Сущность интерактивных методов и типы интерактивности

Методические указания

По подготовке и проведению занятия «семинар – диспут»

По дисциплине «Университетское образование» 

С использованием интерактивного метода

Для студентов 1 курса

Направления подготовки 38 03 01 «Экономика»,

Профиль – «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», всех форм обучения

   

                                          

 

 

Севастополь

2014


Методические указания по подготовке и проведению занятия «семинар – диспут» по дисциплине «Университетское образование» с использованием интерактивного метода для студентов 1 курса направления подготовки 38 03 01 «Экономика», профиль – «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», всех форм обучения. / Сост. Л.И. Лысенко - Севастополь: Изд - во СГУ, 2014, - 20 с.

Цель методических указаний – обмен опытом, оказание помощи преподавателям и студентам в подготовке и проведении занятия «семинар-диспут» с использованием интерактивного метода.

 

Методические указания рассмотрены и утверждены на заседании кафедры «Учет и аудит», протокол № от. 11. 2014г.

 

 

Рецензенты: доцент Саченок Л. И.,

                 ст. преподаватель Березина И.В.,

                 ст. преподаватель Кобылянская М.С.

 

 

Ответственная за выпуск: зав. каф. «Учет и аудит» - Т.М. Одинцова

 




Содержание

Общие положения

Сущность и типы интерактивности

Эффективность интерактивных методов обучения

Интерактивный метод «семинар – диспут», действующие лица и их функции

Организационные этапы и методические основы проведения занятия «семинар – диспут»

Организация занятия «семинар – диспут»

Методические основы и критерии оценки эффективности  проведения занятия «семинар – диспут»

Опыт проведения занятия «семинар – диспут» на 1 курсе в 1 семестре дневного отделения с применением интерактивного метода

Итоги занятия «семинар – диспут»

Мнение наблюдателя о занятии «семинар – диспут»

Список использованных источников



Общие положения

 Современное университетское образование во всем мире переживает интенсивную смену парадигм. Этот процесс, со всей остротой ставит вопрос о цели, содержании, методах образования. Необходимость перехода от парадигмы обучения к парадигме учения ощущается всеми, кто связан с образовательным процессом, но, прежде всего, студентами и преподавателями высшей школы. В парадигме учения методические инновации связаны с применением интерактивных (ИА) методов обучения.

  ИА методы - это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все студенты оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.

   Совместная деятельность студентов в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет студентам не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого; взвешивать и оценивать различные точки зрения; участвовать в дискуссии; вырабатывать совместное решение.

   В учебном процессе интерактивные методы позволяют преподавателю создавать особую учебную среду, творчески конструировать учебную ситуацию, добиваясь повышения активности студентов в овладении знаниями и умениями, и, тем самым, улучшая качество учения последних. В свою очередь, студенты непосредственно ощущают результаты собственного учения. Оценка знаний не относится на конец семестра, а осуществляется непрерывно. При этом она носит публичный характер и определяется на основе навыков и умений студента.

  Значение использования в образовательном процессе интерактивных методов обучения заключается, прежде всего, в повышении качества подготовки специалистов. Смысл данных приемов состоит в следующем:

- в повышении учебно-познавательной активности студентов, интереса к учебным занятиям;

- в инициировании самостоятельной мыслительной деятельности;

 - в развитии творческого потенциала личности студента;

 - в предупреждении утомления, создании комфортной среды для обучения и воспитания личности будущего специалиста;

- в создании условий для формирования профессионально-значимых личностных качеств и др.

Дополнительным стимулирующим фактором для использования интерактивных методов являются: внедрение в образовательный процесс уровневой подготовки, определение в государственных образовательных стандартах общекультурных и профессиональных компетенций, которыми должен обладать выпускник вуза.

Сущность интерактивных методов и типы интерактивности

 

Слово "интерактив" образовано от слова "interact" (англ.), где "inter" - взаимный, "act" -- действовать. "Интерактивность" означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога. Следовательно, интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение.

     Диалог возможен и при традиционных методах обучения, но лишь на линиях: "преподаватель - студент" или "преподаватель - группа студентов (аудитория)". При интерактивном обучении диалог строится также и на линиях: "студент – студент " (работа в парах); "студент -- группа студентов" (работа в группах); "студент - аудитория" или "группа студентов - аудитория" (презентация работы в группах); "студент -- компьютер" и т.д. Интерактивные методы обучения весьма эффективны при проведении семинарских занятий. Среди них, прежде всего можно выделить "метод обсуждения в малых группах".

  Интерактивные методы преподавания позволяют не только проявиться способностям каждого студента, но и активно способствуют их формированию и совершенствованию. В частности, они дают возможность создать ситуацию, в которой бы студенты самостоятельно открывали и конструировали знания. Ценность такого сформированного умения в процессе овладения будущей профессией и в социальной практике, несомненна. По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и студента: активность преподавателя уступает место активности студента, а задачей преподавателя становится создание условий для инициативы.

Различие между традиционными и интерактивными формами усматривается в следующем: при активной форме работает прямая и обратная связь между преподавателем и студентом, при интерактивной – указанный вид связей распространяется на всех участников учебного процесса без выделения приоритета кого-либо из них. Именно эта особенность интерактивного обучения, по нашему мнению, и определяет соответствующую методику проведения занятий. Если активная форма проведения занятий несет в себе все составляющие элементы традиционной формы, то есть четко выделяется цель проведения занятия (усвоить, углубить, приобрести соответствующие навыки, умения и т. п.); определяются учебные вопросы; методика проведения занятия, материально-техническое обеспечение, учебная группа, с которой проводятся занятия, критерии оценок и т. п., то интерактивная форма предполагает иной сценарий, выходящий за пределы его традиционного оформления пусть даже и с учетом активных методов проведения занятий. По нашему мнению, интерактивная форма проведения занятий, прежде всего, должна носить ярко выраженный проблемный характер, охватывать все виды учебных занятий по данной теме и, соответственно, определять специфику их подготовки и проведения.

 Выбор темы для проведения интерактивного занятия должен соответствовать ее актуальности, теоретической и практической востребованности для студентов в их профессиональной деятельности. Основной формой проведения этого вида занятия является семинар, который может проводиться в виде научно-теоретической, теоретико-методологической, научно-практической конференции и должен иметь открытый характер, т.е. все, для кого проблема семинара является интересной, могут выступить на нем с сообщением по решению обсуждаемой проблемы, либо в качестве оппонента по предлагаемым решениям. При необходимости и соответствующих материальных возможностях, семинар может проводиться в дистанционном режиме при помощи компьютерных технологий, либо носить комбинированный характер.

 На основе традиционных и современных технологий преподавания можно составить схему комплексного подхода к формированию коммуникативной компетентности специалистов. В эту схему включаются пассивны, активные и интерактивные методы, эффективно повышающие интерес студентов к учебному процессу, позволяющие почувствовать ситуацию и определить возможные стратегии собственных действий.

Задачами интерактивных форм обучения являются: пробуждение у обучающихся интереса; эффективное усвоение учебного материала; самостоятельный поиск студентами путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения); установление воздействия между студентами; обучение работать в команде.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: