Гармонизация международного частного права

Учёные отмечают, что дать определение термину гармонизация довольно сложно.[23] Достаточно распространённым является мнение, что гармонизация наряду с унификацией является одним из методов правовой интеграции. Суть интеграции заключается в преобразовании правовых норм путём приведения к единому знаменателю. Гармонизация законодательства и правоприменительной практики является ведущим инструментом интеграции. Без гармонизации интеграция невозможна.[24]

Гармонизация права – не новое явление. Весь исторический процесс развития внутреннего права государств сопровождался элементами гармонизации, так как, формируя свою правовую систему, государства заимствовали опыт друг друга. Однако вопрос о гармонизации как об особом социально-правовом явлении возник в XIX в. одновременно и параллельно с проблемой унификации права, и получил особую актуальность в наше время.

Гармонизация права осуществляется стихийно и целенаправленно. Суть стихийной гармонизации в том, что в процессе взаимодействия между государствами возникало похожее или единообразное регулирование. Такое взаимодействие могло принимать любые формы, в том числе и насильственные. Например, постоянные войны приводили к распространению права завоевателей на территории покоренных народов (правда, известны случаи, когда завоеватели воспринимали более развитое право покоренных, например, варвары воспринимали право павшей Западной Римской империи). Колонизация сопровождалась принудительным импортом европейского права на колонии. К стихийной гармонизации следует отнести и заимствование опыта других государств, в результате происходило сближение права, хотя такая цель и не ставилась.

Одним из способов гармонизации права является рецепция — одностороннее заимствование одним государством у другого крупных массивов права. Исторически известна крупномасштабная рецепция римского права европейскими государствами,[25] что привело к формированию единой системы (школы) континентального права.

Когда в 476 г. Рим пал под натиском варваров, действие римского права сохранилось по принципу личного подчинения закону населения бывшей римской империи и духовенства. Варвары-завоеватели не имели системы частного права. При отсутствии римского права они выработали бы какой-то свой Свод, но здесь оказалась в готовом виде система, соответствовавшая возникающим запросам общественной жизни.

Всеобщее применение римского права в Европе официально впервые осуществлено в XII веке по закону Лотаря II, но фактически применение его никогда не прекращалось. Германские императоры, считавшие себя преемниками римских, активно способствовали рецепции римского права.[26]

 Известны заимствования кодексов гражданского права (например, Кодекс Наполеона был введен в Бельгии; еще в советский период Монголия заимствовала ГК Российской Федерации). Подобные случаи следует отнести к стихийной гармонизации, так как при этом не ставилась цель сближения права.

Рецепция широко распространена и в наше время. Причем на рубеже веков она все чаше становится целенаправленным способом гармонизации права. Речь идет, прежде всего, о бывших социалистических странах, в том числе о России, которые используют рецепцию для перестройки своих правовых систем в соответствии с требованиями рыночной экономики. Особенность этой рецепции заключается в том, что воспринимается не право конкретного государства, а опыт наиболее развитых правовых систем. При этом ставится цель не только перестройки своего права, но и достижения сближения, т. е. гармонизации своего права с правом других государств, так как серьезные расхождения в праве препятствуют успешному взаимодействию между странами.

Гармонизация может быть односторонней или взаимной. При односторонней гармонизации право одного государства адаптируется к праву другого государства. Все перечисленные варианты гармонизации относятся к односторонней. При взаимной гармонизации участники предпринимают на согласованной основе меры к сближению права.

 Гармонизация может осуществляться с использованием национально-правовых средств или с использованием международных средств, в том числе международно-правовых. Гармонизация на национально-правовой основе всегда односторонняя: государство в свое национальное право вводит отдельные нормы иностранного права, или целые комплексы норм, или целые законы. Взаимная гармонизация – это относительно новый способ, получивший большое распространение к концу XX в., и осуществляется он преимущественно с помощью механизмов международных, вырабатываемых, в том числе межправительственными и неправительственными организациями. Это характерная черта современного процесса гармонизации права. Она происходит в форме резолюций международных органов и организаций.

Примером подобной гармонизации на универсальном уровне может быть подготовленный ЮНСИТРАЛ Типовой закон о международном коммерческом арбитраже. Он одобрен резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 11 декабря 1985 г. и рекомендован государствам для принятия соответствующих законов. Ряд государств приняли национальные законы о международном коммерческом арбитраже: Австралия, Болгария, Венгрия, Канада, Украина и др. К числу этих государств относится и Россия, принявшая соответствующий Закон «О международном коммерческом арбитраже» в 1993 г.[27]

 Кроме Типового закона о международном коммерческом арбитраже ЮНСИТРАЛ разработал еще несколько типовых законов: «О международных кредитовых переводах» 1992 г., «Об электронной торговле» 1996 г., «О трансграничной несостоятельности» 1997 г. и др.

Существует, однако, мнение, что модельное законодательство не оправдало себя как средство гармонизации права даже в США, где модельные акты используются как средство унификации с 1892 г.[28]

На региональном уровне необходимо отметить Модельный гражданский кодекс, принятый Межпарламентской ассамблеей государств — участников СНГ в 1994—1996 гг. в качестве рекомендательного законодательного акта для СНГ. Этот модельный акт также не является юридически обязательным документом

По мнению А. Маковского, создание модельного Гражданского кодекса для стран СНГ – это самый крупный результат унификации законодательства стран СНГ.[29] Так, на основе Модельного ГК были приняты (с некоторыми отступлениями от модели) Гражданские кодексы в семи государствах – участниках СНГ: Армении, Беларуси, Казахстане, Киргизии, России, Таджикистане и Узбекистане. Во многом модель была использована при создании ГК Украины. Учёные расценивают принятие ГК на основе Модели ГК как самый крупный результат унификации этих стран вообще.

С понятием гармонизации связан вопрос о методах унификации. По вопросу о методах унификации единого мнения в доктрине международного частного права пока не сложилось. Чаще всего называются одним именем и виды унификации, и её методы. Например, по предмету согласования различают метода унификации коллизионных и материально-правовых норм. Однако, называя виды унификации, мы тоже говорили об унификации коллизионных и материально-правовых норм, но уже с позиций методов регулирования.

С позиций проблемы гармонизации представляет интерес выделение методов международно-договорной или конвенционной унификации и метод не конвенционной (не законодательной) унификации, а также метод «прямой» и метод «косвенной» унификации.[30]

Учёные выделяют три случая не конвенционного (не законодательного) метода унификации, что по существу совпадает с тем, что мы называем гармонизацией.

1. В первом случае речь идёт о его использовании международными межправительственными организациями. Происходит согласование тех или иных правил и предписаний, однако они не фиксируются в международных конвенциях, а принимаются в виде Типового или модельного закона. В этой форме был принят, например, Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международном коммерческом арбитраже. Этот типовой закон обсуждался на конгрессе по международному коммерческому праву в Дели, где присутствовало более 200 экспертов со всего света. Два фактора обусловливают тот факт, что государства используют такие Типовые законы в качестве основы для принятия своего собственного законодательства:

во-первых, разработка таких законов осуществляется на международном уровне с широким привлечением заинтересованных представителей государств и международных организаций;

во-вторых, высокий авторитет организаций, в рамках которых происходит принятие таких законов. Так, на основании Типового закона ЮНСИТРАЛ о международном коммерческом арбитраже 31 государство, включая и Россию, приняло национальные законы о международном коммерческом арбитраже.

2. Во втором случае применения метода не конвенционной унификации международные межправительственные организации разрабатывают различного рода типовые общие условия заключения и исполнения договоров, рекомендаций и практических руководств. В силу высокого авторитета международных организаций, разрабатывавших эти документы, они применяются на основании соглашения сторон соответствующего контракта без какого-либо закрепления в международно-правовых договорах или внутригосударственных актах. В качестве примера таких документов можно назвать Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ 1976 г., Правовое руководство ЮНСИТРАЛ по встречной торговле 1994г., Принципы УНИДРУА 1994 (2004) г.

3. Третий случай состоит в разработке неправительственными организациями различного рода документов, используемых в договорной практике. Например, правила и рекомендации Международной торговой палаты (Унифицированные правила для документарного аккредитива 1994 г., Унифицированные правила по инкассо 1995 г, Правила толкования торговых терминов-ИНКОТЕРМС и т.д.).

ВЫВОДЫ: Гармонизация в отличие от унификации представляет собой процесс сближения правовых норм разных государств путём создания похожих, но не одинаковых норм.

 Гармонизация как более простой и «мягкий» процесс, не связывающий государства жёсткими юридическими обязательствами, оказывается более предпочтительной и реально способствует процессу сближения международного частного права различных государств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: