Учебных заведений среднего профессионального образования Санкт – Петербурга

 

Сформированность профессиональных намерений является второй важнейшей составляющей сформированности профессионального плана учащейся молодежи.

Оценку сформированности профессиональных намерений у студентов учебных заведений среднего профессионального образования Санкт – Петербурга мы будем проводить, руководствуясь информацией, полученной в результате обработки ответов респондентов на следующие вопросы: «Достаточно ли хорошо Вы знаете о выбранной профессии: содержание деятельности, условия работы, востребованность на рынке труда, средний размер заработной платы и т.д.?», «Будет ли связана Ваша дальнейшая профессиональная деятельность с той профессией, которой Вы обучаетесь?», «В процессе обучения Вы ближе познакомились с профессией, которую выбрали. Как Вы считаете, правильно ли Вы выбрали профессию?».

Итак, большинство учащихся учебных заведений среднего профессионального образования (75,0 %) считают, что их знания о профессии, которой они обучаются, достаточны. Очень много о выбранной профессии знают 17,0 % респондентов. Можно предположить, что эта группа респондентов имеет высокую мотивацию к получению профессиональных знаний и дальнейшей работе по профессии. Респондентов, которые не имеют ни малейшего представления о выбранной профессии, сравнительно немного – 8,0 %. Но даже этот показатель говорит нам о том, что среди опрошенных всё – таки существуют люди, которые, обучаясь профессии, не имеют о ней достаточного количества информации. Данная группа респондентов, вероятно, будет иметь низкую мотивацию к работе по выбранной профессии.

Обращаясь к перспективам работы по выбранной профессии, отметим, что большинство респондентов связывают свое будущее с выбранной профессией (69,5 %).

Так, 33,5 % опрошенных собираются продолжить обучение по выбранному профилю в учебном заведении высшего профессионального образования; 21,0 % планируют в будущем сразу приступить к работе про профессии; 13,0 % уже работают по профессии и планируют продолжать работу после получения диплома; 2,0 % собираются поступить на краткосрочные курсы для углубления знаний. Профессиональные намерения этой группы молодых людей сформированы, присутствует осознанное отношение к выбранному виду профессиональной деятельности.

Абсолютно не связывают свою будущую профессиональную деятельность с выбранной профессией 19,0 % ответивших, из которых 10,5 % собираются поступить в ВУЗ для обучения другой профессии, 5,0 % еще не работают, но планируют работать по совершенно другой профессии по окончании учебного заведения, и 3,5 % собираются на краткосрочные курсы для получения другой профессии.

11,5 % респондентов еще не знают, будет ли связана их профессиональная деятельность с той профессией, которой они обучаются (вариант ответа «выбор ещё не сделан).

Что касается мнения студентов колледжей и техникумов о правильности сделанного профессионального выбора, то мы можем констатировать, что большинство респондентов считают, что сделали этот выбор правильно. В сумме ответы респондентов на вопрос «В процессе обучения Вы ближе познакомились с профессией, которую выбрали. Как Вы считаете, правильно ли Вы выбрали профессию?» «скорее правильно» (50,5 %) и «абсолютно правильно» (25,0 %) дают 75,5 %.

Затрудняются с ответом 13,0 % респондентов, что является показателем того, что эта часть студентов учебных заведений среднего профессионального образования не знает о своих приоритетах в трудовой сфере. Эти молодые люди выбирали профессию не вполне осознанно.

Также в распределении ответов респондентов на вышеозначенный вопрос присутствует группа респондентов, имеющих недостаточно информации об особенностях и специфике избранной профессии, а также и о своих потенциальных возможностях в её освоении (11,5 %). Так, 8,0 % ответивших считают, что выбрали профессию скорее неправильно и 3,5 % - что выбрали профессию абсолютно неправильно.

 Хотя профессиональные намерения сформированы у большинства студентов учебных заведений среднего профессионального образования, присутствует достаточно значительная доля респондентов, у которой выбор профессии был сделан неверно и у которых, соответственно, такая важная часть сформированности профессионального плана, как профессиональные намерения, отсутствуют.

 

III. Отношение студентов учебных заведений

Среднего профессионального образования Санкт - Петербурга

К рынку труда

 

       Отношение студентов учебных заведений среднего профессионального образования Санкт - Петербурга к рынку труда, мы будем оценивать, обращаясь к профессиональным ценностям и факторам, влияющих на адаптированное поведение на рынке труда (оценка шансов трудоустройства, желаемый уровень заработной платы и знание способов поиска работы).  Отношение учащейся молодёжи к рынку труда является важным индикатором профессиональной адаптации.    

       Профессиональные ценности рассмотрим, используя ответы на вопрос «Отметьте, пожалуйста, условия труда, важные для Вас при выборе рабочего места».

       Факторы, влияющие на адаптированное поведение на рынке труда, будем оценивать, используя информацию, полученную в результате обработки ответов респондентов на вопросы: «Каковы, по Вашему мнению, Ваши шансы устроиться на работу по осваиваемой профессии?», «На какой уровень заработной платы Вы рассчитываете в первый год после окончания учебного заведения?» и «Назовите пять эффективных способов поиска работы».

Говоря о профессиональных ценностях и факторах, влияющих на адаптированное поведение на рынке труда, отметим, что ведущей профессиональной ценностью для студентов колледжей и техникумов является отчётливо выраженное стремление к высокому заработку (возможность получать хороший заработок отметили 82,1 %; наличие премий по результатам работы – 66,3 % опрошенных).

Но помимо ярко выраженной материальной заинтересованности для молодых людей имеют значение и мотивы познавательного характера, к которым относятся возможность профессионального роста (73,5 %) и возможность повышения квалификации (62,2 %). Можно с уверенностью предположить, что молодые люди, отметившие в качестве одного из приоритетных эти мотивы, достигнут успеха в выбранной области профессиональной деятельности и будет наиболее адаптирована к рынку труда.

Обращаясь к перспективам адаптированного поведения на рынке труда выпускников учебных заведений среднего профессионального образования, заметим, что их большинство, вероятно, будет иметь ряд трудностей. Несмотря на тот факт, что 58,0 % респондентов оценивают свои шансы на дальнейшее трудоустройству по выбранной профессии довольно высоко («очень высокие» - 13,5 %, «достаточно высокие» - 42,0 %, «я уже работаю по профессии» - 2,5 %), существует группа респондентов, которая пессимистична в оценке возможностей своего дальнейшего трудоустройства по профессии (7,0 %). К этой группе относятся молодые люди, оценивающие шансы на трудоустройство как низкие (2,5 %), а также затрудняющиеся с ответом (4,5 %). К тому же большинство будущих выпускников колледжей и техникумов имеют завышенные запросы по заработной плате, что отрицательно повлияет на их шансы получить рабочее место и, соответственно будет неблагоприятным фактором для адаптации на рынке труда.

Так, группа молодых людей, имеющих адекватные запросы по будущей заработной плате, составляет всего 29,9 % (3000 – 15000 рублей), тогда как группа респондентов с завышенными требованиями по заработной плате составляет 30,8 % (26000 рублей и выше). У данной группы молодёжи, очевидно, возникнут сложности при трудоустройстве по профессии, так как подавляющее большинство работодателей не готовы платить вчерашним выпускникам высокую заработную плату.

Треть выпускников с зарплатными ожиданиями в 16000-25000 рублей (31,0 %) также имеет шансы адаптироваться к ситуации на рынке труда по окончании учебного заведения. На рынке труда Санкт – Петербурга присутствуют вакансии с заработными платами в вышеозначенном диапазоне, но для получения рабочего места необходимо максимально соответствовать требованиям работодателя и иметь отличные профессиональные навыки.

Единственным благоприятным фактором, влияющим на адаптированное поведение на рынке труда выпускников учебных заведений среднего профессионального образования, является их достаточная информированность об эффективных способах поиска работы. Хотя наиболее значимыми в процессе трудоустройства остаются друзья, знакомые и родственники (79,9 %), контактами с которыми собираются воспользоваться респонденты, ими также отмечались и такие информационно насыщенные источники, как интернет (64,2 %) и газеты (55,3 %). По крайней мере, большинство будущих выпускников колледжей и техникумов хорошо ориентируются в основных способах поиска работы и знают, из каких источников можно брать информацию о существующих вакансиях. Можно предположить, что по мере приобретения практического опыта в процессе трудоустройства молодые люди пересмотрят свои зарплатные ожидания в сторону уменьшения и успешно адаптируются на рынке труда.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: