Содержание семинарских занятий

Занятие 1. Понятие, задачи и источники уголовно-исполнительного права РФ

План занятия

1. Понятие уголовно-исполнительного права РФ, предмет и метод.  

2. Цели, задачи и принципы уголовно-исполнительного права.

3. Источники уголовно-исполнительного права.

4. Понятие и состав уголовно-исполнительных правоотношений.

5. Уголовно-исполнительная политика.

Вопросы для обсуждения:

1. Место уголовно-исполнительного права в системе законодательства РФ.

2. Предмет уголовно-исполнительного права, его отличие от предмета уголовного права.

3. Сравнить трактовку целей наказания, содержащуюся в УК РФ и целей уголовно-исполнительного законодательства.

4. Чем объясняется приоритет императивного метода среди остальных методов уголовно-исполнительного права?

5. Основания для исполнения уголовного наказания.

6. Когда применяются международно-правовые акты, регулирующие исполнение и отбывание уголовных наказаний в Российской Федерации?

7.  Направления уголовно-исполнительной политики РФ.

8. В чем выражается гуманизация в уголовно-исполнительной системе?

9. Реализация принципа равенства и справедливости в уголовно-исполнительном праве РФ.

10. Реформа пенитенциарной системы.

Тесты

Место уголовно-исполнительного законодательства в системе законодательства РФ:

а) составная часть уголовного права;

б) составная часть уголовно-процессуального права;

в) составная часть криминологии;

г) самостоятельная отрасль права;

Что является предметом уголовно-исполнительного права:

а) предмет уголовно-исполнительного права тождественен предмету уголовного права;

б) деятельного органов и учреждений, исполняющих наказания;

в) исполнение уголовных наказаний;

г) исполнение уголовных и административных наказаний.

Метод уголовно-исполнительного права:

а) властный императивный приказ;

б) применение к осужденным мер, входящих в содержание соответствующего вида наказания;

в) неотвратимость наказания.

Цели уголовно-исполнительного права:

а) исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами;

б) кара осужденных, исправление и перевоспитание, общая и частная превенция;

в) восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений;

Задачи уголовно-исполнительного законодательства:

а) регулирование порядка и условий исполнение отбывания наказания

б) обеспечение законности исполнения и отбывания уголовного наказания;

в) обеспечить равенство осужденных при исполнении наказаний;

г) обеспечить охрану интересов общества и государства от преступных посягательств.

Принципы уголовно-исполнительного законодательства РФ:

а) соединение наказания с исправительным воздействием;

б) не повреди государству при исполнении наказания;

в) не повреди осужденному при исполнении наказания;

г) экономия средств принуждения при исполнении наказания

Основание исполнения уголовного наказания:

а) вступивший в законную силу приговор суда или изменяющие его определение или постановление суда;

б) оглашение приговора суда;

в) вручение осужденному копии обвинительного приговора с назначенным наказанием;

Действие уголовно-исполнительного законодательства в РФ в пространстве:

а) на всей территории РФ;

б) на территории субъекта РФ, по месту отбывания наказания;

в) на всей территории РФ и других зарубежных стран, если с ними заключено соглашение об исполнении уголовных наказаний.

Действие уголовно-исполнительного законодательства во времени:

а) исполнение наказания осуществляется по законодательству, действующему во время его исполнения;

б) действовавшим во время совершения преступления;

в) действовавшим во время вынесения приговора;

 

Литература

Основная

  1. Уголовно-исполнительное право: учебник для вузов / под ред. В.И. Селиверстова. – М: Юрист,2007. – 573с.
  2.  Уголовно-исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика конца XIX – начала XXI века: учебник для вузов / под ред. А.И. Зубкова. – М.: Норма,2006. – 702с.

3. Курганов С.И. Уголовно-исполнительное право: учебник для вузов / под ред Селиверстова. М.: Юристъ, 2007. 574 с.

4. Уголовно-исполнительное право Российской Федерации: Учебник / Под ред. И.Л. Трунова. – М., 2005. 

 

Дополнительная

1. Уголовно-исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика конца XIX – начала XXI века: Учебник для вузов / Под ред. А. И. Зубкова. М, 2002.

2. Уголовно-исполнительное право: Учебник для вузов / Под ред. В.И.Селиверстова. М, 2007. 

3. Лукьянова Е. Принципы справедливости и равенства перед законом в уголовно-исполнительном праве // Преступление и наказание. – 2004. - №11. – С.22-24.

4. Спицын В. Новое в уголовно-исполнительном законодательстве // Преступление и наказание.- 2004.-. №2.- С.14-16.

5.  Лукьянова Е Принципы справедливости и равенства перед законом в уголовно-исполнительном праве // Преступление и наказание. - 2004. - №11. – С.30-31.

6. Лукьянова Реализация принципа равенства осужденных перед законом в сфере труда // Преступление и наказание. - 2005. - №3. – С.26-28.

7.  Зорина А. Перспективы реформирования пенитенциарной системы // Преступление и наказание. - 2006. - №8. – С.10.

8. Симонов И. Обсуждена стратегия развития УИС // Преступление и наказание. - 2005. - №8. – С.6-9.

9. Будилов В. Курсом гуманизации // Преступление и наказание. - 2005. -№10. – С.15-19.

10.  Филиппов В., Трофимов С. Главная задача реформирования // Преступление и наказание. – 2003. - №3. – С.18-20.

11. Анопко В. Влияние гуманизации уголовного законодательства на изменения численности и состава осужденных // Преступление и наказание. - 2003. - №6. – С.10-14.

 

Занятие 2. Историко-правовые аспекты развития российской пенитенциарной системы

План занятия

1. Наказания Древней Руси.

2. Тюремная система самодержавной России.

3. Тюремная реформа XIX-начала XX века.

4. Исполнение наказаний в виде лишения свободы в первые годы советской власти (1917-1924).

5. Исправительно-трудовая система 30-50–х гг. XXв.

6. Исправительно-трудовая система 1960-80 годов

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: