Взаимодействие студента и предмета обучения.
Это определяющий критерий обучения, без которого не может быть образования, поскольку он определяет процесс интеллектуального взаимодействия с предметом, в результате чего изменяется уровень подготовки обучаемого и повышается его интеллектуальный уровень.
Взаимодействие студента и преподавателя (тьютора).
В процессе этого взаимодействия, преподаватели (тьюторы) пытаются достичь тех же целей, что и все другие специалисты, работающие в сфере образования. Степень влияния преподавателя на студента в процессе взаимодействия значительно выше, чем при взаимодействии студента и предмета изучения. Студент попадает под влияние профессионального тьютора, и у него появляется возможность, ориентируясь на опыт педагога, изучать предмет наиболее подходящим для него способом. Индивидуальный подход - вот существенное преимущество этого метода.
Взаимодействие студентов.
Это новая форма интерактивного образования, которое станет вызовом мышлению и общепринятой практике. Происходит взаимодействие студентов, с отдельно взятыми обучающимися другими студентами, в составе группы или без нее, в присутствии преподавателя или без него в реальном времени.
Практика образования исторически строилась через создание группы или подгруппы студентов по причинам, которые не имеют никакого отношения к потребностям обучающихся. Групповая форма обучения сохраняется во многих случаях потому, что это единственная известная большинству преподавателей организационная форма, и потому, что это наиболее дешевый способ воплощения всех обучающих действий: формирование интереса, усвоение новой информации, ее практическое применение, оценка и поддержка студентов.
В настоящее время, взаимодействие студентов, происходящее в какой-либо образовательной группе, является ценным ресурсом обучения, а иногда даже основополагающим. Исходя из того, что в современном обществе, особенно в сфере бизнеса, чрезвычайно важно обладать навыками эффективного взаимодействия в групповом проекте, то при обучении студентов делается упор на именно эти навыки, применяя соответствующие тренинги. Студент может в одиночку или вместе с преподавателем изучать принципы лидерства и групповых взаимоотношений. Однако на этапе практического применения знаний и их оценки, приобретенный дух коллективизма становится наиболее ценным как для самих обучающихся, так и для их преподавателя.
Эффективность интерактивных форм обучения
В Федеральном Законе РФ «Об образовании в РФ», отмечено преобладающее значение использования наиболее эффективных методов обучения и воспитания обучающихся при реализации образовательных программ высшего профессионального образования университетов. Речь идет о методах, активизирующих обучаемых, побуждающих их к самостоятельной и творческой деятельности. Но что такое большая или меньшая эффективность методов обучения? И как определить, какой метод в данной учебной ситуации дает лучшие результаты?
Известно, что эффективность - это степень соизмерения результатов с затратами, система показателей, характеризующих уровень использования составляющих созданного учебного процесса. Т.е. эффективность (E) - это отношение полученного полезного результата (R) к затратам (M), понесенным для достижения этого результата. (E = R / M)
Эффективности обучения - результативность обучающих процессов - это качество знаний, удобство обучающей среды. Недостатки методов обучения - неудобство среды обучения, временные затраты.
В количественном виде результаты обучения оценить практически невозможно. Как отмечается в Стратегии развития образования РФ на период до 2020 г., целью является повышение качества образования и сделать его более доступным для широких слоев населения. Но возникает проблема, как оценить изменения в обучении.
В результате исследования психологов определены методы оценивающие реальный эффект от интерактивного обучения:
- интерактивность улучшает внимание. Повышенное внимание должно улучшать качество обучения.
- предоставление обратной связи обучающегося после интерактивного вопроса улучшает качество обучения.
- повторное знакомство с учебным материалом, вызванное неверным ответом на интерактивный вопрос никак не влияет на качество обучения.
При оценке эффективности интерактивного метода обучения необходимо использовать как качественные, так и количественные критерии (если возможно) для большей объективности заключений.
Интерактивный метод «семинар – диспут», действующие лица и их функции
Понятие «интерактивные методы обучения» распространяются на достаточно обширную группу приемов и способов проведения теоретических и особенно практических (семинарских, лабораторных) занятий.
Одним интерактивных методов проведения семинаров в университете является «семинар – диспут».
ДИСПУТ – (лат.) ученый спор, прение, состязание, защита, оправдание сочинения. По Ожегову: диспут - публичный спор на научную или общественную важную тему.
Остановимся подробнее на особенностях семинара-диспута, как наиболее коллективной форме работы студентов.
«Скажи мне - и я забуду; покажи мне - может быть, я запомню; вовлеки меня – и я пойму». Эти слова Конфуция помогают моей работе со студентами. Чтобы вовлечь в работу всех студентов группы, добиться хороших результатов, я стараюсь на занятиях использовать активные и интерактивные формы работы.
Семинар-диспут предполагает коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью установления путей ее достоверного решения. Он проводится в форме диалогического общения его участников. Предполагает высокую умственную активность, прививает умение вести полемику, обсуждать проблему, защищать свои взгляды и убеждения, лаконично и ясно излагать мысли.
Целью проведения «семинара – диспут» является формирование оценочных суждений, утверждение мировоззренческих позиций.
Основными функциями семинара – диспут являются: познавательная, воспитательная; функция контроля содержания, глубины и систематичности самостоятельной работы студентов, а также функция организационно-ориентационная и систематизирующая обучение. Он используется при анализе проблемных ситуаций, когда необходим простой и однозначный ответ на вопрос, при этом имеются альтернативные варианты ответов.