Субъектная структура и основные модели конкурентно-рыночной экономики

Структура рынка может быть субъектной и объектной. Если субъектная структура рынка раскрывает состав его участников, то объектная зависит от того, чем на данном рынке торгуют.

Как известно, субъектами рынка являются домашние хозяйства (индивидуумы) и фирмы.

Под термином «домашнее хозяйство» не понимается какое-то производство, семейное предприятие, личное подсобное хозяйство, он никак не связан с процессом производства. Человек может работать на каком-то предприятии либо быть собственником предприятия, но одновременно является членом домашнего хозяйства. Домашние хозяйства, владеющие ресурсами, получают факториальные доходы (доходы собственников производственных ресурсов). Выделяют следующие укрупненные виды ресурсов: труд, капитал, земля (природные ресурсы), предпринимательская способность. Их собственниками являются исключительно индивиды (домашние хозяйства), фирмы не владеют ресурсами. Правда, некоторые виды ресурсов (земля, капитал) могут также находиться в государственной собственности. С собственностью на ресурсы связаны доходы домашних хозяйств. Человек, который работает по найму, продает свой труд, получая взамен доход в виде заработной платы. Доход собственника капитала — процент с капитала. Собственник земли может сдавать ее в аренду и получать ренту (следует оговориться, что понятие «рента» в экономической науке и практике имеет много других значений, кроме приводимого здесь). Наконец, человек, занимающийся предпринимательской деятельностью, использует свой специфический ресурс — предпринимательскую способность и получает доход в виде прибыли.Вторая категория участников рынка — это фирмы. Они занимаются производством благ, в процессе которого используют ресурсы, покупаемые у домашних хозяйств. Соответственно, плата за привлекаемые ресурсы составляет издержки фирм, а выручка от продажи произведенных благ — доходы фирм.

Домашние хозяйства, получив доходы от продажи на рынке своих ресурсов, тратят их на покупку благ, производимых фирмами. Так осуществляется экономический кругооборот доходов и товаров. 

Основные модели: Американская модель — это либеральная рыночно-капиталистическая модель, предполагающая приоритетную роль частной собственности, рыночно-конкурентного механизма, капиталистических мотиваций, высокий уровень социальной дифференциации. Германская модель, сочетающая рынок с высокой степенью государственного интервенционизма, характеризуется следующими чертами:- индивидуальная свобода как условие функционирования рыночных механизмов и децентрализованного принятия решений. В свою очередь, это условие обеспечивается активной государственной политикой поддержания конкуренции;

- социальное равенство - рыночное распределение доходов обусловлено объемом вложенного капитала или количеством индивидуальных усилий, в то время как достижение относительного равенства требует энергичной социальной политики. Социальная политика опирается на поиск компромиссов между группами, имеющими противоположные интересы, а также на прямое участие государства в предоставлении социальных благ, например, в жилищном строительстве;

- антициклическое регулирование;

- стимулирование технологических и организационных инноваций;

- проведение структурной политики;

- защита и поощрение конкуренции. Перечисленные особенности германской модели есть производные от основополагающих принципов социальной рыночной экономики, первым из которых является органическое единство рынка и государства.

Японская модель — это модель регулируемого корпоративного капитализма, в которой благоприятные возможности накопления капитала сопрягаются с активной ролью государственного регулирования в сферах программирования экономического развития, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики и с особым социальным значением корпоративного начала.

Шведская модель - это социал-демократическая модель, которая отводит государству место верховной социально-экономической силы. Демократически избранной государственной власти делегируются огромные полномочия по регулированию социально-экономической жизни. Однако нельзя не признать, что концептуальные различия между социальной рыночной экономикой и "скандинавским социализмом" на практике стираются.

13. Механизм и виды рыночного равновесия. Рыночный механизм — это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции и основных экономических законов рынка. Рыночный механизм действует на основе экономических законов: изменения спроса, изменения предложения, равновесной цены, конкуренции, стоимости, полезности и прибыли. Главными действующими целями на рынке являются спрос и предложение, их взаимодействие определяет, что и в каком количестве производить и по какой цене реализовать. Цены являются важнейшим инструментом рынка так как они обеспечивают его участников необходимой информацией, на основе которой принимается решение об увеличении или сокращении производства того или иного товара. В соответствии с этой информацией происходит движение потоков капиталов и труда из одной отрасли в другую. Виды рыночного равновесия бывает устойчивым и неустойчивым. Если после нарушения равновесия рынок приходит в состояние равновесия и устанавливаются прежние равновесные цена и объем, то равновесие называют устойчивым. Если после нарушения равновесия устанавливается новое равновесие и изменяется уровень цен и объем спроса и предложения, то равновесие называют неустойчивым. Различают три вида рыночного равновесия: мгновенное,краткосрочное и долгосрочное, через которые последовательно проходит предложениев процессе увеличения его эластичности в ответ на возрастание спроса.

При мгновенном равновесии резкое изменение спроса в результате скачкообразного роста доходов населения или расширения рынка в условиях абсолютно неэластичного предложения приводит к скачкообразному росту рыночной цены.

При краткосрочном равновесии предложение будет выше, чем в мгновенном. Такое увеличение предложения будет возможно, если предприниматель, например, экстренно отзовет своих работников из отпусков. В то же время увеличение предложения приведет к снижению цены. Краткосрочное равновесие достигается на том уровне, когда цена еще по-прежнему стимулирует дополнительное производство, увеличение которого, с другой стороны, требует уже замены оборудования, технологии.

В период долгосрочного равновесия уже осуществлена замена оборудования, а также нанята более квалифицированная рабочая сила. Дальнейший наклон кривой предложения приводит, помимо увеличения количества предлагаемого, и к дальнейшему снижению цены. Цена, снижается почти до того уровня, который был перед резким изменением спроса, но не становится прежней в силу того, что общее равновесие на рынках факторов производства изменилось в результате деятельности самой фирмы или отрасли по привлечению нового оборудования и других факторов производства. В целом цена становится несколько выше, чем раньше.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: