, личный закон (lex personalis), который следует за индивидом даже при перемещении за границу;

во-вторых, территориальный закон, который является обязательным как для собственных граждан, так и для иностранцев;

 в-третьих, lex voluntatis – закон применяется исключительно на основе волеизъявления сторон.[4]

Кодекс Бустаманте - это полномасштабная кодификация унифицированных региональных коллизионных норм, которые действуют и применяются судами государств-участников. Кодекс представляет собой до сих пор непревзойдённую унификацию коллизионного права.[5]

В 60-х гг. XX столетия был создан Международный симпозиум по Кодексу Бустаманте – универсальная межправительственная организация, членами которой являются государства разных регионов (Польша, Австрия Египет и др.).

В науке международного частного права существует целый ряд определений унификации правовых норм. Специалисты в области международного частного права рассматривают унификацию в рамках регулирования отношений, осложнённых иностранным элементом, в целях устранения различий материального гражданского, семейного, трудового законодательства различных государств. Остановимся на некоторых определениях.

Остановимся более подробно на позиции С.С. Сафроновой. Она рассматривает международную унификацию права в широком смысле как правотворческий процесс, направленный на создание во внутреннем праве различных государств норм, согласованных, не противоречащих друг другу, схожих между собой, причем содержание их может не быть идентичным. 

Для обозначения разновидности унификации, в процессе которой результатом заключения международного договора (конвенции) является установление в национальном праве государств-участников абсолютно идентичных по содержанию норм, правильным, по мысли С.С. Сафроновой, представляется употребление термина «униформизация».

Термин «гармонизация права» уместно употреблять для обозначения такой разновидности международно-правовой унификации, при которой:

а) в результате заключения международного договора (конвенции) по унификации не происходит установления одинаковых юридически обязательных норм в национальных законодательствах государств-участников, а устанавливается лишь соответствие в регулировании охватываемых договором вопросов;

б) использование государствами типового закона или акта рекомендательного характера приводит к той или иной степени сближения национальных законодательств.[6]

При этом все авторы, пишущие об унификации, практически одинаково понимают сущность унификации.  Это правотворческий процесс, главная особенность которого заключается в том, что он происходит в двух правовых системах – в международном праве и во внутреннем праве государства, с применением международно-правовых и национально-правовых форм и механизмов. В связи с этим Г.К. Дмитриева называет два этапа (две стадии) процесса унификации.[7] 

Первый этап. На этом этапе создаются единообразные нормы в форме международных договоров и государства берут на себя международные обязательства обеспечить их применение. Данный процесс трудоемкий, сложный и часто длительный. Он сопровождается поисками компромиссных решений с целью согласования позиций разных государств, на которые влияют не только особенности собственных правовых систем, но политические и другие интересы. В качестве примера можно привести разработку международной конвенции ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности, которая была открыта для подписания только в 2005 году. Вопрос об иммунитете был включён в программу работы Комиссии международного права с целью подготовки проекта конвенции ещё в 1977 году. В 1991 году проект статей «Юрисдикционные иммунитеты государств и их собственности» был передан Генеральной Ассамблее ООН и только в конце декабря 2004 г. Конвенция была принята и открыта для подписания. 

На первом этапе нормы ещё не унифицированные, так как они не вошли в правовые национальные системы. Их предлагают называть унифицирующими нормами. Принятие международного договора и соответственно международно-правовых обязательств государствами завершает первый этап унификации.

Второй этап. Процесс признания государствами унифицирующих норм в качестве национально-правовой нормы и превращение их в унифицированные нормы. Восприятие международно-правовых норм национальным правом называется либо трансформацией,либо  имплементацией. Процесс восприятия обеспечивается национально-правовыми механизмами. В праве разных государств они различны, но имеют много общих черт.

Суммируя данные учёными различные определения унификации, можно дать следующее определение международной правовой унификации. Унификация  представляет собой правотворческий процесс в целях создания одинаковых (единообразных) унифицированных норм в национальных правовых системах разных государств. Цель унификации состоит в преодолении различий между национальными правовыми системами, а также в создании новых норм, восполняющих существующие пробелы в регулировании некоторых специальных вопросов.

Помимо термина «унификация» в процессе создания единого международного правового пространства используются также термины «гармонизация» и «униформизация». Учёные разграничивают эти понятия. В качестве критерия разграничения принимаются в единстве форма, метод и результат процесса сближения правовых систем различных государств. Все эти понятия тесно взаимосвязаны друг с другом, но при этом они несут на себе различную смысловую нагрузку.

Что касается униформизации права, то относительно ее природы мнения тех ученых, кто признаёт необходимость этого термина в области международного частного права, более или менее едины. Униформизация права рассматривается как составляющая разновидность унификации, так называемая прямая унификация, при которой результатом заключения международного договора (конвенции) становится установление в национальном праве государств-участников абсолютно идентичных по содержанию норм. 

Не так однозначно в литературе соотносятся понятия «унификация» и «гармонизация» права. С.С. Сафронова употребляет термин «гармонизация права» как синоним косвенной унификации. При такой гармонизации государства используют во внутреннем праве международный договор, не налагающий на них никаких международных обязательств, в качестве модели. Или же государства применяют положения типового договора или акта рекомендательного характера, изданного в рамках международной организации, в результате чего в национальных законодательствах государств устанавливаются нормы схожие по содержанию, но не идентичные[8]. Такое же соотношение терминов «унификация» и «гармонизация» свойственно и многим другим авторам.[9] То есть,  унификация рассматривается в широком значении и в узком. Гармонизация выступает как «косвенная унификация», то есть охватывается термином «унификация» в широком значении.

По-другому рассматривает соотношение этих понятий Г. К. Дмитриева. По её мнению гармонизация - это процесс, направленный на сближение права разных государств, на устранение или уменьшение различий. Гармонизация, по мнению Г.К. Дмитриевой, более широкое понятие, так как сближение происходит и за пределами унификации. Поэтому следует различать гармонизацию в широком смысле слова, которая включает в себя и унификацию, и гармонизацию в узком значении, отличную от унификации. [10]

Главное отличие гармонизации права от унификации — отсутствие в этом процессе международно-правовых обязательств государств, закрепленных международным договором. Отсутствие договорной формы не является только формальным моментом, а определяет специфику всего процесса гармонизации: порядок создания и применения норм права, его конечный результат.

Вместо принятия единообразных и тем более идентичных правовых норм, вводимых в национальный правопорядок соответствующих государств, при данном процессе согласовываются нормы и правила, которые государства вольны вводить в свой правопорядок полностью, частично или не вводить вообще. Можно отметить, что особенностью процесса гармонизации является определенная односторонность соответствующих акций со стороны государств. 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: