double arrow

Активность и глубину подготовки отдельных подгрупп, студентов и занятия в целом.

 Спор на семинаре дает толчок к собственным размышлениям (как студента, так и преподавателя), помогая порой выявить решение проблемных вопросов.



Опыт проведения занятия «семинар – диспут»

На 1 курсе в 1 семестре на дневном отделении с использованием интерактивного метода

В рамках дисциплины «Университетское образование», в соответствие с программой курса изучаются темы: «Университетское образование в контексте Болонской декларации и формирования единого образовательного пространства» и «Законодательство образования РФ: структура и содержание образования». По разработанной тематике студенты выполняют рефераты и докладывают результаты в группах. Преподаватель проверяет рефераты, определяет проблематику, актуальность которой является всеобщей и формулирует тему «семинара – диспута». Таким образом, была определена тема семинара: «Что влияет на качество подготовки выпускников высшей школы?» Затем составлен план семинара и доведен до участников – группа АУ- 11 д в составе 20 студентов. (см. тему и план)

Семинар-диспут, 21.10. 2014г.

Тема: «Что влияет на качество подготовки выпускников высшей школы?»

                 План

Организация учебного процесса в вузах. Опыт лучших мировых университетов.

Инновации в организации высшего профессионального образования.

Содержание ОП высшего учебного заведения – залог качества.

Участники: Студенты 1 курса гр. АУ- 11 д.

Из числа студентов академической группы, были сформированы три малые группы (МГ), по два студента в каждой. В МГ вошли студенты:

                         

ФИО студента Тема реферата
Батищев А. Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Баджанов В. Перспективы электронного (дистанционного) образования в России и за рубежом.
Доронин Б. Университетское образование в Англии.
Черная Д.                        Содержание образовательных программ высшего экономического образования за рубежом.
Хохлова Е. «Лига плюща»: история объединения и современность.
Лисовол И. Санкт-Петербургский государственный университет: история создания, современный особый статус.
Поддубная Е Меггауниверситеты –современная образовательная инфраструктура.

Обсуждение в малых группах имеет следующие преимущества:

1) участники осуществляют лучший контроль над своим обучением, чем при традиционном восприятии материала;

2) поощряется участие каждого;

3) участники менее зависимы от преподавателя;

Метод позволяет усилить усвоение и разъяснение нового материала посредством дискуссии.

В срок за неделю до даты проведения семинара была проведена консультация в академической группе по методике проведения интерактивного семинара. Всем выдано Задание, включающее: план, правила, законы диспута, памятку участников диспута. (см. Задание). Среди студентов МГ, кроме того, были распределены роли и проведена индивидуальная консультация каждого члена группы отдельно. При этом, обращается внимание докладчиков МГ на то, что не зависимо от темы реферата, они должны высказать свою точку зрения по вопросам плана семинара и, в конечном итоге, сформулировать вывод относительно темы семинара – диспута.

ЗАДАНИЕ

1. Внимательно ознакомьтесь с понятием "диспут", с правилами и законами диспута, с памяткой. (см. ниже).

В течение 5 минут проведите обсуждение на заданную тему. Докажите свою точку зрения (не менее 3-х аргументов).

Подготовьте публичное выступление, аргументируя свою точку зрения.

Вопросы для диспута: (см. план)

Правила диспута

Диспут - свободный обмен мнениями.

На диспуте все активны.

В споре все равны.

Каждый выступает и критикует любое положение, с которым не согласен.

Главное в диспуте - факты, логика, умение доказывать. Мимика, жесты, восклицания в качестве аргументов не принимаются.

Законы диспута:

1.Здесь нет наблюдателей! Каждый - активный участник разговора.

Неуместные шутки запрещаются.

Помоги изжить комплексы своим товарищам.

Говори, что думаешь; думай, что говоришь.

Имей мужество выслушать правду, не обижаясь.

Памятка участнику диспута:

Прежде чем спорить, подумай.

Спорь честно и искренне, не искажай мыслей и слов своих товарищей.

Начиная спорить, ясно и определенно выскажи положения, которые будешь защищать и доказывать.

Помни, что доказательством и лучшим способом опровержения являются точные и бесспорные факты.

Доказывая и опровергая, говори ясно, просто, отчетливо, точно.

Старайся говорить своими словами.

Если доказали ошибочность твоего мнения, имей мужество признать правоту своего оппонента.

Заканчивая выступление, подведи итоги, сформулируй выводы.

Перед началом занятий важно разместить всех участников в аудитории. Мною была использована нижеследующая схема:

преподаватель-ведущий
эксперт
студенты  
студенты  
студенты  
докладчик  
докладчик
докладчик  
провокатор  
оппонент  
оппонент  
провокатор  
критик  
критик  
наблюдатель
студенты  
студенты



Рисунок 1. Схема размещения студентов в аудитории на занятии «семинар – диспут».

Независимо от размещения, все студенты, присутствующие на занятии, активно участвуют в обсуждении вопросов плана и дополнительных вопросов.

Ход семинара. Вначале справилась у присутствующих о том, знакомы ли все с правилами работы на «семинаре – диспуте». Предупредила, что в случае, если, выступающие отклоняются то темы или нарушают регламент, они будут прерваны.

Затем объявлена цель семинара – диспута.

По предложенной теме семинара – диспута, целью явился – процесс поиска, который в результате коллективного обсуждения обозначенной проблемы, приведет к установлению путей ее решения.

Следует отметить, что диспут как коллективное обсуждение может носить различный характер в зависимости от изучаемого процесса, уровня его проблематики и, как следствие этого, высказанных суждений.

Учебный диспут отличается от других видов диспута тем, что новизна его проблематики относится лишь к группе лиц, участвующих в диспуте, т. е. то решение проблемы, которое уже найдено в науке, предстоит найти в учебном процессе в данной аудитории. Для преподавателя, организующего учебный диспут, результат, как правило, уже заранее известен. Целью здесь является процесс поиска, который должен привести к объективно известному, но субъективному, с точки зрения студентов, новому знанию. Причем этот поиск должен закономерно вести к запланированному преподавателем заданию. Это может быть, на мой взгляд, только в том случае, если поиск решения проблемы (групповой диспут) полностью управляем со стороны преподавателя.

Можно выделить следующие специфические черты оптимально организованного и проведенного учебного диспута:

1) высокая степень компетентности в рассматриваемой проблеме преподавателя-организатора и, как правило, имеющийся достаточный практический опыт решения подобных проблем;

2) высокий уровень прогнозирования решения типичных проблемных ситуаций благодаря серьезной методической подготовке преподавателя-организатора, т. е., относительно низкий уровень импровизации со стороны преподавателя. Одновременно достаточно высокий уровень импровизации со стороны студентов. Отсюда необходимость управляемости преподавателем процессом проведения диспута;

3) целью и результатом учебного диспута являются высокий уровень усвоения обучающимися истинного знания, преодоление заблуждений, развитие у них диалектического мышления;

Источник истинного знания вариативен. В зависимости от конкретной проблемной ситуации - это либо преподаватель-организатор, либо студент, (студенты) выводят истинное знание при помощи преподавателя.

После объявления цели диспута, слово предоставляется докладчикам по вопросам плана, поочередно. По окончании пятиминутных выступлений основных докладчиков, присутствующие задают вопросы: студент – докладчику; докладчик – студенту; студент – студенту. Любой студент, по желанию, дополняет докладчика, высказывает мнение по проблеме, использует сведения, полученные из источников информации (Интернет, публикации из журналов и т.д.).

Чтобы дискуссия не прерывалась и не отклонилась от темы, мною задавались дополнительные, наводящие вопросы. Например, такие:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: